Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • образовательные: закрепить навыки счета на нахождение суммы, разности, произведения, частного; повторить порядок выполнения действий; закрепить знания о единицах длины и времени; отработать умения решать задачи с опорой на схемы и на формулы; углубить знания учащихся об истории возникновения науки “математики”.
  • развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, способности сопоставлять, обобщать и делать выводы; сформировать познавательный интерес к предмету; развивать математическую речь, внимание.
  • воспитательные: воспитание взаимопомощи, культуры общения, внимания, любознательности, самоконтроля, аккуратности; формирование здорового образа жизни

Оборудование:

  • наглядные пособия для доски – картинки с животными, методические пособия;
  • проектор и экран, компьютер, презентация по теме урока;
  • карточки с записанными на них примерами и задачами;
  • геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник;
  • рабочие тетради;
  • контрольно-измерительные инструменты.

Ход урока

1. Оргмомент. Слайд № 2.

- Поприветствуем гостей.

- Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.

Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Решить, измерить и вычислить.

Девизом нашего урока являются слова: Будем активно мыслить!

2. Проверка домашнего задания. Слайд № 3.

Домашним заданиембыло повторить величины.

Тест. (Один ученик выполняет на компьютере).

1. Выразите 2 минуты в секундах?

а) 200с
б) 20 с
в) 60с
г) 120с

2. Сколько минут в 3 часах?

а) 500 мин
б) 300 мин
в) 180 мин
г) 60 мин

3. Сколько месяцев в 2 годах?

a) 28
б) 24
в) 48
г) 50

4. Какая из следующих записей верная:

a) 1дм = 10мм

б) 1см = 1мм

в) 1км = 100м

г) 1м = 100см

Самопроверка теста. Слайд № 4.

3. Введение в тему урока.

Выполнение алгоритма действий. Слайд №5.

а)Работа в группах. Выполняем № 18 на стр. 55. Вам необходимо расшифровать имя среднеазиатского математика и поэта. Слайд № 6.

б) Знакомство с биографией Омара Хайяма. Слайд № 7.

Омар Хайям - всемирно известный классик персидско -таджикской поэзии, мастер рубаи (четверостиший), учёный, математик, астроном, поэт и философ.

Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в иранском городе Нишапуре. В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1079 г. вместе с сотрудниками Хайям разработал сельджукский календарь. Хайям написал около 50 книг, большинство которых до нас не дошло. По свидетельству современников первой научной работой Хайяма была “Трудные вопросы арифметики”, в которых указаны методы извлечения корней целых степеней из чисел.

Исследование уравнений привели к созданию большого раздела современной математики. Сохранилась небольшая книжка Хайяма “Весы мудростей” на арабском языке, относящаяся к физике. Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Омар Хайям прожил 75 лет. Его открытия в области физики,

математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение.

в) Решение уравнений. Вспомните определение об уравнении?

- Что называют корнем уравнения?

- Что значит решить уравнение?

- Решить уравнение, значит найти корни уравнения.

- Какое правило необходимо знать при решении уравнений?

- Нужно знать взаимосвязь компонентов и результата арифметических действий.

-Найдите корни уравнений, записав буквенным выражением. Стр. 70 № 9. Используйте карточку – ученик находит нужное буквенное выражение и прикрепляет магнитом на доску. Слайд № 8.

х+a=n x-b=c d-x=k x.a=n
х=n-a x=b+c x=d-k x=n:a

х:b=cd:x=k

х=b.cx=d:k

г) Работа в тетради. Запись числа, классной работы. Минута цифрования.

2 7 7 2

д) Работа в группах. Решение блиц- турнира. Стр.70, № 8. Решение задачи в виде буквенного выражения.

- Перечислите составные части задачи? Слайд № 9.

-Назовите способы решения задачи? Слайд № 10.

е) Сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока: “Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы”. Слайд № 11.

- Вспомните, какое событие произойдет в нашем городе в 2013 году?

- В нашем городе будет проходить Универсиада. Что обозначает слово Универсиада? В тетради представьте число 2013 в виде суммы разрядных слагаемых. 2013 = 2000+10+3

- Что такое спорт?Слайд № 12.

Составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений (гимнастика, борьба, игры, туризм и т.п.), имеющие целью развитие и укрепление организма, а также соревнования по таким комплексам и правила их проведения. Игра в шахматы, шашки, рыболовство, сказано в толковом словаре Ожегова.

4. Первичное закрепление.

А) Решение задачи. Стр.84.№6. Слайд № 13.

- Чтобы узнать, каких марок больше- о спорте или о животных, надо найти их количество, сравнить, а затем из большего числа вычесть меньшее. Число марок о спорте 129. Чтобы найти число марок о животных, надо из всех Диминых марок вычесть марки о спорте и о космосе.( Ищем часть). В условии не сказано, сколько было марок о космосе, но известно, что их было в 2 раза больше, чем о спорте, т.е.129х2.Зная это, найдём число марок о животных и ответим на вопрос задачи.

1) 129х2=258(м.)- о космосе.

2) 129+258=387(м.)-о спорте и космосе вместе.

3) 512-387=125(м.)- о животных

Ответ.

- Назовите способ решения данной задачи?

- Подумайте и скажите, как можно записать решение этой задачи с помощью выражения.

512-(129х2+129)=125(м.)

5. Физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.

Б) Решение геометрической задачи. Стр. 73. №11(1). Слайд № 14-№16.

В) Загадка о треугольнике. Построение треугольника, формулирование понятия. Периметр треугольника.

- Назовите предметы из окружающего нас мира, похожие на геометрическую фигуру треугольник? ( Конверт,татарское блюдо,соты у пчёл, крыши домов и т.д.)

- Что надо сделать, чтобы построить треугольник?

- Отметим три точки, не лежащие на одной прямой, и соединим их отрезками. Получим геометрическую фигуру, которая называется треугольником. Три точки- это вершины, а отрезки- стороны треугольника.

- Назовите определение периметра? Сумма длин трёх сторон треугольника называется его периметром.

- Назовите способ решения данной задачи? С помощью уравнения.

Г) Логическая зарядка. Стр.85, №10. Слайд № 17.

На странице 84 приведены свойства чисел- переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения. Используя данные свойства, упростите данные выражения и вычислите наиболее удобным способом, записав данные выражения в тетрадь.

Задание выполняется на основании переместительного и сочетательного свойства сложения. Составляем удобные суммы.

6. Рефлексия. Слайд № 19.

7. Домашнее задание. Слайд № 18.

На партах лежат фишки разного цвета (красный - сложный уровень, зелёный - средний, жёлтый - слабый).Беседа о светофоре.

  • Красный - Стр.80, №1 (а, б, е).
  • Зелёный - Стр.27, №11.
  • Жёлтый - Стр.52, №7

Урок окончен.Слайд № 20.