Интегрированный урок (физика + география) по теме "Физические свойства натурального камня"

Разделы: Физика, География


Предмет: физика - 7 кл.; физическая география – 6 кл.

Продолжительность: 40 мин.

Цель: Обобщить знания обучающихся о значении и свойствах горных пород, необходимые для применения в хозяйственной деятельности человека.

Образовательные задачи: - закрепить знания о свойствах и классификации горных пород,

- закрепить умения определять свойства горных пород ( плотность веществ),

-продолжить формировать приемы работы с текстовыми и картографическими источниками географической информации.

Развивающие задачи: - развивать коммуникативную и информационную культуру обучающихся,

- способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Воспитательные задачи: - развивать экологическое мышление обучающихся,

-способствовать формированию сплоченности и культуры общения обучающихся при коллективной работе.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Технология: элементы проектной технологии, ИКТ технологии.

Форма работы на уроке: групповая с элементами игры.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор,
  • инструктивные карты,
  • весы с разновесами, мерные целиндры с водой ( мензурки),
  • коллекции горных пород, плакат “Горные породы”,
  • учебник географии (6 кл.), атласы для 6 класса,
  • учебник физики (7 кл)
  • коллекции горных пород и минералов,8.презентации обучающихся: “Чудеса света”, “Применение камня”, “Декаративно-поделочные камни”,
  • презентация учителя: “Горные породы” - минута красоты, “Способы определения плотности”, “Физический смысл плотности”.

Этапы урока

1. Организационный момент:

а) создание позитивной мотивации; б) актуализация знаний; в) определение цели урока.

2. Основная часть:

а) повторение учебного материала – свойства горных пород, определяющие их потребительские характеристики, б) лабораторная работа “Определение плотности твёрдого тела”, в) работа в группах.

3. Заключительная часть:

а) подведение итогов урока, б) рефлексия, в) домашнее задание.

№ п/п Этапы работы Цели, задачи, результативность каждого этапа Содержание этапа
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 Организационный момент,

включающий:

• постановка цели: организовать совместное целепологание.

• цели и задачи: создание позитивной мотивации работы на уроке, актуализация ранее полученных знаний, обобщить знания обучающихся о применении горных пород.

• описание методов: репродуктивный (повторение пройденного материала), информационный (создание мультимедийной презентации), ученического целепологания (обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока).

Цель: подвести обучающихся через актуализацию ранее полученных знаний к формулированию целей урока. Организационный момент.

Добрый день. Для работы на уроке вы разделились на группы.

Эпитет урока:

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно” Конфуций

Минута красоты-демонстрация изображений горных пород под музыкальное сопровождение. (Приложение 2)

История человечества связана с применением натурального камня. Сначала человек использовал камень для защиты, затем как орудие труда, позднее для строительства. Натуральный камень — древнейший строительный материал. Из него возводили в основном культовые, оборонительные и дворцовые сооружения, многие из которых считаются чудесами света.

Современный человек использует камень не только в строительстве, но и в других сферах человеческой деятельности.

- Как использует человек камень?

Камень относится к числу горных пород

- Что такое горные породы?

- На какие группы по происхождению делятся все горные породы?

- Как образуются магматические горные породы?

- Как образуются осадочные горные породы?

- Как образуются метаморфические горные породы?

Происхождение горных пород влияет на их свойства. У каждого камня есть свои особенности, которые объясняются его физическими свойствами. Свойства горных пород определяют их использование в различных сферах человеческой деятельности.

- Итак, Сегодня мы проводим не совсем обычный урок: “Физические свойства натурального камня”

Организационный момент

Обучащиеся при входе в класс, распределяются в 4 группы. На столе лежат комплекты заданий: шаблоны таблиц, символы групп: указатели с надписями руководитель группы, теоретик,  лаборант, специалист по технике безопасности (элементы ролевой игры).

Выбирают роль в группе (Приложение 1)

Минута красоты-просмотр иллюстраций горных пород. (Приложение 2)

 

 

Демонстрация ученической презентации “Чудеса света” (Приложение 3)

Отвечают на вопросы

- строительство, отделка интерьера, украшения, в медицине, как удобрения;

- природные образования, состоящие из отдельных минералов;

- магматические, метаморфические, осадочные;

- образовались непосредственно из магмы.

- образовались в результате разрушения изверженных пород или из продуктов жизнедеятельности растений и животных организмов, как химические осадки, образующиеся в процессе высыхания озер и заливов.

-образовались путем превращения изверженных и осадочных горных пород в новый вид камня под воздействием высокой температуры, давления и химических процессов.

 

Формулируют цель урока:

Обобщить знания о значении и свойствах горных пород, необходимые для применения в хозяйственной деятельности человека.

2

а)

Основная часть – повторение учебного материала.

• учебная цель: закрепить знания о свойствах горных пород, определяющие их потребительские характеристики.

• задачи: организовать повторение пройденного материала

методы представления учебного материала: беседа.

формы организации деятельности обучающихся:

фронтальный опрос.

• критерии определения уровня внимания обучающихся: правильные ответы учащихся.

• методы стимулирования учебной активности обучающихся:одобрение, похвала.

Цель: побудить обучающихся к активности при повторении и совершенствовании ранее изученного материала. Основная часть – повторение учебного материала.

Проводит беседу.

Природа подарила камню неповторимый цвет и рисунок, а одна из важнейших потребительских характеристик камня — прочность, плотность износостойкость и, как следствие, долговечность.

- Как вы думаете, каким свойствам горных пород уделяется большое внимание в практическом применении?

А еще важны плотность, пористость и др. свойства.

Плотность- плотность — это масса единичного объема вещества. От этого показателя зависит вес конструкции: чем выше плотность камня, тем конструкция будет тяжелее. Плотность зависит от пористости породы и минералов, входящих в ее состав.

