Финикия. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест.

Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа.

Изучению истории Древней Финикии посвящается предлагаемый урок.

Цели и задачи урока:

  • Проследить особенности хозяйственной жизни, общественного устройства Финикии.
  • Выяснить значение изобретений финикийцев для развития хозяйства и торговли.
  • Развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, определять по ней местоположение основных государств Древнего мира.
  • Развивать у учащихся умение работать с разными источниками информации.
  • Развивать у учащихся интерес к истории, воспитывать уважение к достижениям других народов.

Тип урока:

Урок изучения нового материала, формирования новых знаний, умений и навыков.

Форма проведения урока:

Словесно-игровая.

Оборудование урока:

  • Историческая карта.
  • Картосхема “Направления колонизации Финикии”.
  • Иллюстрированный материал.
  • Информационные карточки.

Основные термины и понятия:

  • Мореплавание.
  • Пиратство.
  • Колония.
  • Колонизация.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.
  2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
    А. Работа с исторической картой.
    Б. Фронтальный опрос учащихся (проводится путем устных ответов на вопросы).
    В. Работа с информационными карточками
  4. Обобщение и систематизация знаний учащихся (закрепление изученного материала).
  5. Объяснение нового домашнего задания.
  6. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

II. Проверка предыдущего домашнего задания (осуществляется по ходу урока).

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Мы с вами в этом учебном году путешествуем по странам Древнего мира. Мы уже побывали в Древнем Египте, Междуречье, Ассирии. В этот раз мы садимся на торговый корабль и направляемся в небольшую страну, располагающуюся вдоль восточного побережья Средиземного моря. Кто может назвать эту страну? Правильно – это Финикия.

Давайте выясним, что мы ждем от этого путешествия. Вспомните, с чего мы начинали изучать историю Древнего Египта?

Учащиеся: Мы начинали изучать историю этой древней страны с ее географического положения. Затем выяснили, каков ее климат и как он влияет на хозяйственную деятельность живущих там людей.

После этого мы должны охарактеризовать общественный строй и познакомиться с культурой нового народа…

Учитель: Мы так же должны сравнить жизнь финикийцев и египтян, ассирийцев и жителей Двуречья.

Сейчас давайте разделимся на три группы и в течение нескольких минут подготовьте, пожалуйста, характеристику изученных нами государств с помощью ассоциаций, фактов, событий, персоналий.

Предполагаемые ответы учащихся:

Первая группа: Египет – Нил, земледельцы, фараоны, религиозная реформа, Тутмос, пирамиды, папирус.

Вторая группа: Двуречье – Тигр, Ефрат; клинопись, законы Хамураппи, Вавилон.

Третья группа: Ассирия – железо, завоевания, Ниневия – “логово львов”.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с исторической картой.

Учитель: Найдите на исторической карте города-государства, возникшие в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры на Восточном побережье Средиземного моря – Акка, Тир, Сидон, Библ, Бирута и другие.

2. А сейчас мы снова поработаем в группах.

Задание для первой группы: Сравните географическое положение Финикии и Египта.

Задание для второй группы: Сравните географическое положение Финикии и Междуречья.

Задание для третьей группы: Сравните географическое положение Финикии и Ассирии.

Общее задание для всех групп: Сделайте вывод о том, каким занятиям финикийцев способствовало географическое расположение их страны и её климатические условия?

Учащиеся делают вывод: удобное географическое расположение Финикии на восточном побережье Средиземного моря дало возможность финикийцам заниматься мореплаванием, торговлей, а наличие кедровых и дубовых лесов обеспечивало их деревом для строительства кораблей и сооружения крепостей и прекрасных храмов. Города Финикии возникают в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры как города-государства.

3. Вопросы к учащимся для контроля знаний:

  1. Что такое город-государство? (Город с прилегающими селами, полями, имеющий свои законы и войско)
  2. В истории каких стран мы встречаем города-государства? (Шумеро-Аккадское царство)

Учитель: Города, как известно, были центрами ремесла и торговли. Но финикийцы пошли дальше – они изобрели еще и стекло, и пурпурную ткань.

4. Работа с информационными карточками.

Задание классу: Покажите значение открытий финикийцев, используя информационные карточки.

Информационная карточка № 1.

Однажды финикийский корабль, который вез соду, остановился на песчаном берегу. Купцы решили пообедать и разожгли костер. Но не найдя камня, они использовали кусок каменной соды, чтобы устроить посуду над огнем. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками и начала течь ручейком прозрачная жидкость. Таким образом финикийцы первыми начали изготовлять прозрачное стекло.

Со временем они начали привозить цветное стекло из Сирии, торговля которым была очень прибыльным делом.

Ученые считают, что изобретение стекла по важности и значению равноценны открытию металлов, ткачества, глиняной посуды. А как вы считаете?

Информационная карточка № 2.

Финикийцы открыли секрет окраски шерсти в фиолетово-красный цвет. Краска называлась пурпуром, ее добывали из морского малюска, отжимая из каждого всего несколько капель жидкости. Ткани, покрашенные пурпуром, были яркими, не выгорали на солнце и сохраняли свой цвет во время стирки. Стоила эта ткань очень дорого, поэтому купить ее могли только очень богатые люди.

Это было очень выгодным делом для жителей Финикии. Недаром греческое название этого народа “фойникес” означает “те, кто красят в багряный цвет”.

Саму краску из Финикии не вывозили, поскольку секрет ее изготовления хранился в тайне. В обмен на краску финикийцы получали хлеб и металлические изделия.

Учитель: Как вы считаете, какое значение имели открытия финикийцев для развития торговли?

Вывод: Торговля для финикийцев имела очень большое значение. К сожалению, источником их обогащения так же было пиратство. Финикийцы обманом заманивали доверчивых людей на свои корабли… Им были нужны рабы.

5. А сейчас давайте поработаем с учебником и дополним схему.

Развитие торговли

Продавали

С какими странами торговали?

Покупали

Учитель: Финикийские купцы вели торговые записи. Но пользоваться иероглифами или клинописью было очень не удобно, поэтому финикийцы придумали свой алфавит на основе египетской скорописи. Он был прост: буквы обозначали только 22 согласных звука, гласные не записывались.

Финикийский алфавит положен в основу письма греков, латинян, славян.

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (закрепление изученного материала).

Среди изученного нами есть утверждения верные и ложные. Отличать их мы будем жестом подъема пальца вверх или опускания его вниз, как в гладиаторских боях.

  1. Финикия находилась на западном побережье Средиземного моря. (Нет)
  2. Самыми большими городами были Тир, Сидон, Библ, Бирута? (Да)
  3. Финикийцы изобрели стекло, пурпурную краску, азбуку. (Да)
  4. В конце II – начале I тысячелетия до нашей эры финикийцы были лучшими мореплавателями и кораблестроителями. (Да)
  5. Морская торговля финикийцев соединялась с пиратством. (Да)
  6. Основным занятием финикийцев было скотоводство. (Нет)
  7. Колония – это место поселения жителей какого-нибудь государства. (Да)
  8. Карфаген – колония, которая основана на островах вблизи Италии. (Да)

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • На контурной карте отметьте направления колонизации Финикии.
  • Творческое задание: Вы попали в Карфаген. Опишите, что вы там увидели?

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.