ЦЕЛИ: уточнить и сравнить артикуляцию звуков з-ж; учить различать звуки з-ж в словах, предложениях; развивать память, внимание, фонематическое восприятие; воспитывать любовь к родном краю и бережное отношение к природе.
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Сегодня, ребята, мы пойдем с вами на экскурсию в лес.
- Кто из вас скажет, чем богаты наши леса? (наши леса богаты ягодами, грибами, в лесу водится много зверей и птиц)
- Кто знает, как надо вести себя в лесу? (не ломать веток деревьев, не разорять птичьих гнезд)
- Лес – это дом для зверей и птиц, его надо беречь, быть внимательным.
2. Развитие зрительного внимания и памяти. (Приложение 1)
- Потренируем наше внимание и память. А помогут нам в этом лесные жители. (сова, волк, дятел, белка, лиса, лось, змея).
- Назовите и запомните лесных жителей. Игра “Кого не стало”.
3. Развитие слухового внимания и памяти.
- Послушайте слова, запомните их и повторите в том же порядке: лес, трава, деревья, солнце, цветы, птицы, животные. (Дети повторяют слова).
4. Проведение артикуляционной гимнастики.
- В лесу можно услышать много разных звуков. Это поет ветер, разговаривают между собой деревья. Для того, чтобы нам красиво и правильно говорить проведем артикуляционную гимнастику.
- Возьмите зеркала. Делаем вдох и тихо пропеваем гласные 1 ряда: а, о, э, у, ы; а теперь погромче.
“Лопаточка”, “Чистим зубки”, “Качели”, “Позвенели з-з-з”, “Пожужжали ж-ж-ж”, “Постучали д-д-д”, “Вздохнули: Ох”. Положили зеркала.
5. Вычленение з-ж из слов стихов.
- Послушайте стихи и скажите, какие звуки слышатся чаще других.
Жук жужжит “жу-жу-жу!”
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу,
И жужжу, жужжу, жужжу.
- Назовите слова со звуком ж?
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Зелёная шишка, под ёлкой молчит,
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной траве.
Играет зелёную песенку мне.
- Назовите слова со звуком з?
6. Знакомство с темой.
- Сегодня на уроке мы будем различать звуки – буквы “з” - “ж”. Запишите в тетради число и тему.
7. Сравнение звуков по артикуляции.
- Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. (работа с зеркалами).
Звук “з” - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении “з” губы растянуты в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная.
Звук “ж” - согласный, звонкий, бывает только твердым. При произнесении “ж”: губы округлены, язычок поднят вверх, воздушная струя теплая.
- Чем они похожи? (они похожи тем, что оба звука согласные, твердые, звонкие).
- Чем они отличаются? (при произнесении “з”: губы в улыбке, воздушная струя холодная, а при произнесении “ж”: губы округлены, язычок наверху, воздушная струя теплая.
- Произносим звуки с опорой на ладонь (вверх – вниз).
- Произносим звук с опорой на условные значки (о - - о...) (ж – з – з - ж). Выявили черты сходства и различия.
8. Соотнесение звука с буквой.
- Какой буквой на письме обозначаем звук “з”? (буквой “з”).
- Какой буквой на письме обозначаем звук “ж”? (буквой “ж”).
9. Дифференциация з – ж в слогах.
- Начинаем различать з - ж в слогах. Читаем хором слоги по слоговой таблице.
- Записываем слоги: в 1 столбик слоги с буквой “з”, во 2 – с буквой “ж”. (за – жа, зу- жу, зы – жи).
- Какую гласную написали в слоги “жи”? Почему? (жи – ши пиши с буквой “и”)
10. Дифференциация з – ж в словах.
- Проведем устный диктант. Приготовьте сигнальные карточки з - ж. Я буду называть слова, а вы мне показывать соответственную букву з или ж.
Жук, злой, ужи, гроза, животное, земля, дружба, земляника, корзина, здоровье, журавль.
- Запиши слова в 2 столбика (по наличию “з” и “ж”).
Зелень, жаба, лужа, воздух, дрожит, гнездо, свежий, музыка, убежал, друзья.
- Проверяем: сколько слов в 1 столбике, во 2 столбике?
11. Физ. минутка.
12. Развитие лексической стороны речи.
- Закончите словосочетание отвечая на вопрос:
- Солнце (какое?).....
- Лес (какой?)....
- Трава (какая?)....
- Составьте и прочитайте слова коза – кожа.
- Чем отличаются эти слова? (буквами з – ж)
- А ещё чем? (по смыслу).
- Кто такая “коза”? (домашнее животное)
- Что такое “кожа”? (кожа есть у человека, из кожи делают сумки, перчатки).
13. Дифференциация з- ж в предложениях.
- Составьте предложение со словом “коза”. ( Я пасу козу).
- Сосчитайте сколько слов в предложении (три).
- Начертите схему слов предложения.
- С какой буквы начинаем писать предложение?
- Как пишутся слова в предложении? (раздельно)
- Что ставится в конце предложения? (точка).
14. Определение места звука в слове.
- Приготовьте цифровые ряды. Определяем место звука “з” в слове: кузнечик, стрекоза, зелёный, узнал, гвоздика, полезный, разные, разорвал, сразу, берёза.
Определяем место звук “ж” в слове: стрижи, жаворонок, лужайка, влажная, медвежата, долгожданная, лужа, лежит, свежий, бежал.
15. Развитие фонематического слуха.
- Рассмотрите картинки на наборном полотне. Найдите лишнюю картинку, название которой нет ни звука “з”, ни звука “ж”. (ученики находят одну картинку).
16. Проверочная работа.
- А сейчас проверим, как вы усвоили тему занятия. На доске записаны три предложения. Списать предложения, вставляя в слова пропущенные буквы з - ж.
Взаимопроверка.
17. Итог.
- Что мы сегодня различали на занятии? (звуки и буквы з - ж)
18. Домашнее задание.
- Подобрать и записать слова с буквами з – ж (по 6 слов).