Развитие общего кругозора учащихся в ДМШ становится почвой, на которой формируется личность ребенка. Традиционной формой обучения является урок по специальности, но внеклассно-воспитательная работа может стать областью, в которой успешно внедряются новые формы и методы воспитания юных музыкантов, ориентированные на развитие их творческих способностей. Обогащение художественно-образного мышления учащихся - важная задача обучения, ведь от того, насколько мышление наполнится образным содержанием и ассоциативными связями, зависит успех развития ребенка. Педагогу следует достичь того, чтобы виды искусства не существовали изолированно в сознании ученика, а образовывали единый комплекс мира добра и красоты.
Существует несколько типов восприятия музыки. Один из них - тип наиболее сухого восприятия - присущ ряду музыкантов-профессионалов, которые заняты ремесленной стороной музыки. При другом типе восприятия на слушателя воздействуют именно звуковые образы, но ассоциаций может и не возникать. При третьем типе восприятия воздействие звуковых образов сочетается с богатством ассоциативных связей. Для этого типа характерно стремление к конкретности, желание не только поддаться эмоциям музыки, но и понять ее содержание. Именно такого слушателя можно и должно воспитывать на уроках фортепиано и МХК в детской музыкальной школе, поэтому педагоги обращаются к помощи ассоциаций, чтобы “растормошить” мышление учащегося, сделать его более живым и пластичным, пробудить к творческой активности.
Действительно, ведь самим ученикам, которым музыка говорит еще не так много, пояснения и ассоциации необходимы: они помогают раскрыть смысл музыки и сделать его доступным для понимания. Нотная графика имеет для детей отвлеченный смысл, а “зашифрованные” в ней чувства композитора нужно растопить теплом воображения и фантазии. Проведение параллелей и аналогий с художественными полотнами помогут детям более полно раскрыть содержание, уведут от привычных штампов технологизма и сделают исполнение более ярким, эмоционально насыщенным.
Ассоциации выполняют вспомогательную роль, но главная их ценность заключается в том, что они вызывают отклик на музыку. Собственные ассоциации детей драгоценны: педагогу следует ухватиться за эту ниточку, развить и углубить художественный образ, возникший в представлении ученика, и опираться на него в работе. Образ, созданный учащимся, быстрее достигнет цели, чем, может быть, более точный, но чуждый ученику, подсказанный педагогом.
Образные ассоциации имеют значение не только на ранних стадиях обучения, когда дети более открыты для общения, более искренне реагируют на музыку, но и в занятиях с подростками. Изменяется характер ассоциаций, потому что учащийся уже имеет эмоциональный личный опыт, больший багаж знаний. Педагог должен помнить, что не все сравнения из области изобразительного искусства могут быть знакомы ученику. В этом случае они могут послужить толчком для познавательной активности ученика, дать пищу его любознательности, а в конечном итоге послужат развитию его кругозора.
Затронутая проблема взаимодействия видов искусства на уроках фортепиано не утратит своей актуальности, потому что способствует формированию творческой личности, обладающей фантазией и воображением, способной решать сложные задачи в любой сфере деятельности. Теоретические положения будут подтверждены примерами из нашего опыта практической деятельности.
Важную роль в развитии образно-ассоциативного мышления играют программные произведения. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы, легко воспринимаемые и наиболее выразительно ими исполняемые. Среди произведений программного содержания нас заинтересовали пьесы, связанные с образами природы. С момента возникновения человечества его жизнь была тесно связана с миром природы. Все мы живем на одной планете и дышим одним воздухом. И нет ничего удивительного в том, что у человека возникала потребность запечатлеть этот богатый, открывающийся перед его взором, мир в красках или звуках. Поэтому в качестве предмета исследования мы и обратились к образам природы, воплощения которой в искусстве многолики и имеют самые разнообразные проявления, как в живописи, так и в музыке.
Особенно близка эмоциям человека стихия воды, с которой связаны яркие изображения в фортепианной и симфонической музыке. Применительно к практике ДМШ распространенным примером изображения стихии воды являются пьесы, созданные под впечатлением музыки дождя, которая является любимой и благодатной темой в творчестве многих композиторов. Учащимся были заданы пьесы для самостоятельного разучивания. Позже, когда состоялся классный час на тему “О чем рассказал дождик”, - результат превзошел все ожидания! Здесь были и стихи, и сказки, и яркие картинки, и пьесы собственного сочинения. Отзвуки дождя и грозы были найдены в этюдах, и даже полифонии И.С. Баха. В пьесах-картинках вдруг появились такие интересные образы, находки и замыслы, словно распахнулось окно в удивительный мир детской фантазии.
