"Геометрия приближает разум к истине".
Платон
Цели:
Образовательные:
- Научить получать теоретические законы (теорему Эйлера) в ходе исследовательской деятельности;
- Формировать навыки применения теоремы Эйлера к решению разного рода задач;
Развивающие:
- Сформировать представления о значении теоремы Эйлера;
- Сформировать представление о роли Эйлера в развитии математики;
- Развивать основные операции логического мышления: умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
- Развивать память, речь, внимание, умение самостоятельно искать пути решения проблемных ситуаций;
- Развивать познавательный интерес к предмету;
Воспитательные:
- Формировать научную организацию труда и времени;
- Формировать научное мировоззрение;
- Формировать умение анализировать свои достижения.
Оборудование: модели многогранников для демонстрации, комплект многогранников для индивидуальной работы.
План
- Организационный момент. Сообщение цели и плана урока……………..2 мин.
- Жизнедеятельность Л. Эйлера — сообщение обучающегося…………......4 мин.
- Устная работа — актуализация опорных знаний………………………… 7 мин.
- Проблемная ситуация — решение головоломки……………………….. .10 мин.
- Исследовательская работа — вывод формулы теоремы Эйлера……… .10 мин.
- Решение задач с использованием теоремы……………………………… ..8 мин.
- Итог урока. Д/з. Рефлексия….…………………………………………… ...4 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Преподаватель
: Эпиграфом сегодняшнего занятия я выбрала слова Платона: "Геометрия приближает разум к истине". Надеюсь, что в ходе сегодняшнего урока мы совершим открытие важной теоремы геометрии самостоятельно и подтвердим высказывание известного философа.2. Сообщение обучающегося
Преподаватель
: Так как нам предстоит пройти по следам Л.Эйлера неплохо узнать, что это за ученый, основные открытия, жизненный путь.Сообщение обучающегося о жизнедеятельности ученого.
Вопрос к обучающимся
: В каком возрасте Л.Эйлер начал самостоятельную профессиональную деятельность? Где провел большую часть своей жизни?3. Актуализация опорных знаний
Для успешной дальнейшей работы нам необходимо повторить изученный ранее материал:
Вопрос 1
: Назовите геометрические тела, представленные для демонстрации?Ответ обучающихся: Треугольная призма, параллелепипед, четырехугольная пирамида, октаэдр и т.д.
Вопрос 2
: Являются ли эти многогранники выпуклыми или невыпуклыми? Почему?Ответ обучающихся: Выпуклые. Если положить каждый на любую грань, он окажется все время по одну сторону грани.
Вопрос 3
: Показать элементы многогранника (ребра, грани, вершины) на модели?Вопрос 4
: На чертеже № 1 определить многогранник, назвать его элементы?Ответ обучающихся: Треугольная призма. АВС — верхнее основание, АВВ1А1— боковая грань, ВВ1— ребро, С — вершина и т.д.
Вопрос 5: Какое тело может быть изображено на чертеже № 2?
Ответ обучающихся: Треугольная пирамида, вид сверху.
Вопрос 6
: Наглядно ли это изображение (достаточно ли понятно изображает пирамиду)?Ответ обучающихся: Не видна высота, возможны трудности при решении задач — чертеж должен быть максимально наглядным.
Вопрос 7
: Что еще может быть изображено таким же образом не только в математике?Ответ обучающихся: строение молекулы в химии, схема соединения городов дорогами и т.д.
Вопрос 8
: Можно ли чертежи назвать иначе?Ответ обучающихся: схемы.
Преподаватель
: В математике и других науках соединение вершин ребрами называют графом.4. Проблемная ситуация
Преподаватель
: Перед началом исследования хочу предложить вам занимательную задачу.Задача: Имеются три дома и три колодца. Можно ли провести дорожки от каждого дома к каждому колодцу, чтобы они не пересекались?
Вопрос
: Что необходимо сделать, чтобы решить задачу?Ответ обучающихся: Построить чертеж, или граф.
К доске приглашаются желающие: 3-4 человека. После выполнения обучающиеся делают вывод о невозможности осуществить данную задачу.
5. Исследовательская работа
Преподаватель
: Математика имеет инструменты для теоретического доказательства тех или иных фактов, установленных практическим путем. А если не имеет, то пытается их найти, чтобы подтвердить теорией практику. Сегодня будем искать теоретическое обоснование этого факта в геометрии. Попробуем ответить на вопрос: как наша головоломка связана с изучаемой темой "Многогранники". Проведем исследование и попробуем найти связь между элементами многогранников. Выполнение работы оформляете на бланках. Работаете в парах или индивидуальною (Бланк — Приложение)Задание 1: Определите название многогранников, находящихся у Вас на парте, занесите в таблицу.
