Цели:
: организовать деятельность
учащихся по формированию целостного
представления об основной идее произведения,
найти отличия при толковании понятий: неправда и
фантазия, врун и фантазёр.
Оборудование:
компьютер и проектор, учебник, презентация “Н.Носов “Фантазёры”, карточки для индивидуальной работы и рефлексии.Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Введение в тему урока.
- Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)
- Для этого вам нужно составить слово из букв:
з я а т ф а н и (фантазия)
- Подберите синонимы к слову фантазия.
(неправда, выдумка, небылица, воображение)
- Из словаря Ожегова:
Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
- Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол (3 слайд)
(фантазировать)
- Из словаря Ожегова:
Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.
- Как называют человека, который любит фантазировать? (4 слайд)
(фантазёр, выдумщик, сочинитель)
- Из словаря Ожегова:
Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.
3. Постановка цели урока.
- Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке (слайд 5)
(понять, чем отличается неправда от фантазии)
Страна Вообразилия –
Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
Неправда и фантазия.
Как их нам распознать?
Для этого и будем
Сегодня мы читать.
- На уроке литературы мы размышляем над рассказом Н.Носова “Фантазёры”.
4. Открытие нового
- Назовите главных героев рассказа (слайд 6)
(Мишутка и Стасик)
- Что можете о них сказать?
(любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)
5. Кто лучший сочинитель?
- Прочитайте, что придумывал Мишутка: (слайд 7)
Мне 140 лет.
Был большой, а стал маленький.
Могу реку переплыть, океан.
Напала акула, откусила голову, другая выросла.
Раздавил автобус.
- Прочитайте, что придумывал Стасик.
Мне 95 лет.
Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
Мог море переплыть.
Раньше летать умел, потом разучился.
Крокодил съел, а потом выплюнул.
На луну летал.
- Кто, по-вашему, лучший сочинитель?
(Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.
Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну)
6. Давайте подумаем
- А как друзья сами называют свои фантазии? (слайд 8)
(враки, враньё)
- Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?
(Нет, фантазия никому вреда не приносит.
Мальчики придумывали для собственного удовольствия.)
- Чем отличается врун от фантазёра?
- Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.
- Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.
- Какой ещё герой присутствует в рассказе? (слайд 9)
(Игорь)
- Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.
(Вот врут – то! И вам не стыдно?
“Сказки! – презрительно фыркнул Игорь)
- Что значит презрительно?
(неуважительно, с отвращением)
- Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.
- А зачем Игорь стал с мальчиками играть?
(Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)
- Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?
(Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)
- Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.
- Что можете сказать об истории Игоря?
(Это не фантазия. Это было на самом деле.
Игорь поступил нечестно.
От его слов пострадала сестрёнка.)
- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм, ээээ?
(Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)
7. Фантазировать легко?
- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд 10)
(нет фантазии)
- Как ребята отнеслись к поступку Игоря?
(Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)
- Как вы относитесь к поступку мальчика?
(Игорь поступил подло.
Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она
спала.
Игорь обманул не только Иру, но и маму.
Он врун и обманщик.)
- Как назвали Игоря мальчики?
(брехун)
- Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?
- Почему автор его использовал?
(автор осуждает поступок Игоря)
- Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?
(Иру)
- Какое у неё было настроение?
(грустное)
- Какие слова помогли это понять?
(глаза у неё были заплаканные)
- Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.
- А как бы вы утешили девочку?
(Не переживай, Ира.
Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)
- Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?
- Какие слова в тексте подтверждают это?
(Ира засмеялась.)
8. Давайте подумаем
- Дадим характеристику поступкам героев (слайд 11)
- Вам помогут зашифрованные слова. Соберите слово с помощью букв алфавита.
3, 29, 14, 29, 19, 6, 13
21, 14, 29, 19, 6, 13
А -1 | Б-2 | В-3 | Г-4 | Д-5 | Е-6 | Ё-7 | Ж-8 | З-9 | И-10 | Й-11 |
К-12 | Л-13 | М-14 | Н-15 | О-16 | П-17 | Р-18 | С-19 | Т-20 | У-21 | Ф-22 |
Х-23 | Ц-24 | Ч-25 | Ш-26 | Щ-27 | Ь-28 | Ы-29 | Ъ-30 | Э-31 | Ю-32 | Я-33 |
3, 29, 14, 29, 19, 6, 13
вымысел
21, 14, 29, 19, 6, 13
умысел
- Точное определение этих слов можно найти в толковом словаре.
Вымысел – это то, что создано воображением, фантазией.
Умысел – это заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.
- Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом?
(вымысел – Мишутка и Стасик,
умысел – Игорь)
9. Чтение по ролям
- Сколько частей – диалогов можно выделить в тексте? (слайд 12)
1 диалог – Мишутки и Стасика.
2 диалог – разговор с Игорем.
3 диалог – встреча с Ирой.
10. Работа в паре
Тест “Внимательный читатель” (слайд 13)
1) Запишите фамилию, имя, отчество автора произведения.
2) Вставьте пропущенные слова:
Мишутка и Стасик сидели ... на скамеечке и разговаривали.
а) во дворе
б) в саду
в) в лесу
3) Игорь намазал Ире вареньем ...
а) нос
б) щёки
в) губы
4) Сколько порций мороженого смогли купить Мишутка и Стасик?
а) 1
б) 2
в) 3
5) Почему автор озаглавил рассказ “Фантазёры”?
а) дети сочиняли смешные истории
б) дети обманывали
в) рассказ о детях
6) Соберите пословицу: дана, добрые, жизнь, на, дела.
- Проверим работу.
1) Николай Николаевич Носов
2) в саду
3) губы
4) 1
5) дети сочиняли смешные истории
6) Жизнь дана на добрые дела.
- Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу?
11. Фантазировать легко?
- А вам приходилось когда-нибудь фантазировать? (слайд 14)
- Ребята нашего класса создали книжки – самоделки. Прочитайте эти забавные истории.
12. Итог урока
- Какую цель мы поставили в начале урока? (слайд 15)
(понять, чем отличается неправда от фантазии)
- Достигли мы этой цели?
- Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?
(главные герои фантазируют без злого умысла)
- Чему учит нас рассказ?
(выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)
- Николай Носов интересно, легко, с юмором и очень просто рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. (слайд 16)
- Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми.
13. Рефлексия
- Попробуйте оценить собственные успехи на уроке: (слайд 17)
- получилось отлично
- не все задания выполнил так, как хотел
- получилось не так, как хотелось
14. Домашнее задание (по выбору) (слайд 18)
- 1 – пересказ диалога (по выбору);
- 2 – рисунок фантазий Мишутки или Стасика;
- 3 – сочинение собственной небылицы.