Классному часу предшествовала кропотливая и творческая работа. Чтобы настроить детей на творческий лад, автором была разработана “Памятка”, пользуясь которой они должны были сопоставить особенности музыки и живописи. Только прислушавшись к музыке и найдя сходство с живописью, дети смогли ощутить связь изобразительного искусства и музыки, и другими глазами взглянуть на окружающий мир.
Памятка для учащихся по выполнению творческих заданий
- Самостоятельно выучи пьесу.
- Подбери стихотворение, соответствующее характеру музыки или сочини свое стихотворение. Напиши рассказ на заданную тему.
- Сочини свою песню о дождике или сочини слова к мелодии в своем произведении.
- Выполни рисунок, аппликацию, можно использовать
любую технику для выполнения задания. При
выполнении рисунка помни:
- продумай, о чем хочешь рассказать в своей музыке и рисунке;
- линия может отражать прием исполнения пьесы (штрихи, текучая или прерывистая, энергичная или плавная и т. д.);
- цвет соответствует настроению - теплые или холодные тона, грустное или веселое настроение;
- композиция (расположение предметов на листе) может соответствовать форме пьесы - начало действия, его развитие, завершение;
- использование живописной техники должно соответствовать характеру музыки - яркие цвета или расплывчатые, размытые краски, красочные аппликации или техника витража.
- Запиши кратко свои впечатления от музыки и
определи, что ты хотел выразить своей живописной
работой. Поставь перед собой вопросы:
- какие изменения происходят в природе во время дождя?
- какие чувства испытываете вы во время дождя?
- какие краски подходят для изображения дождя?
- как меняется природа после дождя?
- какие события происходят в вашей пьесе?
- Красиво и аккуратно оформи все виды своих творческих работ.
Помни! Ты творец! Ты можешь и умеешь очень много!
Пусть фантазия и выдумка никогда не покидают тебя!
Вниманию учащихся были предложены пьесы, которыми далеко не исчерпывается разнообразие репертуара: А. Александров “Дождик накрапывает”, А. Балтин “Дождь танцует”, Б. Бакарак “Капли дождя”, В. Витлин “Дождик, дождик” (песня), А. Гедике “Гроза”, Е. Голубев “Дождь (интермеццо)”, Г. Дмитриев “Дождь и радуга”, В. Калиниченко “Танцующий дождик”, И. Кореневская “Дождик”, М. Легран Тема из кинофильма “Шербурские зонтики”, С. Майкапар “Дождик”, Т. Назарова “Летний дождик”, Неизв. автор. Танго “Дождь идет”, С. Прокофьев “Дождь и радуга”, Н. Руднев “Дождик”, Г. Свиридов “Дождик”, Н. Сидельников “Теплый дождик”, С. Слонимский “Под дождем мы поем”, В. Шаинский “Песенка Крокодила Гены”, Ф. Бургмюллер “Гроза”.
Кратко определим методические задачи, на которые педагогу следует обратить внимание в работе. Для начинающих учеников интересна пьеса А. Александрова “Дождик накрапывает”. Мелодия в ней распределена между двумя руками. Наиболее распространенная ошибка в пьесах подобного типа состоит в том, что учащиеся задерживают пальцы на клавишах при передаче мелодии из руки в руку. В этом случае важно добиться осмысленного исполнения, чтобы звуки не “проваливались”, а звучали как единая мелодическая линия. Здесь пригодится прием подтекстовки мелодии, чтобы учащийся понял ее и сыграл выразительно. Вот какие слова мы придумали:
Серой кошкой туча мчится,
Пыль кружится по полю,
И деревья, словно птицы,
Крыльями захлопали.
Аналогичные задачи решаются в пьесах А.Балтина “Дождь танцует” и Т.Назаровой “Летний дождик”. В пьесе Кореневской “Дождик” с помощью ритмического рисунка возникает довольно приятная мелодия, хотя в действительности мы не можем слышать музыку дождя, но ритмичный и монотонный стук капель знаком всем с раннего детства. Дождик, несомненно, является летним, так как “музыка здесь добрая и ласковая, похожа на польку”, по мнению учащейся. Современные ритмы являются основой для мелодической линии в пьесе В. Калиниченко “Танцующий дождик”, в которой ученик знакомится с синкопированным ритмом.
