Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, основания-электролиты, соли-электролиты.
- Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
- Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся по составлению уравнений реакций ионного обмена, в молекулярном и ионном видах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Упр. №1. “Химический дождь”. (См. Приложение 1. Презентация к уроку). Между какими ионами произойдёт взаимодействие? Составьте уравнения реакций.
Пятиминутка. (Приложение 2) Отметьте в таблице знаком “+” пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. 1 вариант – с образование осадка, 2 вариант – с образованием газообразного вещества и воды.
Реагирующие вещества | K2CO3 | KOH | AgNO3 | FeCl3 | HNO3 |
NaOH | |||||
CuCl2 | |||||
HCl |
III. Усвоение новых знаний и способов действия
Рассмотрим в свете теории ЭД свойства веществ, растворы которых обладают электропроводностью: кислоты, основания и соли.
– Дайте определение кислот с точки зрения теории ЭД.
– Озвучьте схему, приведите примеры.
Упр. №2. Составьте уравнения возможных реакций растворов кислот с веществами. Охарактеризуйте их с позиции теории ЭД.
a) |
HCl + |
—>Zn |
b) |
HCl + |
—>Cu(OH)2 |
c) |
HCl + |
—>Na2CO3 |
—>Cu |
—>KOH |
—>AgNO3 |
||||||
—>Ca |
—>Al(OH)3 |
—>Fe(NO3)3 |
||||||
d) |
H2SO4 + |
—>Mg |
e) |
H2SO4 + |
—>Zn(OH)2 |
f) |
H2SO4 + |
—>K2CO3 |
—>Zn |
—>NaOH |
—>NaNO3 |
||||||
—>Cu |
—>Fe(OH)3 |
—>BaCl2 |
Первая группа свойств кислот обусловлена наличием в них иона водорода.
Как можно доказать наличие данного иона? (индикаторами).
Лабораторный опыт №1.
Проверьте действие универсального индикатора на растворимые и нерастворимые кислоты.
Кислота |
Цвет универсального индикатора |
Вывод |
Соляная кислота | ||
Серная кислота | ||
Угольная кислота | ||
Кремневая кислота | Не изменяет цвет индикатора (т.к. нет иона водорода) |
Вторая группа свойств кислот обусловлена наличием кислотного остатка в составе кислот. По ним можно отличать кислоты между собой.
Лабораторный опыт №2.
Проведите качественные реакции на некоторые кислоты.
Формула кислоты |
Реагент |
Продукт |
НСl |
Ион Ag+ (растворимые соли серебра) |
AgCl, белый творожистый осадок |
H2CO3 |
Известковая вода Ca(OH)2 |
CaCO3, помутнение прозрачного раствора известковой воды |
H2SO4 |
Ион Ba2+ (растворимые соли бария, щелочь) |
BaSO4,белый осадок |
– Дайте определение оснований с точки зрения теории ЭД.
– Озвучьте схему, приведите примеры.
Упр. №3. “Накормите лягушку”. Какие “комары” будут “съедены” каждой из “лягушек”? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
— Сформулируете определение солей с точки зрения ТЭД.
— Как диссоциируют средние (кислые, основные) соли?
Составьте уравнения диссоциации солей:
MgCl2 <—>
Fe2(SO4)3 <—>
Основные химические свойства солей. Все три типа реакций являются обменными, поэтому идут до конца, если образуется осадок, газ или слабый электролит.
Демонстрационный эксперимент:
IV. Закрепление новых знаний и способов действия.
Упр. № 4. “Химический баскетбол”. Сколько мячей попадёт в корзину? Составьте уравнения реакций.
V. Первичный контроль новых знаний и способов действия.
Упр. №5. “Часы с кукушкой”. Кукушка начинает куковать всякий раз, когда между веществом, указанным на стрелке часов, и веществом, соответствующим цифре на циферблате, возможна реакция. Напишите уравнения возможных реакций . 1 вариант – нечётные номера, 2 вариант – чётные номера.
VI. Информация о домашнем задании.
Прочитать §13-15. уметь объяснять основные понятия, иллюстрировать их примерами, упр. 4 стр.44, упр. 3 стр.48, упр.2,3 стр.50.
VII. Рефлексия.
- Какие из изученных сегодня вопросов вызвали наибольшие трудности при усвоении? Как вы думаете почему?
- Что на уроке вам понравилось? Почему?
- Не забудьте поставить ваш кораблик к соответствующему острову в “Океане настроений”
Литература.
- Кузнецова Н.Е. и др. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2012. – 320с.: ил.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие.– М.: Вентана-Граф, 2004. – 352с.
- Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия 8-9 кл. – М.: Дрофа, 1999.– 128с.: ил.