Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме “Земноводные”.
Задачи.
Обучающие
1. Содействовать закреплению и систематизации основных понятий по теме “Земноводные”.
2. Расширить кругозор о многообразии земноводных.
3. Продолжать формировать представления о значении земноводных в природе и жизни человека.
Развивающие
Содействовать развитию логического мышления, предоставляя обучающимся возможность анализировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Воспитательные
1. Воспитывать у обучающихся экологическую культуру.
2. Прививать эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока - урок закрепления знаний, умений, навыков.
Формы работы учащихся - парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: интерактивный комплекс, влажные препараты лягушки и тритона; чучело лягушки, барельефные модели “Внутренне строение лягушки”, “Внутреннее строение рыбы”.
Метапредметные связи: экология, физика, география, русский язык.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
3. Значение Земноводных (презентация учащегося).
4. Многообразие земноводных (презентация, сообщения учащихся).
5. Биологическая разминка:
- разноуровневые тестовые задания,
- биологический диктант с взаимопроверкой.
6. Сравнительная характеристика внутреннего строения земноводных и рыб (работа в группах).
7. Синквейн – творческая работа учащихся.
8. Решение биологических задач.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, подготовка к работе, наличие учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Сообщение темы, цели, использование в дальнейшей деятельности.
4. Обзор дополнительной литературы на передвижном стенде. Просмотр и комментарии выставки рисунков учащихся “Виды земноводных”.
На протяжении нескольких занятий мы изучали земноводных: их строение, образ жизни, местообитания. Давайте сегодня обобщим и углубим полученные знания.
Необычное поведение (по человеческим меркам), странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым, но они этого не заслуживают. Он приносят пользу, поедая вредных беспозвоночных, кроме того, амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием – природа, а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
Изучая различные темы на уроках биологии, вы знакомитесь с определенными профессиями. Возможно кто-нибудь после наших с вами уроков, посвященных земноводным, из вас станет ученым – биологом и будет изучать амфибий и, возможно, откроет новый вид земноводных; некоторые из вас изберут профессию врача. Обучаясь в вузах, вы будете проводить лабораторные опыты на лягушках. Огромная часть наших знаний по физиологии получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах. Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии.
Вопрос к классу:
В каких городах находятся памятники лягушкам?
- В Париже, Токио есть памятники лягушкам, они воздвигнуты медиками, которые проводили на лягушках тысячи экспериментов.
На протяжении нескольких уроков мы изучали земноводных, сегодня мы подводим итоги, поэтому тема урока: Обобщающий урок по теме “Земноводные”
Презентация, сообщение “Значение земноводных”. (Приложение 1)
Польза от земноводных в целом невелика, их численность 2800 видов. Они достигают большой численности лишь в немногих ландшафтах. Мы должны бережно относиться к каждому творению природы, чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее экосистема
А сейчас мы прослушаем сообщения и посмотрим презентацию “Многообразие земноводных”. (Приложение 2)
5. Продолжаем урок биологической разминкой:
- Тестирование по вариантам (Приложение 3)
- Биологический диктант (взаимопроверка). (Приложение 4)
6. Работа в группах. (Приложение 5)
Учащиеся делятся на подгруппы по 5-7 человек. Каждая группа работает над определенной системой органов и схемами; проводит сравнительную характеристику строения земноводных и рыб; защищает свою работу.
Дыхательная - группа №1
Кровеносная - группа №2
Выделительная - группа №3
Опорно-двигательная - группа №4
Пищеварительная - группа №5
7. Синквейн (творческая работа учащихся)
Выразите свое отношение к представителю земноводных - лягушке озерной:
лягушка
холодная, скользкая
плавает, прыгает, лазает
не утратила связь с водой
квакушка
8. Решение биологических задач. (Приложение 6)
Выводы:
- земноводные – первые позвоночные, вышедшие на сушу, но не утратившие связь с водой;
- в связи с этим произошло усложнение систем: кровеносной, дыхательной (3 камерное сердце, 2 круга кровообращения, легкие), нервной;
- мы должны бережно относиться к каждому творению природы, чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее экосистема.
9. Подведение итогов, выставление оценок.
10. Домашнее задание: написать эссе “Лабораторные опыты над лягушками. За и против”.