Групповое логопедическое занятие с учащимися 2-го класса.
Речевое заключение: Дисграфия, дислексия.
Этап: Работа на фонетическом уровне.
Тема: Слоговой синтез.
Цели:
образовательные:
- Повторить правописание собственных имён существительных.
- Учить из слогов составлять слова.
- Учить сравнивать слоговой состав слов.
коррекционные:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность.
- Развивать речь: чёткость произношения; уточнять и расширять активный словарный запас.
- Развивать словесно-логическое мышление.
воспитательные:
- Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
- Умение оценить действия, процесс и результат обучения.
Оборудование: Презентация, карточки с заданием.
План:
- Орг. момент.
- Повторение.
- Тема занятия.
- Гимнастика для глаз.
- Продолжение объяснения новой темы.
- Физминутка.
- Закрепление.
- Самоконтроль и взаимоконтроль.
- Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.
- Рефлексия.
Ход занятия
I. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
– Тихо сели, настраиваемся на занятие.
II. Повторение.
– На прошлых занятиях мы учились делить слова на слоги. У нас сегодня гости. Давайте представимся гостям, называя свои имена по слогам. Смогут ли гости догадаться, как нас зовут? Одновременно катаем между ладонями массажёр.
Например: Меня зовут Ольга Анатольевна. В моём имени два слога.
Дети по очереди называют свои имена по слогам, массажируя ладони.
III. Новая тема.
– Как нашим гостям удалось правильно узнать наши имена?
– Правильно, наши гости соединяли, сливали слоги в слова. Этот процесс называется слоговой синтез слов.
– В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим объяснение:(Слайд 3)
– Сегодня на занятии мы будем учиться из слогов составлять слова.
Тема занятия: Слоговой синтез слов. (Слайд 4)
1. Как зовут детей? (Слайд 5)
– Почему слог Ва написан с большой буквы? (Повторение правила написания имён)
– Запишите имена детей в тетрадь, соблюдая правило.
– Проверьте друг у друга правильность написания имён, подчеркните карандашом предполагаемые ошибки (если они есть).
– Что объединяет все эти слова?
– У этих слов одинаковый первый слог.
2. Добавь слог – та, объясни значение слов. (Слайд 6)
– Что объединяет все эти слова?
– У этих слов одинаковый последний слог.
3. Сложи слово, объясни значение слов. (Слайд 7)
– Что объединяет все эти слова?
– У этих слов одинаковый второй слог.
IV. Гимнастика для глаз.
(Слайд 8)
V. Продолжение объяснения новой темы.
4. Прочитать по слогам слова, объяснить значение слов. Какой слог заменился? (Слайды 9, 10)
5. Образование новых слов путём наращивания. (Слайды 11–14)
6. Какой новый слог появился? Объясни значение слов. (Слайды 15–17)
VI. Физминутка.
(Слайды 18-21)
«Любопытная Варвара»
VII. Закрепление.
(Слайд 22), индивидуальные карточки.
Барабашка захотел из слогов составить слова. Но подул ветер и все слоги разлетелись. Соедини слоги по порядку и запиши слова, которые у тебя получились.
VIII. Самоконтроль и взаимоконтроль.
– Проверьте друг у друга правильность написания имён, подчеркните карандашом предполагаемые ошибки (если они есть).
IX. Итог занятия.
– Что мы учились делать на занятии?
Ученики самостоятельно оценивают свою деятельность. (Слайд 23)
X. Рефлексия.
(Слайд 24)
У вас на столах лежат карточки со смайликами, оценивающие ваше отношение к занятию, к усвоению учебного материала. Возьмите себе подходящую для вашего настроения карточку.
Всем спасибо за урок. До свидания. (Слайд 25)
XI. Оценка деятельности учащихся.
Логопед оценивает работу учащихся, раздавая карточки:
Использованная литература:
- Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. «Дельта» С.-П., 1999.
- Обучающие игры. Домашняя школа: «Развитие внимания», «Развитие речи», «Играем в слова». Оникс, 2002.