Дифференциация з–ж в словах, предложениях

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


ЦЕЛИ: уточнить и сравнить артикуляцию звуков з-ж; учить различать звуки з-ж в словах, предложениях; развивать память, внимание, фонематическое восприятие; воспитывать любовь к родном краю и бережное отношение к природе.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.

Ход занятия

1. Орг. момент.

- Сегодня, ребята, мы пойдем с вами на экскурсию в лес.

- Кто из вас скажет, чем богаты наши леса? (наши леса богаты ягодами, грибами, в лесу водится много зверей и птиц)

- Кто знает, как надо вести себя в лесу? (не ломать веток деревьев, не разорять птичьих гнезд)

- Лес – это дом для зверей и птиц, его надо беречь, быть внимательным.

2. Развитие зрительного внимания и памяти. (Приложение 1)

- Потренируем наше внимание и память. А помогут нам в этом лесные жители. (сова, волк, дятел, белка, лиса, лось, змея).

- Назовите и запомните лесных жителей. Игра “Кого не стало”.

3. Развитие слухового внимания и памяти.

- Послушайте слова, запомните их и повторите в том же порядке: лес, трава, деревья, солнце, цветы, птицы, животные. (Дети повторяют слова).

4. Проведение артикуляционной гимнастики.

- В лесу можно услышать много разных звуков. Это поет ветер, разговаривают между собой деревья. Для того, чтобы нам красиво и правильно говорить проведем артикуляционную гимнастику.

- Возьмите зеркала. Делаем вдох и тихо пропеваем гласные 1 ряда: а, о, э, у, ы; а теперь погромче.

“Лопаточка”, “Чистим зубки”, “Качели”, “Позвенели з-з-з”, “Пожужжали ж-ж-ж”, “Постучали д-д-д”, “Вздохнули: Ох”. Положили зеркала.

5. Вычленение з-ж из слов стихов.

- Послушайте стихи и скажите, какие звуки слышатся чаще других.

Жук жужжит “жу-жу-жу!”
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу,
И жужжу, жужжу, жужжу.

- Назовите слова со звуком ж?

В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Зелёная шишка, под ёлкой молчит,
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной траве.
Играет зелёную песенку мне.

- Назовите слова со звуком з?

6. Знакомство с темой.

- Сегодня на уроке мы будем различать звуки – буквы “з” - “ж”. Запишите в тетради число и тему.

7. Сравнение звуков по артикуляции.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. (работа с зеркалами).

Звук “з” - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении “з” губы растянуты в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная.

Звук “ж” - согласный, звонкий, бывает только твердым. При произнесении “ж”: губы округлены, язычок поднят вверх, воздушная струя теплая.

- Чем они похожи? (они похожи тем, что оба звука согласные, твердые, звонкие).

- Чем они отличаются? (при произнесении “з”: губы в улыбке, воздушная струя холодная, а при произнесении “ж”: губы округлены, язычок наверху, воздушная струя теплая.

- Произносим звуки с опорой на ладонь (вверх – вниз).

- Произносим звук с опорой на условные значки (о - - о...) (ж – з – з - ж). Выявили черты сходства и различия.

8. Соотнесение звука с буквой.

- Какой буквой на письме обозначаем звук “з”? (буквой “з”).

- Какой буквой на письме обозначаем звук “ж”? (буквой “ж”).

9. Дифференциация з – ж в слогах.

- Начинаем различать з - ж в слогах. Читаем хором слоги по слоговой таблице.

- Записываем слоги: в 1 столбик слоги с буквой “з”, во 2 – с буквой “ж”. (за – жа, зу- жу, зы – жи).

- Какую гласную написали в слоги “жи”? Почему? (жи – ши пиши с буквой “и”)

10. Дифференциация з – ж в словах.

- Проведем устный диктант. Приготовьте сигнальные карточки з - ж. Я буду называть слова, а вы мне показывать соответственную букву з или ж.

Жук, злой, ужи, гроза, животное, земля, дружба, земляника, корзина, здоровье, журавль.

- Запиши слова в 2 столбика (по наличию “з” и “ж”).

Зелень, жаба, лужа, воздух, дрожит, гнездо, свежий, музыка, убежал, друзья.

- Проверяем: сколько слов в 1 столбике, во 2 столбике?

11. Физ. минутка.

12. Развитие лексической стороны речи.

- Закончите словосочетание отвечая на вопрос:

  • Солнце (какое?).....
  • Лес (какой?)....
  • Трава (какая?)....

- Составьте и прочитайте слова коза – кожа.

- Чем отличаются эти слова? (буквами з – ж)

- А ещё чем? (по смыслу).

- Кто такая “коза”? (домашнее животное)

- Что такое “кожа”? (кожа есть у человека, из кожи делают сумки, перчатки).

13. Дифференциация з- ж в предложениях.

- Составьте предложение со словом “коза”. ( Я пасу козу).

- Сосчитайте сколько слов в предложении (три).

- Начертите схему слов предложения.

- С какой буквы начинаем писать предложение?

- Как пишутся слова в предложении? (раздельно)

- Что ставится в конце предложения? (точка).

14. Определение места звука в слове.

- Приготовьте цифровые ряды. Определяем место звука “з” в слове: кузнечик, стрекоза, зелёный, узнал, гвоздика, полезный, разные, разорвал, сразу, берёза.

Определяем место звук “ж” в слове: стрижи, жаворонок, лужайка, влажная, медвежата, долгожданная, лужа, лежит, свежий, бежал.

15. Развитие фонематического слуха.

- Рассмотрите картинки на наборном полотне. Найдите лишнюю картинку, название которой нет ни звука “з”, ни звука “ж”. (ученики находят одну картинку).

16. Проверочная работа.

- А сейчас проверим, как вы усвоили тему занятия. На доске записаны три предложения. Списать предложения, вставляя в слова пропущенные буквы з - ж.

Взаимопроверка.

17. Итог.

- Что мы сегодня различали на занятии? (звуки и буквы з - ж)

18. Домашнее задание.

- Подобрать и записать слова с буквами з – ж (по 6 слов).