Зрительный анализатор

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • сформировать знания о строении и функционировании органа зрения и зрительного анализатора.
  • cоздание условий для формирования понятий о строении и функционировании  анализатора на примере зрительного анализатора
  • создание условий для развития умений анализировать и обобщать, дедуктивного мышления:
  • извлечение первичной информации
  • первичная обработка информации
  • продуктивная групповая коммуникация
  • оценка результата деятельности
  • воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: ИКТ-технологии

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, технологическая карта, линзы, свеча,

Ход урока

ОРГ момент

У нас сегодня очень интересная и значимая тема. Я приглашаю 3 человек. Двум завязываем глаза. Первый на доске должен нарисовать цветок, цветными мелками, а затем назвать цвета, которые он использовал. Второй, с помощью ассистента, должен назвать что изображено на карточках или назвать какого они цвета.

Итак, сегодня наша речь пойдет о “глазе”, но чтобы выделить задачи урока, я предлагаю обратиться к задачи.

Передняя часть сосудистой оболочки глаза – радужка, имеет неодинаковую окраску. Объясните, почему у одних людей глаза карие или почти черные, а у других – темно- или светло-серые и голубые. Сможем ли мы сразу правильно ответить на данный вопрос, НЕТ.

Наши задачи: внешнее, внутреннее строение; формирование изображения; заболевания и их профилактика.

Но мы говорим не просто, а глазе, а о зрительном анализаторе. Что такое анализатор? (один человек ищет заранее значение в словаре).

Анализатор – (от греч. Разложение, расчленение) системы чувствительных нервных окончаний, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центра, находящегося в коре головного мозга. (ТК №1)

Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Вот давайте и вспомним, где располагается центр отвечающий за зрение: затылочная часть больших полушарий. Здесь находится примерно 500 млн. нейронов. (ТК №2)

Мы с вами большую часть информации получаем с помощью зрения, это 70-80 %. Вот давайте рассмотрим его строение. Пользуясь текстом учебника и муляжами на столах, работая в группах, ответьте на вопрос.

Из чего состоит орган зрения?

  • 1 группа: Как устроено глазное яблоко?
  • 2 группа: Назвать, что входит в вспомогательный аппарат.

ОРГАН ЗРЕНИЯ (ТК №3)

Глазное яблоко

Фиброзная оболочка (наружная)

  • задняя –непрозрачная склера
  • передняя – прозрачная –роговица

Сосудистая оболочка (средняя)

  • передняя – радужка (пигмент – цвет глаз)
  • в центре радужки – зрачок

Хрусталик (двояковыпуклый)

Сетчатка (внутренняя оболочка)

  • палочки (рецепторы, отличают черно-белое зрение)
  • колбочки (цветное зрение)

Вспомогательный аппарат

  • брови
  • веки
  • ресницы
  • слезный проток (канальцы)

Слезная железа

  • глазо-двигательные мышцы
  • нервы и кровеносные сосуды

(ТК №4)

  • Желтое пятно – скопление колбочек, напротив зрачка на сетчатке.
  • Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, здесь нет рецепторов.
  • Стекловидное тело – прозрачное и бесцветное, заполняет глаз внутри.

Сейчас, чтобы закрепить строение предлагаю подписать на рисунке отмеченные цифры. (ТК №5)

 Я предлагаю немного дать отдохнуть нашим глазам и сделать гимнастику.

Я думаю вы согласитесь, что зрительный анализатор – это очень сложная система. В сетчатке глаза 5-6 млн колбочек или около 110 млн. палочек.

Но как мы получаем изображение и какие заболевания нам известны.

С помощью опыта попробуем посмотреть, как появляется изображение на сетчатке глаза.

Изображение перевернутое на сетчатке и только благодаря головному мозгу мы получим точное изображение.

Так формируется изображение при нормальном зрении. (ТК № 6)

Свет зрачок хрусталик стекловидное тело сетчатка зрительный нерв головной мозг представление о предмете

Существуют некоторые заболевания: (Краткие доклады детей)

  • близорукость
  • дальнозоркость
  • дальтонизм (рассказать как узнали о заболевании)
  • астигматизм

(ТК №7) При близорукости плохо видим удаленные предметы, изображение фокусируется перед сетчаткой. Для улучшения необходима вогнутая линза.

При дальнозоркости изображение фокусируется позади сетчатки, плохо видим близко. Необходима двояковыпуклая линза.

  • Дальтонизм - не различаем цвета, болеют мужчины.
  • Астигматизм – плохая острата зрения, нет четких контуров (вместо круга, видит овал)

(ТК №8) У вас в технологической карте есть одна интересная надпись это КОМПЬЮТЕР!!!

Ребята, что она означает? Это гигиена зрения.

Давайте вернемся к нашей задачи.

Передняя часть сосудистой оболочки глаза – радужка, имеет неодинаковую окраску. Объясните, почему у одних людей глаза карие или почти черные, а у других – темно- или светло-серые и голубые.

Ответ: радужка богата пигментом, от его количества зависит цвет. При большом – темные, при малом – св.-серые, зеленые, голубые; при отсутствии – красные, т.к. просвечиваются сосуды, АЛЬБИНОСЫ.

Домашняя работа у вас в картах.

У вас на столах лежат маленькие листочки.

  • Что мне понравилось на уроке _______________________________
  • Что мне не понравилось на уроке ____________________________
  • Пожелания _______________________________________________

Оценки!

Приложение "Технологическая карта"