Возможности создания и использования видеозадачника с литературными сюжетами на занятиях по физике

Разделы: Физика


Согласно Концепции модернизации российского образования, в деятельности любого образовательного учреждения осуществляется интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения, они осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе; воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность выражается в компетентностном подходе к учебному процессу, что находит отражение в планировании занятий, таким образом, чтобы помимо развития деятельностных ( процедурных) знаний, умений и навыков, происходило воздействие на мотивационную и эмоционально-волевую сферу. Естественно, что интеграция процессов воспитания и обучения происходит более активно и результативно, через использование современных технологий в процессе преподавания различных учебных дисциплин и естественнонаучные дисциплины и физика в том числе не исключение.

Планируя учебные занятия необходимо учитывать, что студенты, поступающие в наш колледж, даже на одну специальность и в одну группу имеют как разную базовую школьную подготовку, информационную культуру, интеллектуальный и общекультурный уровень, различную социальную среду. Следовательно целевые ориентации на которые должна быть направлена деятельность преподавателя: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; осуществлять "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Однако значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс. В реализации принципа наглядности на занятиях по физике большая роль отводится звуко- изобразительным (кино, телевидение) наглядным пособиям.

Именно кино, являясь самым синтетическим видом искусства, позволяет реализовывать потребности в более полном, комплексном, эстетическом освоении мира (это касается всех видов кинематографа: игрового, документального, научно-популярного,учебного,мультипликационного). Аудиовизуальная природа кино, многослойность его воздействия, способность не только показать, но и рассказать в действии, приближенном к формам самой жизни, — все это значительно расширяет эмоционально-познавательную емкость экранного искусства, обеспечивая более тесный контакт,являясь мощным действенным фактором духовного развития личности.

Применение кинофильмов на занятии целесообразно в том случае, когда учебный материал:

  • имеет принципиально важное значение для изучения предмета в целом;
  • сложен и труден для усвоения;недоступен для изложения с равной или большей эффективностью при использовании других средств наглядности;
  • требует для изучения наблюдения процесса в динамике;
  • принципиально не предназначен для зрительного восприятия, но с помощью экрана может быть представлен в виде динамических моделей или мысленных экспериментов;
  • недоступен для непосредственного наблюдения в условиях учебного процесса;
  • может быть раскрыт только череззрительноевосприятие;
  • связан с изучением исторических или документальных материалов(они будут продемонстрированы на экране).

Это могут быть целостные фильмы (занимают весь урок и освещают все его проблемы) и фрагментарные (занимают часть урока и посвящены конкретной отдельной его проблеме), фильмы — пособия для просмотра дома в качестве элемента самообразования.

На стандартных учебных занятиях, проводимых в форме лекции, обычно большинство студентов заняты пассивной деятельностью, заключающейся в копировании информации, предоставленной педагогом-лектором. Но для каждого преподавателя первостепенным и определяющим является не количество зафиксированной студентом информации, а количество оставшейся в памяти осмысленной информации. Студента необходимо заинтересовать представленной информацией, чтобы ему был интересен и процесс обучения и содержания обучения.

В связи с вышеизложенным в данной статье я хочу остановиться на создании видео задачника по физике с литературными сюжетами и аспектах его использования в учебном процессе. Основой видео задачника могут быть фрагменты из известных художественных или анимационных фильмов, в которых можно выделить учебную проблему, рассматриваемую в одном из изучаемых разделов физики. При наличии соответствующих технических возможностей возможно переозвучить фрагменты фильма, чтобы прозвучало численное условие задачи. В этом плане удобно использовать программу Sony Vegas 8.0. Видеоролики при этом создаются из кадров, отобранных из кинофильмов и мультфильмов. Они смонтированы с наложением звуковых и текстовых дорожек, для получения полноценного видеоролика. Большое количество видео фрагментов трансформируемых в задачи можно найти например в фильмах о Шерлоке Холмсе.

Из психологии известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Именно поэтому является целесообразным использование задач- фрагментов фильмов, которые способствуют либо закреплению полученных знаний, либо систематизации изученного, либо просто остаются надолго в памяти студента благодаря ярким и запоминающимся моментам. Студент устает на занятиях не от объема полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса, если отсутствует развитие творческой деятельности на уроке, именно развитие как доказано, позволяет научиться творчески мыслить, для этого необходимо сформировать твердое желание научится этому. Когда преподавателю удается разбудить это желание и постоянно поддерживать его, меняя виды деятельности, для студентов более интенсивно проходит занятие. Всем известно состояние, когда время “ словно летит”, если занимаешься любимым делом и очень долго “идет”, если делаешь то, что не желаешь.

Условия достижения благоприятного соотношения факторов утомляемости на уроке представлены в таблице 1.

Таблица 1

Фактор утомляемости Условия достижения благоприятного соотношения факторов
Трудность Учет особенностей функционирования мозга в процессе обучения:

Разные механизмы записи информации в долговременную память (по зрительному каналу при многократном предъявлении, по другим- после анализа ее и сопряжения со зрительной информацией;

Необходимость предоставления определенного времени и обеспечение специальной деятельности для сопряжения информации, полученной по разным каналам.

Насыщенность Организация обучения в динамических позах; естественная деятельность и речь.
Эмоциональное состояние Предоставление возможности выбора и создание ситуации успеха.