Запоминающиеся образы разбушевавшейся стихии создает А.Гедике в любимом произведении младших школьников “Гроза”. При ее исполнении они ощущают себя повелителями стихии. Здесь быстрый бег шестнадцатых, которые вызывают ассоциации с порывами ветра, сменяется раскатами грома. Контрастная динамика, насыщенная педализация - все эти средства музыкальной выразительности “работают” на воплощение художественного образа пьесы в целом.
Пьеса С. Прокофьева “Дождь и радуга” из цикла “Детская музыка” являет собой пример колористической звукописи композитора. В ней буквально в зримых образах предстает перед нами настоящая акварельная зарисовка. Пьеса имеет трехчастное строение, которае сочетает в себе контрастность образов и повторность, что облегчает восприятие музыки. Композитор сопоставляет две гармонические сферы - дождя и радуги. Первая представлена альтерированными созвучиями, передающими напряжение. Напевная, широкая мелодия ассоциируется с раскинувшейся по небу радугой. Ощущение простора создает использование регистров.
Не менее выразительна по средствам гармонического языка пьеса Г. Дмитриева “Дождь и радуга”, в которой учащийся может ощутить красоту гармонических красок. Композитор использует остроту диссонирующих интервалов, гроздья созвучий, которые, подобно дождевым каплям, растекаются по стеклу. Выстраивание ассоциативного ряда помогает сделать эту работу яркой и интересной.
С удовольствием разучивают дети пьесу С.Слонимского “Под дождем мы поем”. Само название уже настраивает на соответствующий лад и приглашает ученика к сотворчеству. Ему тоже захочется сочинить свою песенку и побегать босиком по лужам вместе с героями пьесы. Вот какие стихи сочинила ученица под впечатлением этой пьесы:
Дождик капает по лужам,
А я к клумбе наутек
Посмотреть, как дождик мочит
Нераскрывшийся цветок.
Вижу, бабочка под листик
Залезает не спеша.
Листик - это ее крыша,
Защищает от дождя.
Как люблю я этот дождик!
В нем и радость есть, и грусть...
Поброжу еще немного -
И сушиться понесусь!
Импрессионистически-красочную картинку веселого летнего ливня воссоздает Г. Свиридов в пьесе “Дождик” из “Альбома пьес для детей”. Увлекательный разговор об изменениях в природе во время озорного летнего дождя состоялся у нас при разучивании этой пьесы. Она воссоздает картину теплого летнего дня, когда небо ясное и ничто не предвещает ненастья. Но неожиданно хлынул проливной ливень! Застучали капли, которые врасплох застали детей на улице. Струи похожи на потоки воды, но летний ливень проходит очень быстро. Меткими средствами композитор создает запоминающиеся картины-образы. Главной технической задачей здесь следует считать ровности исполнения 16-х нот, передающих журчание струй. В яркой кульминации пьесы появляются смелые акценты на сильных долях. Колористические тонкости, создаваемые с помощью педали, наглядно иллюстрируют роль гармонии в создании музыкального образа.
Живописная интерпретация музыкальных произведений - наиболее сложная из всех форм работы с музыкальным материалом. Предварительное знакомство с работами художников было призвано стимулировать воображение детей, чтобы они поняли, сколь разным может быть отражение этой темы в изобразительном искусстве, и побудить их к творчеству, к созданию собственных рисунков на заданную тему. Рекомендованные для ознакомление произведения художников: Ю. Пименов “Ливень”, Н. Крымов “После весеннего дождя”, И. Шишкин “Дождь в дубовом лесу”, Ф. Васильев “После дождя”, “Волжские лагуны”, “Перед дождем”, “После дождя”, А. Куинджи “После дождя”, А. Саврасов “Радуга”, “После грозы”, “Кремль...”, К. Коро “Порыв ветра”, И. Левитан “Плес. После дождя”, Л. Бакст “Ливень”, А. Герасимов “После дождя”.
К своим музыкальным произведениям каждый учащийся нарисовал картинку. Анализ работ учащихся позволяет выявить общие способы воплощения художественного образа музыки. Первый способ - прием аллегории. Чтобы рассказать о дожде, учащийся его одухотворяет, олицетворяя в образе веселой тучки, которая стучит в окошко, или в виде пляшущих капелек дождя. Второй способ - сказочные сюжеты, в которых действуют животные и птицы. Например, разговор зайчика и сороки под проливным дождем заставляет вспомнить о ситуациях русских народных сказок. Забавный Львенок, житель теплых стран, довольно уютно чувствует себя под зонтиком во время дождя. Третий способ - изображение реальных сцен из повседневной жизни. Дети, радующиеся первым капелькам, лужи во дворе, радуга, раскинувшаяся по всему небу, люди, бегущие под зонтиками по улицам - все это узнаваемые приметы в рисунках учащихся.