Водопоглощение, соле, кислото и морозостойкость - от него и от минерального состава материала зависит кислото- и солестойкость камня, а также его морозостойкость.

Основная часть – повторение учебного материала.

Отвечают на вопросы

 

 

 

Ответы обучащихся:

Декоративность - важное свойство горных пород, позволяющее использовать их в качестве облицовочного материала, — декоративность. Имеется в виду эстетическая привлекательность природного камня, в первую очередь его цвет и рисунок.

Прочность - если говорить об использовании натурального камня в строительстве, то в этом смысле одним из важнейших его свойств является прочность, от которой зависит износостойкость материала. Чем прочнее камень, тем дольше он прослужит.

Пористость - от пористости зависит водопоглощение. А это основной показатель, влияющий на долговечность материала.

б) Лабораторная работа “Определение плотности твёрдого тела”.

• учебная цель: научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности.

•задачи: закрепить умение определения плотности твердого тела

методы представления учебного материала: демонстрация презентации

формы организации деятельности обучающихся: работа в группах

• критерии определения уровня внимания обучающихся: вовлеченность обучающихся класса в процесс выполнения лабораторной работы

• методы стимулирования учебной активности учащихся: создание ситуации успеха, одобрение.

Цель: научиться на практике определять свойства горных пород (плотность веществ) Лабораторная работа “Определение плотности твёрдого тела”.

Для удачного применения камня необходимо уметь определять свойства горных пород.

На уроках физики мы познакомились с понятием “плотность вещества”, с её единицами измерения, научились рассчитывать плотность по известным величинам. Вспомним какими способами можно определить плотность вещества?

Не зная плотности твердого тела человек интуитивно, по определенным признакам, выбирал нужный ему материал, из которого можно было сделать орудие, выдерживающее определенные физические нагрузки.

Проводит инструктаж по технике безопасности. (Приложение 4) Для лабораторной работы вам предоставляются образцы горных пород с различной плотностью и прежде, чем вы приступите к работе – внимание на экран (указания к работе).

Лабораторная работа “Определение плотности твёрдого тела”.

 

 

Ответы обучающихся:

Зная плотность человек, выбирает тот материал для изготовления орудия, постройки жилища и т.д., который наиболее полно отвечает запрашиваемым параметрам: твердость, эластичность, устойчивость к физическим нагрузкам. В далеком прошлом люди не умели измерять плотность, но знали, что есть камни с более высокой плотностью, которые наилучшим образом подходят для изготовления орудий труда и охоты.

Руководитель группы получает бланк для выполнения работы, лаборант – коллекции горных пород, и группы приступают к выполнению лабораторной работы “Определение плотности твёрдого тела”. (Приложение 5)

в) Работа в группах над мини-проектами

• учебная цель: научить самостоятельно обобщать знания.

• задачи: организовать работу обучающихся в группах.

• формы достижения цели: составление коллективной обобщающей таблицы, презентация обучающимися дополнительного задания .

формы организации деятельности обучающихся: работа групп над заполнением обобщающей таблицы по результатам лабораторной роботы

• критерии определения уровня внимания обучающихся: правильные ответы учащихся; работа с контрольными листами, согласно разработанной инструкции.

• методы стимулирования учебной активности обучающихся: оценивание работы группы.

Цель: организовать работу групп по закреплению темы Работа в группах.

Оценивает работу обучающихся в группах.

Оценивание опережающего задания обучающихся.

Работа в группах

Обучающиеся разделены на группы. Каждая группа заполняет обобщающую таблицу. (Приложение 6)

Презентация обучающимися дополнительного задания : “Применение камня” (Приложение 7), “Декоративно-поделочные камни”. (Приложение 8)

3 Заключительная часть:

а) подведение итогов урока: проверка диагностичности цели урока.

 

 

 

 

б) рефлексия.

 

 

 

 

 

 

д) домашнее задание

Творческая работа учащихся: сообщения “Горные породы Волгоградской области, их применение”

Цель: оценить уровень усвоения обучающими учебного материала, обеспечить взаимосвязь изученного материала с тематикой следующих уроков. Заключительная часть:

а) подведение итогов урока: проверка диагностичности цели урока.

Итак, ребята, с какими физическими свойствами камня вы познакомились?

Какое свойство горных пород вы научились определять самостоятельно?

Для чего необходимо уметь определять свойства горных пород? (Цель достигнута)

б) рефлексия. “Пьедестал почета”

Мы гордимся своими результатами на уроке. Вам необходимо оценить достижения вашей группы.

1. На доске изображен пьедестал почета. Определите себе место на этом пьедестале по уровню удовлетворенности итогами урока (Все ли у вас получилось? Довольны ли вы своими результатами на уроке?).

2. Прикрепите “медаль”, лежащую у вас на столе на соответствующую ступеньку пьедестала.

д) домашнее задание.

Спасибо за урок.- Урок окончен.

Заключительная часть:

а) подведение итогов урока: проверка диагностичности цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

б) рефлексия: обучающиеся оценивают результаты работы на уроке.

 

 

 

 

д) домашнее задание: по желанию выполняют

Литература.

Список литературы (источников) для учащихся.

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2004
  2. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. Физическая география. 6 класс. – М.: Русское слово, 2012.
  3. Лебединский В.И., Кириченко Л.П. Книга о камне. - М.: Недра, 1988.
  4. Соболевский В.И. Замечательные минералы: Кн. Для учащихся. - 2 -е изд., доп. - М.: Просвещение, 1983.

Список литературы для педагогов.

  1. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике. 7—9 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений — 24-е изд. — М. : Просвещение, 2010
  2. В.П. Дронов. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007.
  3. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
  4. http://geo.metodist.ru
  5. http://gorn-por.ru/