Готовим детей с нарушениями речи к школе

Разделы: Логопедия


Речь – это использование языка в целях общения. Сложная структура языка требует разных сложных речевых умений: умения говорить и различать звуки речи, составлять из звуков слоги и слова, говорить и понимать их, умения составлять из слов предложения, используя правила грамматики, читать, писать. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ и в семье. Такой же важной задачей является и подготовка будущих первоклассников к обучению в школе. Программа “Детство” (под ред. З.А. Михайловой), по которой работает наше дошкольное образовательное учреждение, предусматривает развитие навыков звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте. Условия работы группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительного к школе возраста и логопункта в ДОУ имеют существенные различия. Объединяющим началом при разработке проекта “Готовим детей с нарушениями речи к школе” стало достижение общей цели: развитие звукопроизносительной стороны речи. При этом поиски эффективных приёмов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

Большое значение работе по развитию звукопроизносительной стороны речи и, в частности, фонематического восприятия придавали в своих исследованиях выдающиеся педагоги-дефектологи Р.Е. Левина, Г.А. Каше. Ещё в 1948 году научный сотрудник Института психологии АПН РСФСР Н. Х. Швачкин [1] говорил о психологических особенностях фонематического становления речи ребёнка. В 1957 году доктор педагогических наук М. Е. Хватцев [1:346] отмечал: “Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи, ... (при постановке звука) важно использовать слух, зрение, осязание, кинестетическое и тактильно-вибрационное чувство. Чем больше анализаторов участвует в данном движении, тем точнее и быстрее оно совершенствуется”. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Современный подход к вопросу подготовки к школе детей позволяет понять, из каких же аспектов будет складываться их грамотность. Сотрудники Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Соболева А.Е. и Емельянова Е.Н. [11] отмечают три таких аспекта. Первый из них – нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письменной речи. Второй аспект – социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми и его игровое развитие в дошкольном возрасте. Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к обучению вообще. По данным директора Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Соболевой А.Е. [10], у большинства детей с трудностями в овладении письменной речью при обследовании с помощью нейропсихологических методов было выявлено снижение активности мозговой коры, сочетающееся, как правило, с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентации, зрительного восприятия, логического мышления. Такие нарушения в различной степени свойственны старшим дошкольникам с различными нарушениями речи.

Задачи проекта “Готовим детей с нарушениями речи к школе”:

  • исследовать речевое развитие старших дошкольников;
  • сформировать стойкую положительную мотивацию у детей и их родителей;
  • внедрить игровые приёмы работы в совместную деятельность учителя-логопеда, педагогов и родителей;
  • развить коммуникативные навыки и слухо-зрительно-двигательную координацию в процессе подготовки к обучению письменным формам речи.

Диагностическое направление.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

При подготовке к школе детей с речевыми нарушениями проявляется преемственность в логопедической работе ДОУ и школы. В логопедической практике основное внимание уделяется трудностям экспрессивной речи, формированию операций комбинирования языковых единиц. Именно такие нарушения у младших школьников с ОНР и ЗПР являются ведущими. При этом у старших дошкольников семантические трудности проявляются и в недостатках звукоразличения, несформированности речевых кинестезий. Эти компоненты входят в структуру общего недоразвития речи, задержки психического развития, фонетико-фонематического недоразвития речи, фонетического изолированного дефекта, фонематического недоразвития речи. Что как раз и свидетельствует, с одной стороны, о многообразии речевых нарушений у детей. А с другой стороны, требует коррекционной направленной работы над звукопроизносительной стороной речи, как работы базовой для речевых нарушений различной степени тяжести и структуры.

В таком случае важнейшей становится возможность использования методов дифференциальной диагностики нарушений речи, коррекцией которых занимается учитель-логопед.

Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи и предполагает:

  • установление контакта с ребёнком;
  • сбор информации об особенностях раннего речевого развития;
  • диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы (динамического, кинестетического, пространственного праксиса), слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия;
  • разработку перспективного плана индивидуальной логокоррекционной работы;
  • отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи (фонематического восприятия, речевой моторики) и слухо-зрительно-двигательной координации (сопоставление результатов обследования до начала обучения, в середине цикла и по его завершении: сентябрь/октябрь, январь, апрель/май).

Для реализации задачи исследования разработана “Анкета для родителей”, модифицирована “Речевая карта” с учётом выполнения проб на определение состояния всех видов праксиса (динамического, орального, пространственного, конструктивного), зрительно-предметного и акустического восприятия (в том числе пробы на воспроизведение ритмических структур).

Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть нарушения речи, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим развитием ребёнка.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень развития слухо-зрительно-двигательной координации у старших дошкольников с нарушениями речевого развития находится в прямой зависимости от тяжести нарушения речи. Недостаточность двигательных функций в большей степени касается динамических характеристик движений (несформированность динамики двигательных актов и сложных двигательных навыков, незрелость кинетической составляющей двигательного акта, трудность удержания последовательных двигательных программ в пробе “кулак – ладонь – ребро”). Выявляется незрелость пространственного праксиса, обеспечиваемого совместной работой пространственного, вестибулярного, слухового и зрительного анализаторов, недостаточность слухо-двигательных координаций, а также дефицитарность зрительно-предметного, зрительно–пространственного, акустического и речеслухового восприятия.

В этой связи важнейшим условием подготовки к школе детей с нарушениями речи должно быть развитие слухо-зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности.

Коррекционно-развивающее направление.

С целью поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей подготовительной к школе группы, как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы, рекомендуется особенно внимательный подход к организации и проведению занятий по обучению грамоте.

Учитывая степень выраженности речевого дефекта и его связи с другими сторонами психического развития ребёнка, следует сказать, что

  • одним детям необходимы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие игры-занятия и систематическая помощь со стороны педагогов и родителей по введению новых навыков в спонтанную речь;
  • другим будет достаточно логокоррекционных занятий по подготовке к обучению грамоте и последовательного выполнения рекомендаций родителями в семье.

Задача комплексного развития звукопроизносительной стороны речи и подготовки детей к обучению грамоте реализуется в виде применения Тематического плана фронтальных логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Основополагающими источниками данной работы являются:

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, М., Просвещение, 1978. Реализация программы осуществляется в контексте “Программы воспитания в детском саду” - Отв. Ред. М.А. Васильева, М., 1978.
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М., 2003. Программа предназначена для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., Просвещение, 1985.
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2004.
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.

Планирование занятий разделено на два периода: октябрь-декабрь (22 темы), январь-апрель (28 тем). Всего в год предлагается проведение занятий по пятидесяти темам, последнее занятие – итоговое. Периодичность занятий - два раза в неделю по 25-30 минут в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и одно занятие в неделю в подготовительной группе для детей, получающих логопедическую помощь в условиях логопункта.

Тематический план включает в себя следующие разделы: тема занятия; задачи по формированию фонематической и лексико-грамматической стороны речи; игровые приёмы в решении поставленных задач; используемое оборудование.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с середины сентября по апрель включительно). Материал каждого конспекта можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Для проведения подгрупповых занятий подготовлено раздаточное и демонстрационное оборудование:

- индивидуальные комплекты для составления схем слов и предложений;

- индивидуальные звуковые линеечки;

- индивидуальные разрезные азбуки в “кармашках”;

- буквенные шаблоны по теме занятия;

- наборы звуковых сигнальчиков для индивидуальной и фронтальной работы;

- демонстрационные буквы-символы по теме занятия;

- пластилин белого цвета и рабочие доски для лепки букв - на каждого ребёнка;

- комплект демонстрационных рисунков-символов для сопровождения упражнений артикуляционной гимнастики на индивидуальных и фронтальных занятиях;

- демонстрационные материалы для составления схем слов и предложений.

А также используются в соответствии с планом:

- индивидуальные тетради в крупную клетку на каждого ребёнка;

- комплекты карандашей (простой, красный, синий, зелёный) на каждого ребёнка;

- массажные разноцветные мячи различных размеров;

- емонстрационные печатные буквы для составления слов на наборном полотне;

- предметные картинки по теме занятия;

- наборное полотно и магнитная доска;

-аудиотехника с комплектом музыкальных дисков для сопровождения организационных моментов, физминуток, выполнения упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Со всеми детьми работа по формированию фонематического восприятия проводится фронтально по подгруппам на занятиях по подготовке к обучению грамоте и на индивидуальных занятиях по звукопроизношению.

Очень важно помочь ребёнку запомнить графический символ звука. Поэтому при знакомстве с буквой используются сенсорные впечатления. Для этого полезно:

- вылепить букву из пластилина;

- обвести буквенный шаблон, раскрасить его;

- показать букву руками;

- создать “живую” букву из своего тела индивидуально (игра “Живая буква замри”!)

- создать “живую” букву в составе группы из 2 – 4 детей (дети лежат на ковре).

Значимой на таких занятиях становится не только программа усвоения первоначальных знаний, но и сама возможность эмоциональной регуляции движений и действий при использовании тщательно подобранного музыкального сопровождения, включения комплексов пальчиковой и артикуляционной гимнастики, выполнения заданий по образцу, графическим схемам, что и позволяет отрабатывать систему слухо-зрительно-двигательных координаций.

