Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели:
Образовательные
- систематизировать знания учащихся о разнообразии природы;
- ёё значении для человека;
- о взаимосвязях в природе;
- расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
Развивающие
- развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, обобщать.
Воспитательные
- воспитывать чувство сопричастности к природе, личную ответственность за неё.
Оборудование:
- учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс;
- учебно-методическое пособие Л.П. Симоновой «Ключи от природы,
- или экологические беседы по экологии»;
- учебное пособие «Экология для тебя» Снегиной Н.Г.;
- схемы, знаки «Правила поведения в природе»;
- рисунки детей «Любимый уголок природы»;
- газета, выпущенная учениками класса «Красная книга Москвы и области.
Т.С.О. Компьютерный класс (1 компьютер на 2-х учеников), соединённые в локальную сеть. Дополнительный монитор – плазменный проекционный монитор (доска).
Ход урока
I. Орг. Момент. Приветствие гостей.
II. Введение в тему урока.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
А. Дайнеко
Вы уже поняли, ребята, что наш урок окружающего мира и информатики мы посвятим природе, поговорим о науке экологии. Ведь только тот, кто знает природу, её законы, может любить её, охранять, жить не нарушая её уклада.
III. Актуализация знаний.
А) Подумайте и дайте ответ на вопрос: «Окружающий мир и природа – это одно и то же?» Почему? Докажите.
– Дайте определение, что такое окружающий мир?
– Что такое природа?
(На экране появляются картины окружающего мира и природы.)
– Какая бывает природа?
– Приведите примеры объектов неживой природы.
– Приведите примеры объектов живой природы.
– Назовите основные признаки объектов живой природы. (дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).
Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы.
Б) А сейчас вы подтвердите свои знания, выполнив компьютерное задание по теме «Живая и неживая природа».
IV. Работа за компьютером Выполняют программу «Естествознание» 2в.
Те, кто быстро справится с заданием, на месте выполняют работу по карточкам.
Содерж. «Человек – часть природы»
Чем человек отличается от животных?
Подчеркни правильные ответы:
А) Дышит
Б) Мыслит
В) Питается
Г) Трудится
Д) Обладает речью
Е) Нуждается в тепле
(Когда все закончат работу за компьютером – физминутка).
V. Физминутка.
Утром мы когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
VI. Взаимодействие человека и природы.
А) На экране схема:
человек ↔ природа |
На этом этапе урока мы должны ответить на вопрос:
Что даёт природа человеку и можем ли мы прожить без неё?
– Человек – это часть какой природы?
– Чем он отличается от других объектов живой природы? (разумное существо)
– Дайте ответы из карточек.
Б) На экране схема:
природа - источник |
(заполняется по ходу ответов)
Давайте разберёмся, что означает слово «источник».
1-е – струя жидкости, вытекающая из земли. (картинка)
2-е – то, что даёт начало чему-нибудь, откуда-то исходит.
3-е – письменный документ, памятник на основе которого строится научное исследование. (картинка)
Какое определение этого слова подходит к нашему уроку? (2-е).
Заполняем схему:
1-е – без чего человек не может жить? (воздух, вода, пища)
2-е – из дерева делают дома, мебель, из железа – машины, самолёты – материалы для хозяйственной деятельности.
3-е – природа отвечает на вопросы: почему летом идёт дождь, зимой снег и т.д. – источник знаний.
4-е – море, солнце, воздух – лучшие друзья. – источник здоровья.
5-е – покормить птичку зимой, очистить родник от мусора, спасти пчёлку из лужи – значит проявить доброту.
6-е – разноцветные листья, снежинки зимой, бабочка на цветке – красота.
Рубрика «Интересное об известном»
Люди всегда стремились изучить природу. Полученные знания использовали и используют в своей деятельности. Посмотрите, что создал человек, наблюдая за жизнью природы.
Изображения на мониторе:
- Цветок колокольчика – колокол
- Стрекоза – вертолёт
- Одуванчик – парашют
В последнее время инженеры всё чаще и чаще обращаются к природе за идеями. И таких идей природа подбрасывает великое множество.
Вывод: может ли человек обойтись без природы?
VII. Физ. минутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко воздохнём.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Продолжим наш разговор.
А что же человек даёт природе? Как воздействует на неё? Почему так часто мы слышим, что природа в опасности?
– Чтобы ответить на эти вопросы, откройте тетради. «Проверим себя» – стр.9.
Задание №1 – 1в
Зад. №2 стр. 10 – 2в
– Опрос учащихся 1-го и 2-го вариантов.
Б) Избежать отрицательного влияния на природу люди могут только тогда, когда будут хорошо знать и понимать природу, её законы. Этим и занимается наука экология.
Что означает это слово? «эйкос» – дом, «логос» – наука.
Наука о взаимодействии живых существ с окружающей средой.
В) Послушаем сообщение подготовленного ученика.
Учёные выяснили, что в природе всё взаимосвязано. И человек невидимыми нитями связан с тем, что его окружает. Изменения в окружающей среде вызывают изменения в жизни живых существ.
Например: на экране цепочка.
Человек => дуб => жёлуди => кабаны
Мыши Белки
Совы Барсуки
Люди срубят дуб, не будет желудей, которыми питаются кабаны, барсуки, белки. Сова не только потеряет свой дом – дупло, но и пищу – лесных мышей, которые питаются желудями. Станет бездомной. Если человек необдуманно вмешивается в это равновесие, случается беда. Экология помогает находить выход из возникающих кризисов.
VIII. Задание. (карточки)
А) Пусть к доске выйдут 2 ученика. Надо из множества карточек выбрать те, на которых показано, как мы можем защитить природу.
– один выбирает, что можете для охраны сделать вы и я.
– другой – что может сделать государство.
(Карточки, запретные знаки)
(Заповедники – строго охраняемая запретная зона.
Национальные парки – могут посещать туристы.
Питомник – место, для разведения и выращивания растений и животных).
Красная книга – книга тревоги, в нашей стране введена в 1974 г.
Б) Пока ученики разбирают карточки, один делает сообщение из рубрики
«А знаете ли вы»…( Выступает подготовленный ученик.)
Бережно и разумно относиться к природе призывали наши предки.
Пётр I велел бить батогами (палка или толстый прут, употреблявшийся в России XVI-XVII вв. для телесных наказаний) солдат только за то, что они сбрасывали мусор в реку Неву, господ же офицеров в первый раз оштрафовать, в случае повторного осквернения вод – разжаловать в солдаты. Он же запретил ездить по льду петербургских каналов, чтобы в них не попадал конский навоз. Пётр I приказал вычистить московские Поганые пруды. С тех пор они зовутся по-новому Чистыми, хотя, к сожалению, сегодняшние Чистые, да и многие другие, пруды назвать по-настоящему чистыми никак нельзя.
В) Теперь слушаем сообщение ребят:
– что можем мы – …
– что государство – …
Г) Учитель: – В Красной книге занесены данные о животных и растениях, которые нуждаются в особой опеке человека. В первый список Кр. Книги было внесено 52 вида зверей и 65 видов птиц. А в последнее время ещё 400 видов растений. Среди них те, которые произрастают в Москве и Моск. Обл.
Кр. Книга Моск. Обл. принята в 1997 г., а Москвы в 2001 г.
IX. Обобщение.
Почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть остановить все фабрики и заводы?
– Человек должен разумно относиться к природе.
Вы должны всегда помнить слова М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Итог урока.
Наш урок подошёл к концу.
Был ли он для вас полезен?
Интересен?
Какой вывод вы сделаете для себя?
(Оценить работу уч-ся)
Д/з – любить и охранять природу.