Интегрированный урок (окружающий мир + информатика) по теме "Природа и мы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели:

Образовательные

  • систематизировать знания учащихся о разнообразии природы;
  • ёё значении для человека;
  • о взаимосвязях в природе;
  • расширять знания учащихся об экологии, охране природы.

Развивающие

  • развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, обобщать.

Воспитательные

  • воспитывать чувство сопричастности к природе, личную ответственность за неё.

Оборудование:

  • учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс;
  • учебно-методическое пособие Л.П. Симоновой «Ключи от природы,
  • или экологические беседы по экологии»;
  • учебное пособие «Экология для тебя» Снегиной Н.Г.;
  • схемы, знаки «Правила поведения в природе»;
  • рисунки детей «Любимый уголок природы»;
  • газета, выпущенная учениками класса «Красная книга Москвы и области.

Т.С.О. Компьютерный класс (1 компьютер на 2-х учеников), соединённые в локальную сеть. Дополнительный монитор – плазменный проекционный монитор (доска).

Ход урока

I. Орг. Момент. Приветствие гостей.

II. Введение в тему урока.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
А. Дайнеко

Вы уже поняли, ребята, что наш урок окружающего мира и информатики мы посвятим природе, поговорим о науке экологии. Ведь только тот, кто знает природу, её законы, может любить её, охранять, жить не нарушая её уклада.

III. Актуализация знаний.

А) Подумайте и дайте ответ на вопрос: «Окружающий мир и природа – это одно и то же?» Почему? Докажите.

– Дайте определение, что такое окружающий мир?

– Что такое природа?

(На экране появляются картины окружающего мира и природы.)

– Какая бывает природа?

– Приведите примеры объектов неживой природы.

– Приведите примеры объектов живой природы.

– Назовите основные признаки объектов живой природы. (дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).

Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы.

Б) А сейчас вы подтвердите свои знания, выполнив компьютерное задание по теме «Живая и неживая природа».

IV. Работа за компьютером Выполняют программу «Естествознание» 2в.

Те, кто быстро справится с заданием, на месте выполняют работу по карточкам.

Содерж. «Человек – часть природы»

Чем человек отличается от животных?

Подчеркни правильные ответы:

А) Дышит
Б) Мыслит
В) Питается
Г) Трудится
Д) Обладает речью
Е) Нуждается в тепле

(Когда все закончат работу за компьютером – физминутка).

V. Физминутка.

Утром мы когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.

VI. Взаимодействие человека и природы.

А) На экране схема:

человек ↔ природа

На этом этапе урока мы должны ответить на вопрос:

Что даёт природа человеку и можем ли мы прожить без неё?

– Человек – это часть какой природы?

– Чем он отличается от других объектов живой природы? (разумное существо)

– Дайте ответы из карточек.

Б) На экране схема:

природа - источник

(заполняется по ходу ответов)

Давайте разберёмся, что означает слово «источник».

1-е – струя жидкости, вытекающая из земли. (картинка)

2-е – то, что даёт начало чему-нибудь, откуда-то исходит.

3-е – письменный документ, памятник на основе которого строится научное исследование. (картинка)

Какое определение этого слова подходит к нашему уроку? (2-е).

Заполняем схему:

1-е – без чего человек не может жить? (воздух, вода, пища)

2-е – из дерева делают дома, мебель, из железа – машины, самолёты – материалы для хозяйственной деятельности.

3-е – природа отвечает на вопросы: почему летом идёт дождь, зимой снег и т.д. – источник знаний.

4-е – море, солнце, воздух – лучшие друзья. – источник здоровья.

5-е – покормить птичку зимой, очистить родник от мусора, спасти пчёлку из лужи – значит проявить доброту.

6-е – разноцветные листья, снежинки зимой, бабочка на цветке – красота.

Рубрика «Интересное об известном»

Люди всегда стремились изучить природу. Полученные знания использовали и используют в своей деятельности. Посмотрите, что создал человек, наблюдая за жизнью природы.

