Цель:
Образовательная – научить детей
рассчитывать гидростатическое давление.
Оборудование: TV, видеоплеер, видеокассета с записью отрывков из сказок (мультфильмы) “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Приключения Буратино, “Летучий корабль”; лист ватмана приклеен на доске для учителя, маркеры трех цветов; для учеников – у каждого на столе лист белой бумаги + фломастеры; магниты, листы с напечатанной формулой гидростатического давления; аквариум, штатив школьный лабораторный, красивая яркая линейка, красивая ниточка, которая привязана к большому яблоку.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Очень приятно видеть ваши доброжелательные взгляды и приветливые улыбки. Меня зовут Надежда Матвеевна, сегодня мы будем вместе работать на уроке физики.
II. Мотивация
– Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке, что вы изучали? (Гидростатическое давление). Верно. Скажите, от чего зависит это давление или из чего складывается? (Зависит от плотности жидкости и высоты (глубины) столба жидкости). Верно, молодцы!
– У меня на столе разбросаны листочки с буквами, знаками. Кто сможет собрать из них формулу для расчета гидростатического давления? Пожалуйста, кто смелый и отважный, выходите к доске и с помощью магнитов укрепите листы на доске. (Должно получиться P=gh).
– Цель нашего урока – научиться рассчитывать гидростатическое давление по этой формуле, а также любую величину, входящую в нее. И помогут нам в этом добрые, старые, умные, волшебные, вечные как наш мир – сказки. “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок” – слышим мы такие слова с раннего детства.
– Перед каждой девицей и молодцем на столе находится рабочая тетрадь, в которой записываем тему урока (Прикрепляю листы магнитами к доске “Расчет гидростатического давления”). А также обычные на первый взгляд листы бумаги, на которых должен получиться волшебный цветок.
III. Основная часть урока
Я рисую на своем листе, вы на своем.
– Делаем такую заготовку: рисуем горшочек, в котором будет расти наш цветок, стебель, 3 листочка, и красивый цветок. А теперь я читаю, а вы внимательно слушаете и угадываете, из какой сказки этот отрывок.
1. (Читаю отрывок из “Русалочки” Андерсена). “Она могла разглядеть сквозь воду месяц и звезды; они, конечно, блестели не так ярко, но зато казались гораздо больше, чем кажутся нам. Случалось, что под ними скользнуло как будто большое темное облако, и русалочка знала, что или проплывал кит, или проходил корабль с сотнями людей; они и не думали о хорошенькой русалочке, что стояла там, в глубине моря, и протягивала к килю корабля свои белые ручки”.
– Какая это сказка, узнали? Кто написал?
– Давайте рассчитаем гидростатическое давление, которое испытывает русалочка в синем море на глубине 100 м.
– Пожалуйста, кто пойдет к доске решать? (Решает на отвороте доски). А все остальные выполняют задачу в своих рабочих тетрадях Индивидуальная работа).
– В какой воде живет русалочка? В морской!
– Значит, какую плотность надо брать? =1030
Дано: | СИ | Решение: |
h=100 м =1030 g =9,8 |
P=gh P=1030 * 9,8 *100 м=1030000 Па=1030кПа=1,03 МПа |
|
Р-? |
Ответ: P=1,03 МПа
– Давайте проверим решение задачи. Вот какое огромное давление испытывает русалочка. На листочке пишем имя решавшего у доски задачу, а на лепестке – формулу P= gh. Задача была решена правильно (или нет, указать ошибки). Оценка “5” (тоже на листочке рядом с именем).
– Ребята, скажите, а русалочки могут жить в пресной речной воде? (Да, могут.) А где они будут испытывать большее давление: в реке или в море, находясь на одинаковой глубине? (В море, потому что плотность морской воды больше). Верно, в море.
2. (Включить мультик “Приключения Буратино”). Узнали эту сказку? (“Золотой ключик” А. Толстого). В какой воде жила 300 лет черепаха Тортилла? (В речной). Оказывается, она на себе испытывала гидростатическое давление, равное 70 кПа. Давайте определим, на какой глубине Тортилла обитает?
Пожалуйста, решает у доски….
Дано: | СИ | Решение: |
Р =70 кПа =1000 g =9,8 |
=70000 Па | P=gh; = >= = |
h -? |
Ответ: h =7 м.
(Не глубоко жила черепаха, солнышко любила).
– Задача решена правильно (недочеты указать) В лепесточке пишем формулу =; а на листочке имя решающего и оценка “5” (соответственно).
3. – Ребята, посмотрите, пожалуйста, что находится у меня в руках? (яблоко). Оно не простое, а очень знаменитое. Кто узнал его? Это яблоко с берегов Туманного Альбиона, из сада Кембриджского университета, где по преданию очень любил отдыхать великий ученый Исаак Ньютон. Яблоко упало с ветки и послужило толчком к великому открытию – законов Ньютона.
– Вот с помощью этого яблока, давайте определим, какая в этом аквариуме вода – живая или мертвая? (пресная или соленая), то есть надо рассчитать плотность воды. Давление на глубине 3 см. равно 300 Па.
– Желающие провести эксперимент и рассчитать плотность есть? Высоту h=3 см. устанавливаем от уровня воды до середины яблока.
Дано: | СИ | Решение: |
Р =300 Па h=3 см g =9,8 |
=0,03 м | P=gh; = > = = ==1000 кг/ |
-? |
Ответ: =1000 кг/
– Какая вода в аквариуме? Верно, пресная.
– На лепестке записываем выведенную вами формулу =; а на листке имя решающего и оценку. (Комментарий оценки/)
– Эти листочки-подсказки останутся вам на память о сегодняшнем уроке.
IV. Итог урока
1) Ребята, как вы считаете, полезен ли для вас этот материал, о котором мы говорили сегодня? (Да, полезен).
2) А чем полезен? (Ответы учащихся на вопрос).
V. Домашнее задание
– Ребята, придумайте задачу, связанную с гидростатическим давлением, можно даже со сказками связать.
(Резерв)
Окончание урока: (Заключительное слово учителя):
– Спасибо большое вам за урок, за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.
Резерв: 1. Включить мультфильм “Летучий корабль”.
– Какое гидростатическое давление испытывает постоянно на себе Водяной, живущий в болоте на глубине 0,01 км.?
– Кто быстрее и правильно решит эту задачу, тот будет премирован сказочной оценкой, пятеркой. Решаем на местах, в тетрадях.
Дано: | СИ | Решение: |
h=0,01 км =1010 g =9,8 |
=10 м | P=gh P=1010 * 9,8 *10 м=101000 =101 кПа |
Р-? |
Ответ: P=101 кПа
(Плотность болотной воды немного выше плотности речной).
2. (Читаю отрывок из сказки “Сказка о попе и о работнике его Балде” Пушкина А.С.)
Испугался Бесенок, да к деду,
Рассказать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит.
Да чертям веревкой грозит.
Вылез опять Бесенок: “Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь…”
– На какой глубине находился Бесенок, когда Балда пришел море морщить. Если он испытывал гидростатическое давление 0,103 МПа.
– Прошу к доске…
Дано: | СИ | Решение: |
Р =0,103 МПа =1030 g =9,8 |
=103000Па | P=gh; = >= = |
h -? |
Ответ: h =10 м.
(Поэтому Балда и достал веревкой до Бесенка).
P=gh