Урок обществознания по теме "Родители и дети". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель: актуализация знаний учащихся о способах решения конфликтных ситуаций в семье.

Задачи:

  • развитие умения анализировать причины возникновения конфликтных ситуаций между детьми и родителями;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Оборудование:

План урока:

I. Изучение новой темы:

1. Вступительное слово учителя.

2. Взаимоотношения детей и родителей.

3. Стратегии поведения в межличностном конфликте.

II. Закрепление.

III. Выводы.

IV. Домашнее задание

Ход урока

I. Изучение новой темы

1. Вступительное слово учителя.

Презентация (слайд 1)

Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И всё же – не стоит детей корить,
Когда-то и им малышей растить,
Всё перечувствовать и пережить
И побывать в “стариках” и “предках”.
Э.Асадов.

Вопросы к классу:

  • “Как вы поняли смысл этих строк?”
  • “Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?”

(слайд 2)

2. Взаимоотношения детей и родителей.

(слайд 3)

Чаще всего самое большое влияние на человека оказывает семья. Не общество в целом, не школа, а именно семья. И в первую очередь личность ребёнка формируют родители. Они помогают ребёнку усваивать правила поведения в обществе, разбираться в происходящем, учат общению с людьми. От взаимоотношений ребёнка с родителями зависит, каким он вырастет, как будет строить свои отношения с окружающими.

(слайд 4)

В жизни ребёнка отец и мать занимают большое место. В его глазах родители выступают как:

- источник поддержки;

- воплощение власти;

- образец и пример для подражания;

- старшие друзья и советчики.

Но в любой семье случаются различные ситуации, в ходе которых происходит столкновение интересов между детьми и родителями. Психологи называют такие ситуации конфликтными.

(слайд 5)

Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.

Работа в группах.

Вопросы к классу:

(слайд 6)

Почему возникают конфликты между детьми и родителями? Какие причины чаще всего провоцируют конфликтные ситуации?

Работа детей в группах (по 4 человека). Учащиеся обсуждают и на заранее подготовленных листочках (см. Приложение 1) записывают причины (5-6 шт.). Затем следует обсуждение предложенных вариантов. Листочки прикрепляются к доске магнитами.

(слайд 7)

Так как же правильно вести себя, чтобы общение с родителями не превратилось в сплошное высказывание упреков и нравоучений?

Работа учащихся в группах (по 4 человека). Учащиеся в течение 5 мин. обсуждают и записывают в специальные бланки (см. Приложение 2) правила общения с родителями. По истечении времени проходит обсуждение предлагаемых вариантов. Листочки прикрепляются к доске магнитами.

Учитель подводит итоги и делает акцент на следующих правилах.

(слайд 8)

Правила общения с родителями:

Уважение к родителям. Уважайте любое решение родителей, даже если оно кажется вам несправедливым. Вы можете и должны высказывать свое мнение. Но высказывание недовольства родительским решением всегда важно начинать со слов: “Я уважаю ваше решение, но мне бы хотелось сказать что…”. И, поверьте, ваши шансы быть услышанным увеличатся в несколько раз.

Признание собственных ошибок. Все мы учимся на своих ошибках. Но порой бывает так трудно их признать. Если вы хотите доказать родителям, что вы действительно взрослый и ответственный человек, не бойтесь признаться в своих промахах.

Открытость и общительность. Старайтесь общаться с родителями как можно больше. Рассказывайте им о своих друзьях, увлечениях, планах на будущее, о любви, в общем, обо всем, что вам интересно, чем вы живете в данный момент времени. Чем больше информации будет у ваших родителей, тем больше будет доверия к вам, и как следствие снизится количество ограничений вроде “туда не ходи”, “этим не занимайся”, “с тем не общайся”.

Вежливость и тактичность. “Вежливость порождает и вызывает вежливость”. Отсутствие вежливости становится серьезной проблемой в отношениях с родителями. Даже если на ваш взгляд родители в чем-то неправы, и вам очень хочется им это доказать, начинайте разговор с фраз: “Мне бы хотелось объяснить вам мою точку зрения” или “У меня на этот счет другое мнение, и мне было бы приятно, если бы вы его выслушали” и т.д. Но всегда произносите с соответствующей интонацией, без повышения голоса и размахиваний руками. В этом случае ваши слова будут быстрее услышаны и приняты во внимание.

Терпениеэтому качеству надо постоянно учиться. Учиться не реагировать на обидные слова и выражения в свой адрес, не комментировать поступки и ошибки окружающих. Никто не говорит что это легко, но ради хороших отношений с родителями можно сделать некоторые усилия над собой.

(слайд 9)

В любой семье может возникнуть конфликт. И причины будут самые разнообразные. Но бояться нужно не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.

3. Стратегии поведения в межличностном конфликте.

(слайд 10)

Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.

Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.

Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.

Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.

Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

II. Закрепление

1. Почему возникают конфликты между родителями и детьми?

2. Что поможет улучшить взаимоотношения детей и родителей?

3. Какие стратегии поведения в конфликтах наиболее оптимальны?

III. Выводы

- самое большое влияние на ребёнка оказывает семья;

- в отношениях родителей и детей важными являются уважение, умение выслушать и понять;

- конфликты необходимо решать и лучшим способом является совместное обсуждение проблемной ситуации и поиск наиболее оптимальных выходов.

IV. Д/З