Изображения на мониторе:

  • Цветок колокольчика – колокол
  • Стрекоза – вертолёт
  • Одуванчик – парашют

В последнее время инженеры всё чаще и чаще обращаются к природе за идеями. И таких идей природа подбрасывает великое множество.

Вывод: может ли человек обойтись без природы?

VII. Физ. минутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко воздохнём.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.

Продолжим наш разговор.

А что же человек даёт природе? Как воздействует на неё? Почему так часто мы слышим, что природа в опасности?

– Чтобы ответить на эти вопросы, откройте тетради. «Проверим себя» – стр.9.

Задание №1 – 1в

Зад. №2 стр. 10 – 2в

– Опрос учащихся 1-го и 2-го вариантов.

Б) Избежать отрицательного влияния на природу люди могут только тогда, когда будут хорошо знать и понимать природу, её законы. Этим и занимается наука экология.

Что означает это слово? «эйкос» – дом, «логос» – наука.

Наука о взаимодействии живых существ с окружающей средой.

В) Послушаем сообщение подготовленного ученика.

Учёные выяснили, что в природе всё взаимосвязано. И человек невидимыми нитями связан с тем, что его окружает. Изменения в окружающей среде вызывают изменения в жизни живых существ.

Например: на экране цепочка.

Человек => дуб => жёлуди => кабаны

Мыши Белки

Совы Барсуки

Люди срубят дуб, не будет желудей, которыми питаются кабаны, барсуки, белки. Сова не только потеряет свой дом – дупло, но и пищу – лесных мышей, которые питаются желудями. Станет бездомной. Если человек необдуманно вмешивается в это равновесие, случается беда. Экология помогает находить выход из возникающих кризисов.

VIII. Задание. (карточки)

А) Пусть к доске выйдут 2 ученика. Надо из множества карточек выбрать те, на которых показано, как мы можем защитить природу.

– один выбирает, что можете для охраны сделать вы и я.

– другой – что может сделать государство.

(Карточки, запретные знаки)

(Заповедники – строго охраняемая запретная зона.

Национальные парки – могут посещать туристы.

Питомник – место, для разведения и выращивания растений и животных).

Красная книга – книга тревоги, в нашей стране введена в 1974 г.

Б) Пока ученики разбирают карточки, один делает сообщение из рубрики

«А знаете ли вы»…( Выступает подготовленный ученик.)

Бережно и разумно относиться к природе призывали наши предки.

Пётр I велел бить батогами (палка или толстый прут, употреблявшийся в России XVI-XVII вв. для телесных наказаний) солдат только за то, что они сбрасывали мусор в реку Неву, господ же офицеров в первый раз оштрафовать, в случае повторного осквернения вод – разжаловать в солдаты. Он же запретил ездить по льду петербургских каналов, чтобы в них не попадал конский навоз. Пётр I приказал вычистить московские Поганые пруды. С тех пор они зовутся по-новому Чистыми, хотя, к сожалению, сегодняшние Чистые, да и многие другие, пруды назвать по-настоящему чистыми никак нельзя.

В) Теперь слушаем сообщение ребят:

– что можем мы – …

– что государство – …

Г) Учитель: – В Красной книге занесены данные о животных и растениях, которые нуждаются в особой опеке человека. В первый список Кр. Книги было внесено 52 вида зверей и 65 видов птиц. А в последнее время ещё 400 видов растений. Среди них те, которые произрастают в Москве и Моск. Обл.

Кр. Книга Моск. Обл. принята в 1997 г., а Москвы в 2001 г.

IX. Обобщение.

Почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть остановить все фабрики и заводы?

– Человек должен разумно относиться к природе.

Вы должны всегда помнить слова М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Итог урока.

Наш урок подошёл к концу.

Был ли он для вас полезен?

Интересен?

Какой вывод вы сделаете для себя?

(Оценить работу уч-ся)

Д/з – любить и охранять природу.