Цель:
- сформировать знания о строении и функционировании органа зрения и зрительного анализатора.
- cоздание условий для формирования понятий о строении и функционировании анализатора на примере зрительного анализатора
- создание условий для развития умений анализировать и обобщать, дедуктивного мышления:
- извлечение первичной информации
- первичная обработка информации
- продуктивная групповая коммуникация
- оценка результата деятельности
- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: ИКТ-технологии
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, технологическая карта, линзы, свеча,
Ход урока
ОРГ момент
У нас сегодня очень интересная и значимая тема. Я приглашаю 3 человек. Двум завязываем глаза. Первый на доске должен нарисовать цветок, цветными мелками, а затем назвать цвета, которые он использовал. Второй, с помощью ассистента, должен назвать что изображено на карточках или назвать какого они цвета.
Итак, сегодня наша речь пойдет о “глазе”, но чтобы выделить задачи урока, я предлагаю обратиться к задачи.
Передняя часть сосудистой оболочки глаза – радужка, имеет неодинаковую окраску. Объясните, почему у одних людей глаза карие или почти черные, а у других – темно- или светло-серые и голубые. Сможем ли мы сразу правильно ответить на данный вопрос, НЕТ.
Наши задачи: внешнее, внутреннее строение; формирование изображения; заболевания и их профилактика.
Но мы говорим не просто, а глазе, а о зрительном анализаторе. Что такое анализатор? (один человек ищет заранее значение в словаре).
Анализатор – (от греч. Разложение, расчленение) системы чувствительных нервных окончаний, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центра, находящегося в коре головного мозга. (ТК №1)
Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
Вот давайте и вспомним, где располагается центр отвечающий за зрение: затылочная часть больших полушарий. Здесь находится примерно 500 млн. нейронов. (ТК №2)
Мы с вами большую часть информации получаем с помощью зрения, это 70-80 %. Вот давайте рассмотрим его строение. Пользуясь текстом учебника и муляжами на столах, работая в группах, ответьте на вопрос.
Из чего состоит орган зрения?
- 1 группа: Как устроено глазное яблоко?
- 2 группа: Назвать, что входит в вспомогательный аппарат.
ОРГАН ЗРЕНИЯ (ТК №3)
Глазное яблоко
Фиброзная оболочка (наружная)
- задняя –непрозрачная склера
- передняя – прозрачная –роговица
Сосудистая оболочка (средняя)
- передняя – радужка (пигмент – цвет глаз)
- в центре радужки – зрачок
Хрусталик (двояковыпуклый)
Сетчатка (внутренняя оболочка)
- палочки (рецепторы, отличают черно-белое зрение)
- колбочки (цветное зрение)
Вспомогательный аппарат
- брови
- веки
- ресницы
- слезный проток (канальцы)
Слезная железа
- глазо-двигательные мышцы
- нервы и кровеносные сосуды
(ТК №4)
- Желтое пятно – скопление колбочек, напротив зрачка на сетчатке.
- Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, здесь нет рецепторов.
- Стекловидное тело – прозрачное и бесцветное, заполняет глаз внутри.
Сейчас, чтобы закрепить строение предлагаю подписать на рисунке отмеченные цифры. (ТК №5)
Я предлагаю немного дать отдохнуть нашим глазам и сделать гимнастику.
Я думаю вы согласитесь, что зрительный анализатор – это очень сложная система. В сетчатке глаза 5-6 млн колбочек или около 110 млн. палочек.
Но как мы получаем изображение и какие заболевания нам известны.
С помощью опыта попробуем посмотреть, как появляется изображение на сетчатке глаза.
Изображение перевернутое на сетчатке и только благодаря головному мозгу мы получим точное изображение.
Так формируется изображение при нормальном зрении. (ТК № 6)
Свет зрачок хрусталик стекловидное тело сетчатка зрительный нерв головной мозг представление о предмете
Существуют некоторые заболевания: (Краткие доклады детей)
- близорукость
- дальнозоркость
- дальтонизм (рассказать как узнали о заболевании)
- астигматизм
(ТК №7) При близорукости плохо видим удаленные предметы, изображение фокусируется перед сетчаткой. Для улучшения необходима вогнутая линза.
При дальнозоркости изображение фокусируется позади сетчатки, плохо видим близко. Необходима двояковыпуклая линза.
- Дальтонизм - не различаем цвета, болеют мужчины.
- Астигматизм – плохая острата зрения, нет четких контуров (вместо круга, видит овал)
(ТК №8) У вас в технологической карте есть одна интересная надпись это КОМПЬЮТЕР!!!
Ребята, что она означает? Это гигиена зрения.
Давайте вернемся к нашей задачи.
Передняя часть сосудистой оболочки глаза – радужка, имеет неодинаковую окраску. Объясните, почему у одних людей глаза карие или почти черные, а у других – темно- или светло-серые и голубые.
Ответ: радужка богата пигментом, от его количества зависит цвет. При большом – темные, при малом – св.-серые, зеленые, голубые; при отсутствии – красные, т.к. просвечиваются сосуды, АЛЬБИНОСЫ.
Домашняя работа у вас в картах.
У вас на столах лежат маленькие листочки.
- Что мне понравилось на уроке _______________________________
- Что мне не понравилось на уроке ____________________________
- Пожелания _______________________________________________
Оценки!