Интегрированный урок как эффективный метод мотивации к обучению (на примере интеграции географии и китайского языка)

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)

Загрузить презентацию (11 МБ)


На данном этапе развития современного образования разработано немало образовательных технологий, авторских учебных программ, однако, не смотря на столь мощную методическую базу, педагог до сих пор каждодневно сталкивается с одной и той же проблемой – как заинтересовать своим предметом учащихся, мотивировать их к изучению той или иной темы.

Решением данного вопроса для многих педагогов является использование игровых технологий, метода кейс-обучения, проектной деятельности учащихся и использование других современных образовательных технологий. В данной статье будет показан опыт внедрения интеграции предметов как способ повышения мотивации к изучению географии и китайского языка, поскольку на наш взгляд, именно применение данной технологии является одним из более эффективных и отвечает требованию современного образовательного процесса.

В первую очередь стоит отметить, что актуальность системы интегрирования обусловлена целым рядом социальных, педагогических и методических причин.

1. В качестве социальной причины можно определить потребность каждого ребенка к способности быстрого реагирования на вновь изменяющуюся социальную ситуацию, способности быстрого синтеза полученных знаний и навыков для решения конкретной задачи. Более того школа должна обеспечить такое владение ИЯ, которое позволило бы учащимся интегрироваться в европейские образовательные системы.

2. Педагогическую причину можно обозначить как направленность науки и школьных образовательных учреждений на поиск инновационных, вариативных путей образовательного процесса. Подобные инновационные процессы должны постепенно решить проблему “изолированности” школьных предметов друг от друга, найти альтернативные методы подачи новых знаний.

3. Методическая причина сводится к постоянному качественному совершенствованию образовательного процесса, заключающегося, в том числе, и во внедрение инновационного типа урока. Немало важным является обеспечение высокого уровня коммуникативной компетенции, достижение которого возможно не за счет увеличения количества учебного времени, а использования внутренних резервов предметов языкового цикла.

Как показал опыт использования технологии интегрирования, повышение интереса учащихся стало возможным во многом благодаря тому, что полученные ими ранее теоретические знания получили практическое применение при решении искусственно созданной для них проблемной ситуации, когда иностранный язык стал не объектом изучения, а средством получения знаний.

Технология разработки интегрированного занятия

Интеграция таких на первый взгляд далеких друг от друга дисциплин стала возможной за счет нахождения точек соприкосновения в тематическом планировании обоих предметов:

География Класс Китайский язык
“Мировой океан” 7 “Путешествие”
“Эндемики растений и животных материков” 7 “Редкие животные Китая”

Цель введения интегрированных занятий в традиционный образовательный процесс можно определить как обобщение и закрепление знаний по предметам, в частности по теме “Мировой океан” и теме “Материки” (предмет - география), “Путешествие” (предмет – китайский язык).

В процессе урока были решены следующие задачи:

- образовательные: совершенствование лексического навыка по теме “Путешествие”; развитие грамматического навыка (степени сравнения прилагательных); повторение и закрепление тем “Мировой океан” и “Материки” (географическое положение, история исследования, климат, природа) ;

- развивающие: способствовать развитию творческой и познавательной деятельности; развивать умение сравнивать, обобщать, логично мыслить, одновременно используя языковые навыки на родном и иностранном языке;

- воспитательные: воспитывать чувство толерантности и уважения к культуре изучаемого языка и к окружающему миру в целом.

Урок представлял собой игру - путешествие (см. Приложение 1), в процессе которой командам на корабле необходимо было преодолеть намеченный для них маршрут, выполняя задания каждого этапа, а также найти “затерявшегося путешественника”, который по легенде урока затерялся на одном из материков. Движение команд проходило в “открытом море”, поэтому при неправильном ответе корабль попадал в “шторм”, который заканчивался только при выполнении командой дополнительного задания.

Этапы движения команд:

  1. Первый этап “Подводные рифы” (на китайском языке);
  2. Второй этап “Подводные рифы” (на русском языке);
  3. Третий этап “Самый умный экипаж”;
  4. Четвертый этап “SOS - Спасите затерявшегося путника”.

Задания каждого этапа представляли собой ответы на вопросы по географии материков (китайский – русский язык), выбор лишнего понятия из ряда предложенных, работа с картой мира на китайском и русском языках.

После выполнения всех заданий команды прибывают в порт, где участвуют в аукционе. Перед учениками появляется сундук, в котором помещены несколько карточек, где указаны координаты точек, после завершения аукциона каждая команда получает свою карточку и при помощи компаса пытается отыскать указанную точку в пределах учебного кабинета. В указанных местах заранее помещены поощрительные призы.

Самоанализ данного урока показал следующее достоинства метода интеграции:

  • применение нестандартных форм обобщения и повторения изученного материала;
  • активизация теоретических знаний учащихся для решения конкретной проблемной ситуации;
  • повышение интереса к изучению предметов;
  • повышение творческой активности учащихся;
  • возможность применения языковых навыков учащимися для решения нестандартных творческих задач.

Сравнительный анализ результативности обучения за период полугодового использования метода интеграции (сентябрь 2012 – декабрь 2012):

  Успеваемость Качество Средний балл
Группа 7а класcа, участвующая в интегрированных занятиях 100 85 4,2
Группа 7б класса, не участвующая в интегрированных занятиях 100 70 3,7

Опыт внедрении интегрированной формы занятия я в традиционный образовательный процесс позволил достичь не только повышения качественных и количественных показателей, но и повысил интерес обучающихся к изучению дисциплин, где их теоретические знания одновременно служат базой для решения практических задач и инструментом для получения новых знаний.

Список использованной литературы

1. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //Педагогика. - 1997. - № 4. – 42 с.

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. - 1996. - №5. – 155 с.

3. Филиппов В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? //Учительская газета. - 1998. - № 3. – 10 с.

4. Ю. И. Дик. Интеграция учебных предметов. Современная педагогика.-2008. - №9

5. Е. Ю. Сухаревская. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей/ 2-е издание – Ростов на Дону: РПИ, 2007.