Цели урока:
- образовательные: закрепить навыки счета на нахождение суммы, разности, произведения, частного; повторить порядок выполнения действий; закрепить знания о единицах длины и времени; отработать умения решать задачи с опорой на схемы и на формулы; углубить знания учащихся об истории возникновения науки “математики”.
- развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, способности сопоставлять, обобщать и делать выводы; сформировать познавательный интерес к предмету; развивать математическую речь, внимание.
- воспитательные: воспитание взаимопомощи, культуры общения, внимания, любознательности, самоконтроля, аккуратности; формирование здорового образа жизни
Оборудование:
- наглядные пособия для доски – картинки с животными, методические пособия;
- проектор и экран, компьютер, презентация по теме урока;
- карточки с записанными на них примерами и задачами;
- геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник;
- рабочие тетради;
- контрольно-измерительные инструменты.
Ход урока
1. Оргмомент. Слайд № 2.
- Поприветствуем гостей.
- Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.
Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Решить, измерить и вычислить.
Девизом нашего урока являются слова: Будем активно мыслить!
2. Проверка домашнего задания. Слайд № 3.
Домашним заданиембыло повторить величины.
Тест. (Один ученик выполняет на компьютере).
1. Выразите 2 минуты в секундах?
а) 200с
б) 20 с
в) 60с
г) 120с
2. Сколько минут в 3 часах?
а) 500 мин
б) 300 мин
в) 180 мин
г) 60 мин
3. Сколько месяцев в 2 годах?
a) 28
б) 24
в) 48
г) 50
4. Какая из следующих записей верная:
a) 1дм = 10мм
б) 1см = 1мм
в) 1км = 100м
г) 1м = 100см
Самопроверка теста. Слайд № 4.
3. Введение в тему урока.
Выполнение алгоритма действий. Слайд №5.
а)Работа в группах. Выполняем № 18 на стр. 55. Вам необходимо расшифровать имя среднеазиатского математика и поэта. Слайд № 6.
б) Знакомство с биографией Омара Хайяма. Слайд № 7.
Омар Хайям - всемирно известный классик персидско -таджикской поэзии, мастер рубаи (четверостиший), учёный, математик, астроном, поэт и философ.
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в иранском городе Нишапуре. В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1079 г. вместе с сотрудниками Хайям разработал сельджукский календарь. Хайям написал около 50 книг, большинство которых до нас не дошло. По свидетельству современников первой научной работой Хайяма была “Трудные вопросы арифметики”, в которых указаны методы извлечения корней целых степеней из чисел.
Исследование уравнений привели к созданию большого раздела современной математики. Сохранилась небольшая книжка Хайяма “Весы мудростей” на арабском языке, относящаяся к физике. Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Омар Хайям прожил 75 лет. Его открытия в области физики,
математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение.
в) Решение уравнений. Вспомните определение об уравнении?
- Что называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Решить уравнение, значит найти корни уравнения.
- Какое правило необходимо знать при решении уравнений?
- Нужно знать взаимосвязь компонентов и результата арифметических действий.
-Найдите корни уравнений, записав буквенным выражением. Стр. 70 № 9. Используйте карточку – ученик находит нужное буквенное выражение и прикрепляет магнитом на доску. Слайд № 8.
х+a=n x-b=c d-x=k x.a=n х=n-a x=b+c x=d-k x=n:a
х:b=cd:x=k
х=b.cx=d:k
г) Работа в тетради. Запись числа, классной работы. Минута цифрования.
2 7 7 2
д) Работа в группах. Решение блиц- турнира. Стр.70, № 8. Решение задачи в виде буквенного выражения.
- Перечислите составные части задачи? Слайд № 9.
-Назовите способы решения задачи? Слайд № 10.
е) Сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока: “Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы”. Слайд № 11.
- Вспомните, какое событие произойдет в нашем городе в 2013 году?
- В нашем городе будет проходить Универсиада. Что обозначает слово Универсиада? В тетради представьте число 2013 в виде суммы разрядных слагаемых. 2013 = 2000+10+3
- Что такое спорт?Слайд № 12.
Составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений (гимнастика, борьба, игры, туризм и т.п.), имеющие целью развитие и укрепление организма, а также соревнования по таким комплексам и правила их проведения. Игра в шахматы, шашки, рыболовство, сказано в толковом словаре Ожегова.
4. Первичное закрепление.
А) Решение задачи. Стр.84.№6. Слайд № 13.
- Чтобы узнать, каких марок больше- о спорте или о животных, надо найти их количество, сравнить, а затем из большего числа вычесть меньшее. Число марок о спорте 129. Чтобы найти число марок о животных, надо из всех Диминых марок вычесть марки о спорте и о космосе.( Ищем часть). В условии не сказано, сколько было марок о космосе, но известно, что их было в 2 раза больше, чем о спорте, т.е.129х2.Зная это, найдём число марок о животных и ответим на вопрос задачи.
1) 129х2=258(м.)- о космосе.
2) 129+258=387(м.)-о спорте и космосе вместе.
3) 512-387=125(м.)- о животных
Ответ.
- Назовите способ решения данной задачи?
- Подумайте и скажите, как можно записать решение этой задачи с помощью выражения.
512-(129х2+129)=125(м.)
5. Физминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
Б) Решение геометрической задачи. Стр. 73. №11(1). Слайд № 14-№16.
В) Загадка о треугольнике. Построение треугольника, формулирование понятия. Периметр треугольника.
- Назовите предметы из окружающего нас мира, похожие на геометрическую фигуру треугольник? ( Конверт,татарское блюдо,соты у пчёл, крыши домов и т.д.)
- Что надо сделать, чтобы построить треугольник?
- Отметим три точки, не лежащие на одной прямой, и соединим их отрезками. Получим геометрическую фигуру, которая называется треугольником. Три точки- это вершины, а отрезки- стороны треугольника.
- Назовите определение периметра? Сумма длин трёх сторон треугольника называется его периметром.
- Назовите способ решения данной задачи? С помощью уравнения.
Г) Логическая зарядка. Стр.85, №10. Слайд № 17.
На странице 84 приведены свойства чисел- переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения. Используя данные свойства, упростите данные выражения и вычислите наиболее удобным способом, записав данные выражения в тетрадь.
Задание выполняется на основании переместительного и сочетательного свойства сложения. Составляем удобные суммы.
6. Рефлексия. Слайд № 19.
7. Домашнее задание. Слайд № 18.
На партах лежат фишки разного цвета (красный - сложный уровень, зелёный - средний, жёлтый - слабый).Беседа о светофоре.
- Красный - Стр.80, №1 (а, б, е).
- Зелёный - Стр.27, №11.
- Жёлтый - Стр.52, №7
Урок окончен.Слайд № 20.