Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
1. Образовательная:
- привести усвоенный материал в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей между его элементами;
- актуализировать знания учащихся по теме.
2. Развивающая:
- развить у учащихся математическую грамотную аргументированную речь;
- умение логически мыслить, анализировать, обобщать.
3. Воспитательная:
- продолжать воспитывать познавательную активность;
- культуру поведения на уроке.
Оборудование:
- цветные мелки;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран.
Используемые технологии:
- информационно-коммуникационные;
- проблемное обучение;
- игровые методы активного обучения;
- здоровьесберегающие.
Приложение: мультимедийная презентация.
Литература:
- Н.Я. Виленкин и др. «Математика 5 кл.», – Москва «Мнемозина», 2010.
- Е.Г. Васютина и др. «Математика 5 кл.». Часть 1. Дидактический материал, – Институт продуктивного обучения, 2007.
Цифровые ресурсы:
- ru.wikipedia.org/wiki/
- yandex.ru
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня наш урок «Решение задач на проценты.»
Слайд 2.
Обратите внимание на высказывание, написанное на экране: «Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения.». Оно принадлежит Томасу Эдисону (1847-1931 г.) американскому изобретателю, предпринимателю, организатору и руководителю первой американской промышленно-исследовательской лаборатории.
Смысл этого выражения перекликается с темой нашего урока, который посвящен процентам. На протяжении последних дней мы решали много задач на проценты. Сегодня мы повторим пройденный материал и отработаем навыки решения задач.
Слайд 3.
Немного истории…
Вспомним… Слово «процент» происходит от латинских слов «procentum», что дословно переводится как «на сто». Знак % произошёл благодаря опечатке. В рукописях «procentum» часто заменялось словом «cento» (сто) и писали сокращённо – cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %.
II. Устная работа
Слайд 4.
Учитель: Чему равен 1% ? (Ответ учащихся). Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.
Значит
- 100% = 1;
- 75% = 0,75;
- 50% = 0,5;
- 25% = 0,25.
Слайд 5.
Учитель: Вспомним… Продолжите предложение. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо …
(Ответ учащихся).
Например:
- 1 × 100 % = 100 %;
- 0,57 × 100 % = 57 %;
- 2,43 × 100 % = 243 %;
- 0,004 × 100 % = 0,4%.
Приведите еще примеры. (Ответ учащихся).
Продолжите предложение. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо… (Ответ учащихся).
Например:
- 7% = 7 : 100 = 0,07;
- 42% = 42 : 100 = 0,42;
- 123% = 123: 100 = 1,23;
- 8,5% = 8,5 : 100 = 0,085
Слайд 6.
Учитель: Тест 1. Запишите
проценты в виде десятичной дроби:
- 45%
- 123%
в процентах десятичные дроби:
- 0,87
- 0,07
- 2,672
по ответам найдите букву и прочитайте слово…
- 12,3 – О
- 4,5 – П
- 87% – Л
- 70% – С
- 1,23 – Й
- 26,72 – А
- 7% – Е
- 0,45 – Э
- 8,7% – М
- 267,2 – Р
Слайд 7.
Ответ…
ЭЙЛЕР Леонард Эйлер 1707–1783гг.
В 1725 г. в Санкт-Петербурге по указу Петра I открылась Академия наук, т.к. ученых в России не хватало, были приглашены ученые из-за границы. Среди них был математик из Швейцарии Леонард Эйлер. Россия стала ему второй Родиной. Он написал более 800 научных трудов.
Проверка результатов. (Оценки по желанию учителя.)
Слайд 8.
Учитель: Рассмотрим задачи на проценты:
- Нахождение дроби от числа (% от числа).
- Нахождение числа по его дроби (по его %).
- Сколько % составляет одно число от другого?
Решение задач (слайды 9-17) Приложение
Слайд 18
III. Подведение итогов.
Учитель опрашивает класс.
- Кто сколько решил правильно задач?
- В чем были трудности?
- Что понравилось?
Выставление оценок.
Постановка домашнего задания: придумать 3 задачи разного типа и решить.
Слайд 19.
Спасибо за урок дети!