Если определить стилевую направленность ученических работ, можно сделать вывод, что в своих работах дети прошли тот же путь, что и история мировой живописи - от аллегории и сказочных образов к реалистическому изображению действительности. Дети продемонстрировали разнообразие приемов и техники исполнения - от карандаша до акварели, использовали аппликации для выполнения задания. Одна учащаяся сделала книжку-малютку про сестер-близнецов и их приключения во время дождя. Свой выбор сюжета она объяснила очень просто: по гороскопу ее знак - Близнецы, поэтому это ее любимая тема. Так, вслушиваясь и всматриваясь, дети открывают для себя общее и особенное в картинах природы и выражении состояний души человека. Их опыт обогащается посредством восприятия произведений искусства в неразрывной целостности, что вызывает у детей яркие ассоциативные представления, развивает их эмоциональную сферу.
Чтобы научить детей выражать свои мысли и чувства не только с помощью цвета и линий, но и привлекая выразительность слова, они выполняли творческие задания. Дети подбирали стихи русских поэтов или сочиняли свои, писали сочинения по пьесам или по ассоциациям, которые вызывает у них музыка. Интересно отметить, насколько по-разному дети воспринимают события, происходящие под дождем. Во многом это зависит от возрастных и психологических особенностей. Основным героем сочинений стал теплый летний дождь, который может стать другом, пронестись над городом, как вихрь, стать партнером по танцам. Приведем некоторые примеры в сокращении:
Мои впечатления (Д. Кабалевский. Этюд ля минор) Константинова Настя, 12 лет
Конечно, это просто этюд - упражнение для развития пальцев. Но в музыке я услышала, как постепенно надвигается гроза. С первых тактов возникает чувство тревоги, как будто завывает или налетает ветер. По городу пронесся ураган! Последние порывы - самые стремительные. Это самое трудное место в этюде, которое мне пришлось долго учить. Гроза не хочет отступать!
Летний дождь (Черноусова Диана, 12 лет)
... Помню, я отдыхала в оздоровительном лагере. Как-то начался проливной дождь, все попрятались в здание, а я босиком выбежала на улицу. До сих пор вспоминаю ощущение теплой воды, струящейся по моему телу. Я готова была танцевать под дождем! Лужи наполнялись водой, платье липло к ногам, а мне было хорошо! Воспитательница звала меня под навес, пугала простудой, а мои подруги с завистью смотрели на меня из окон. Наверное, вид у меня был очень счастливый, потому что несколько девчонок выбежали ко мне! ...С тех пор я полюбила дождь и всегда встречаю его с радостью!
Особняком среди всех художественных работ стоит рисунок учащейся Пентеговой Оли, 14 лет, на котором изображена девушка, стоящая под дождем на крыше дома. Работа заключает в себе нотки романтического отношения к действительности, а ее рассказ заключает в себе необыкновенно пронзительное по искренности выражение чувств: оказывается, что только дождик становится единственным другом, которому можно поведать самое сокровенное.
Ночной дождь
...Слезы текут по моему лицу. Или это дождь, которого я раньше не замечала? Мокрые прядки волос прилипли ко лбу. Дождь течет по моему лицу, смешиваясь со слезами и смывая их. Дождик, мой старый и, наверное, уже единственный друг. Ты тоже плачешь? Тогда давай поплачем вместе. Вдвоем плакать не так одиноко. Дождь стекает по лицу, словно унося с собой все плохое. Мягко стучит по моим плечам, как будто говорит: “Все будет хорошо. Ну же, улыбнись!” ...Уже уходя с крыши, я поднимаю глаза к небу. “Спасибо тебе, друг, мой дождик. В следующий раз я обязательно приду сюда. Ведь друзья не расстаются, не так ли?”.
Мои ассоциации (В. Калинников “Грустная песенка”) Кравцова Полина, 11 лет
Мне кажется, что живописное произведение будет написано в нежных голубовато-зеленоватых тонах, причем не масляными красками, а прозрачными акварельными. Они больше подходят для протяжной и певучей мелодии. Когда в музыке появляется мажор, краски должны сгущаться, становиться более насыщенными. Может, это радуга раскинулась по небу? Или проглянуло на миг солнышко? Но вновь небо затянуто тучами, и все окутано пеленой дождя.