Применение видео задачника на различных этапах урока позволяет создать условия для благоприятного учета соотношения факторов утомляемости и сведения их к минимальному воздействию, тем самым обеспечивая здоровье развивающую деятельность.

Необходимо определить место задач в учебном процессе. Это зависит от дидактической цели которую ставит при выборе задачи учитель: постановка проблемы, проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление или повторение учебного материала.

При постановке проблемы и объяснении нового материала подобная задача предлагается учащимися на начальных этапах введения понятия. Тогда она является ключевым построения всего урока.

На заключительном этапе урока можно вернутся к этой задаче и подвести итоги – дать обобщенный способ решения класса подобных задач.

При проверке и закреплении знаний, задача выступает в роли частного, конкретного примера. При решении такой задачи необходимо применить полученные обобщенные знания. При этом эмоционально обогащаются полученные ранее знания, создается эмоциональная основа для их запоминания.

Физические видео задачи с художественным содержанием целесообразно сочетать с политехническими и физическими задачами с историческим содержанием , с помощью которых ученики знакомятся с научно техническими достижениями страны, работами отечественных и зарубежных ученых. В данном случае удачны фильмы серии “Жизнь замечательных людей” о создателе терменвокса Льве Термене, Владимире Зворыкине, благодаря которому мир смотрит электронное телевидение и др. Просмотр данных фильмов помимо знакомства с судьбами и научной деятельностью известных людей, позволяет создавать проблемные ситуации если предложить студентам объяснить принцип работы устройств о которых идет речь в просматриваемом фильме.

Использование задач на основе литературных сюжетов позволит учителю в полной мере реализовать следующие функции: побуждающую, познавательную, воспитательную и развивающую – и достичь поставленных целей в процессе обучения (см. таблицу).

Функции и цели физических задач на основе литературных сюжетов в учебном процессе:

Таблица 2

Функции Цели
Побуждающая Активизация внимания

Мотивация учения

Активизация познавательного интереса

Создание проблемы и проблемной ситуации

Познавательная Формирование понятий

Конкретизация и систематизация знаний

Моделирование физических явлений

Воспитательная Воспитание научного процесса

Воспитание гражданственности

Развивающая Развитие образного и логического мышления

Развитие эвристического мышления

Особого внимания заслуживают задачи, создаваемые по мотивам фильмов, сценарий которых основан на известных художественных литературных произведениях. Что не только ориентирует на решение конкретной физической задачи, но и может стимулировать интерес к чтению оригинала произведения, что является хорошим воспитывающим фактором, особенно в наше время, когда подрастающее поколение почти не читает книги.

В процессе решения задач постоянно должно обогащаться содержание понятия, расширяться его объем и устанавливаться связи с другими понятиями. Видео задачи с художественным содержанием позволяют осуществлят межпредметные связи не только с естественнонаучными дисциплинами, но и с предметами гуманитарного направления, такими как история и литература.

Использование текстов художественных произведений благодаря образности, красочности описания наблюдаемого явления позволяет учащимся наглядно представить это явление, тем самым, способствует процессу формирования понятий.

Особо следует подчеркнуть, что задачи на основе литературных сюжетов служат средством связи не только между учебными предметами, но и между двумя такими сферами человеческой деятельности, как наука и искусство. Это активизирует интерес студентов – “гуманитариев”, не склонных к изучению точных наук, а формируемое понятие при этом обогащается.

Данные задачи дают основу для мысленного моделирования. В них можно создавать фантастическое и нереальные ситуации (используя фрагменты фантастических фильмов), которые помогут глубже познать окружающий мир. Гипертрофированное усиление действия законов квантовой физики, релятивистской механики и их перенос в привычный нам мир позволяют, с одной стороны, наглядно объяснить студентам в принципе не воспринимаемые чувственно явления, а с другой – показать различия между законами микро- и макромира, определить границы их применимости и условность подобного переноса.

Одно из важнейших качеств научного мышления – способность критически мыслить, динамическое понимание категории истины как одного из главных компонентов формирования научного мировоззрения. Один из способов формирования критического мышления заключается заключается в умении дать научный анализ ситуации, представленной в задаче. Такой анализ позволяет студентам развеять утверждения различных псевдонаук, отделить народные приметы, основанные на наблюдениях природы, от предрассудков, показать противоречивость физических свойств различных сказочных (если основа задачи анимационный мультфильм) существ и таинственных явлений, что позволяет сделать вывод о невозможности из существования.

Таким образом возможности видео задач на основе литературных сюжетов, предлагаемых средствами кинематографии позволяет решать широкий спектр учебных задач, развивает основные компетенции. Преимущество их перед другими физическими задачами- это возможность выхода логических рассуждений за границы учебного предмета, что позволяет сочетать логические рассуждения, обусловленные физическими законами, с житейской логикой и здравым смыслом, предлагаемая в задачах информация стимулирует образное мышление, придает изучаемому материалу эмоциональную окраску,делает его ярким, наглядным, стимулирует интерес к решению задач. Проводимое анкетирование показывает, что в группах первого курса, где решались только стандартные текстовые задачи по учебникам интерес к решению задач проявляло 40 % обучаемых, 60% оставались в лучшем случае безразличны, то при использовании видео задачника об интересе к процессу решения задач заявили 75% студентов.