Информационно-методическое направление.

Тема взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда с родителями становится всё более актуальной в связи с усиливающимся вниманием к проблемам семьи. Родители наших воспитанников должны быть уверены, что рекомендации учителя-логопеда разработаны не только на основе личного опыта работы, но и включают в себя аспекты современных исследований по всем интересующим вопросам речевого развития детей. Ведь только когда учителю-логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он всё сделает для ребёнка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

Информационно-методическое направление предполагает решение следующих задач:

- сформировать стойкую положительную мотивацию у детей и их родителей;

- повысить уровень психолого-педагогических знаний педагогов и родителей;

- внедрить игровые приёмы в совместную работу логопеда, родителей и педагогов с дошкольниками.

В первые две недели учебного года учитель-логопед проводит полное обследование ребёнка для уточнения логопедического заключения, выявления психологических особенностей. В этот период происходят и индивидуальные встречи с родителями, на которых устанавливается непосредственный контакт с близкими для ребёнка людьми, отбирается информация об условиях и особенностях развития каждого воспитанника. Родители заполняют анкету, знакомятся с условиями индивидуальной работы с детьми в логопедическом кабинете, настраиваются на достаточно длительный период кропотливой совместной работы по преодолению речевых нарушений.

Проект предполагает следующие формы работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные консультации

- родительские собрания: в начале года (тренинг по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики; рекомендации по использованию развивающей печатной продукции – букварей, раскрасок, дидактических игр в семье), в середине года (тренинг по использованию игровых приёмов в развитии навыков фонематического анализа и синтеза), в конце года (тренинг по определению готовности ребёнка к школе, тестовые задания).

- информационная “Логопедическая страничка”, в которой игровые персонажи Азбучный Гном и Котейка-Грамотейка знакомят с возрастными особенностями речевого развития дошкольников, помогают взрослым правильно выполнять рекомендации учителя-логопеда и отвечают на вопросы родителей.

- еженедельный сменный блок “Домашнее задание по подготовке к обучению грамоте”

- “Памятки”, позволяющие запоминать наиболее важную информацию и использовать в домашней обстановке речевые игры.

- индивидуальные тетради по подготовке к обучению грамоте

- тетради по коррекции звукопроизношения

Успех логокоррекционной работы во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности, медицинского работника, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Предполагаемый результат.

Выполняя задания, дети приобретают многие необходимые для овладения письменной речью навыки, могут:

- выделять заданный речевой звук в потоке других звуков, отмечая его звучание соответствующим цветным сигнальчиком, хлопком в ладоши, другим движением рук;

- делить звуки на гласные и согласные;

- выделять гласный звук в начале слова (под ударением);

- выделять гласный звук в конце слова под ударением;

- выделять гласный звук в середине коротких слов;

- выделять согласный звук в начале и в конце слова;

- называть слова с заданным звуком;

- различать согласные по мягкости-твёрдости;

- различать согласные по звонкости-глухости;

- составлять слово из трёх заданных звуков;

- определять количество и последовательность звуков в слове;

- определять количество частей (слогов);

- определять ударный слог в слове.

Все перечисленные навыки формируются у дошкольника в процессе игр со звуком, слогом, словом.

Систематическая и последовательная работа в рамках проекта “Готовим детей с нарушениями речи к школе” поможет учителю-логопеду, работающему в течение одного учебного года с детьми подготовительного к школе возраста в условиях группы компенсирующей направленности и логопункта:

- эффективно исследовать речевое развитие детей предшкольного возраста;

- целенаправленно сформировать положительную мотивацию у детей и их родителей;

- успешно объединить усилия учителя-логопеда, педагогов и родителей в процессе подготовки к школе детей с нарушениями речи;

- развить навыки коммуникации и слухо-зрительно-двигательной координации.

Литература.

  1. Алексеева М.М, Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. ИЦ Академия, 2000.
  2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 1998.
  3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., Просвещение, 1985.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.
  5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2004.
  6. Лопатина Л.С., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. СПб., 1994.
  7. Парамонова Л.Г. Ваш ребёнок на пороге школы. СПб., 2005.
  8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
  10. Соболева А.Е. Деятельностный и нейропсихологический подходы к коррекции дисграфии у школьников. М.: ИНЛОКК, 2004.
  11. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб.: Питер, 2008..
  12. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). М., Просвещение, 1978.
  13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2003.
  14. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. М., 2005.