Несомненным литературным и художественным даром обладает Марк Мальцев,14 лет. В его сочинении выдержан стиль повествования, соблюдены элементы формы: имеется завязка, кульминация и развязка событий. Интересный прием использует он для завязки событий и подведения итога, начиная повествование со слов: “...А дождь все лил и лил. Не переставая”, - и заканчивает свой рассказ той же фразой в настоящем времени. Таким образом, бессознательно (это мы выяснили, когда он принес свой рассказ) учащийся использовал прием радуги, раскинувшейся, словно арка в его повествовании.
...А дождь все лил и лил. Не переставая. Вода низвергалась с неба, будто кто-то лил ее ведрами наземь. Водные массы сотрясали теплый воздух, земля не успевала впитывать всю обрушившуюся на нее влагу. Ветер нес капли в себе; оттого он казался словно разреженным водным потоком. Он заставлял стекла окон звенеть, он ломал вековые сосны и молодые березки. Потоки воды пробивали полиэтиленовые крыши теплиц, мяли жестяные крыши и капоты автомобилей. Огромные серые тучи нависли над городом, словно намекая, что это все - лишь вступление к еще более грозной, бушующей силе стихии. Прямой стрелой уходила вдаль улица, и вода отражала в себе, как в огромном продолговатом зеркале, все дома и строения, стоящие вдоль улицы. А тем временем стихия бушует. Дождь все льет и льет. Не переставая...
Рассказы детей пронизаны непосредственностью восприятия жизни, ее светлых сторон. Во всех сочинениях присутствует главная мысль: дождь - это гармония и радость, хорошее настроение, положительные эмоции. Мало кто вспоминает об унылых, монотонных осенних дождях, что свидетельствует об оптимистическом мировосприятии, сформированном у детей, будем надеяться, под воздействием произведений искусства.
Важным итоговым моментом в завершении творческой деятельности стало оформление сочинений, где тоже понадобились фантазия и выдумка. Ребята хотели придать своим творческим поискам законченный вид, выполнить оформление листов с фантазией и выдумкой, украсить их виньетками и выразительными заставками, включить в текст красочные зарисовки, отражающие содержание стихотворения.
Чтение ученических работ приоткрывает внутренний мир детей, стремление осмыслить и понять жизнь. Наши совместные творческие поиски послужили стимулом к взаимному духовному общению и лучшему узнаванию разных граней личности каждого питомца.
Итак, сочетание новых форм творческой деятельности с традиционными видами обучения лишний раз доказывает огромные воспитательные возможности искусства. Мы убедились, что все виды искусства решают сходные задачи, поэтому проблема их взаимодействия не является надуманной и отвлеченной, а имеет прямой выход в практику, дает богатую пищу для детского воображения - и в этом ее непреходящее значение. Учителю следует поддерживать и поощрять интерес учащихся ко всем видам художественного творчества, рассказывать о любимых книгах, картинах, восхищаться памятниками архитектуры. Использование разных видов искусства на уроках фортепиано позволяет сформировать у детей осмысленное и целостное восприятие искусства, художественно-образное мышление, развивает их творческие способности, помогает ребенку войти в чудесный мир искусства, которое содержит неисчерпаемый запас духовного богатства, созданного на протяжении всего периода существования человечества.
Литература.
- Васина-Гроссман В. Музыка среди других искусств. - "Пионерский музыкальный клуб", № 22, 1988. - с. 59-65.
- Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. – Л.: Художник РСФСР, 1977. – 224 с.
- Вершинина Г. Б. “...Вольна о музыке глаголить”. – М.: Новая школа, 1996. –192 с.
- Вопросы методики начального музыкального образования. - М.: "Музыка", 1981. - 231 с.
- Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. - М.: "Музыка", 1963. - с. 65-76.
- Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3. - М.: "Музыка", 1971. - с. 264-296.
- Коротеева Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления учащихся. - журнал "Искусство в школе", 1996, № 1. - с. 35.
- Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств. - М.: "Музыка", 1966. - 62 с.
- Ляховицкая С. С. О педагогическом мастерстве. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности. - Л.: "Музыка", 1963.
- Медушевский В. Красота природы в музыке и ее этические основания. - "Искусство в школе", 2004, № 6. - с. 5-11.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: "Музыка", 1967. - 274 с.
- Скорик Е. Взаимодействие музыки и живописи. - "Музыка в школе", 2003, № 4. - с. 35-40.
- Стоковский Л. Музыка для всех нас. - М.: "Музыка", 1963.
- Тарасов Л. Музыка в семье муз. - Л.: "Детская литература", 1985. - 158 с.
- Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1968. - 78 с.