Задание 2: Подсчитайте количество соответствующих элементов у многогранников и занесите полученные данные в таблицу.
Задание 3: В последней колонке таблице попытайтесь найти формулу, связывающую элементы каждого многогранника.
Задание 4. Попытайтесь сформулировать теорему о связи элементов многогранника. Запишите ее в качестве вывода.
В ходе работы несколько обучающихся заполняют таблицу на доске. Два-три человека формулируют формулу и теорему.
Теорема Эйлера: Для любого выпуклого многогранника имеет место равенство: В-Р+Г=2
Преподаватель: Обращаю внимание на то, что речь идет о выпуклых многогранниках.
Терема Эйлера является первой теоремой топологии, раздела геометрии, который изучает свойства тел, неизменяющиеся при деформации без разрывов.
6. Решение задач с использованием теоремы
Преподаватель
: Как же можно применить теорему Эйлера к теоретическому решению нашей головоломки о домах и колодцах?Чертеж многогранника — это схема граф, схема головоломки — граф. Значит, схему задачи можно принять за чертеж какого-то многогранника. А к нему применить теорему Эйлера.
Допустим, что провести непересекающиеся дорожки возможно. Количество вершин — 6(три колодца, три дома). Количество ребер (дорожек) — 9. Тогда граней должно быть: 2-6+9=5. Грани в данном случае это области, на которые делиться вся плоскость ребрами. Значит всего областей (кусочков) между дорожками должно получиться 5.
Но каждая грань (область) имеет минимум 4 ребра (дорожки). Тогда ребер — 5*4, но так как каждое ребро принадлежит сразу двум областям, то Р=5*4/2=10. Ребер (дорожек) должно быть 10. А у нас точно 9 дорожек (ребер). Противоречие. Следовательно, ответ в задаче: невозможно.
Задача 1: Гранями выпуклого многогранника являются треугольники. Сколько вершин и граней, если ребер 12?
Решают обучающиеся. Совместное обсуждение. Один оформляет у доски.
Решение: В каждой грани три ребра. Значит всего ребер: 3*Г. Так как каждое ребро принадлежит двум граням, то Р=3*Г/2. 3*Г/2=12. Отсюда Г= 2*Р/3=2*12/3=8. Из теоремы Эйлера: В=2-8+12=6.
Вопрос
: Какой многогранник может быть?Ответ обучающихся: октаэдр.
Задача 2: Грани многогранника — четырех угольники. Количество ребер — 12. Найти количество граней и вершин.
Решение: В каждой грани по 4 ребра, значит количество ребер 4*Г, но так как каждое ребро принадлежит двум граням, то Р=4*Г/2. Отсюда Г=2*Р/4=24/4=6. Тогда вершин: В=2-6+12=8.
Вопрос:
Какой это многогранник может быть?Ответ обучающихся: четырехугольная призма.
Дополнительные задачи:
- Гранями выпуклого многогранника являются треугольники. Сколько вершин и граней, если ребер 15?
- Из каждой вершины многогранника исходят три ребра. Всего ребер 12. Найти количество граней и вершин.
7. Итог урока
Д/З. Можно ли провести 5 дорог между 10 городами, чтобы они не пересекались?
Вопросы:
- Какие новые понятия сегодня узнали?
- Что повторили?
- Какая связь между графами и многогранниками?
- Что связывает теорема Эйлера?
- Как можно применить теорему Эйлера?
- Что дал наш урок каждому? В ходе сегодняшней работы приблизился ли Ваш разум к истине? Прав ли Платон?
Преподаватель
(обобщает высказывания обучающихся): Мне урок показал, что вы умеете самостоятельно мыслить, настойчивы в поиске решения, умеете искать закономерности. Можете быть исследователями. Всем нам урок показал, что трудная наука геометрия поддается тому, кто хочет мыслить и действовать.На бланке исследовательской работы отметьте уровень своего понимания материала на "Лестнице познания". Кто не стесняется — на доске.
Литература.
- Смирнова И.М. Геометрия 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (гуманитарный профиль). Мнемозина.2007.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия 10-11 классы. Методические рекомендации для учителя. Мнемозина .2003.