Проектная деятельность учащихся в системе духовно-нравственного воспитания

Разделы: Внеклассная работа


Задача духовно-нравственного воспитания современной молодежи рассматривается как приоритетная в деле обеспечения национальной безопасности страны. Об актуальности ее свидетельствуют многие кризисные явления наших дней: утрата семейных ценностей, низкий уровень общественной морали. Возрождение государства сегодня связано с воспитанием Человека, формированием его духовности, нравственности на основе традиционных ценностей, воспитанием патриотизма.

В данной работе описывается методический опыт в области духовно-нравственного воспитания на основе проектной деятельности как одной из форм сотрудничества педагога и учащихся. Организация проектной деятельности в школе призвана раскрыть исследовательский и творческий потенциал учеников. Возможность проявить собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий проектный продукт, которым смогут воспользоваться и другие участники образовательного процесса, – вот чего в конечном итоге позволяет достичь ребенку работа над проектом. В нашем случае проект рассматривается прежде всего как продукт коллективного творчества, подчиненный общей дидактической задаче и включающий в себя разнообразные формы творческой и исследовательской деятельности учащихся, направленные на реализацию определенной идеи. Именно о таком методическом подходе пойдет речь в данном исследовании. Самостоятельно обретенные знания включают механизмы осознанного их усвоения, в процессе такой работы ученик не просто получает готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения. Словесные образы, подкрепленные другими образами – музыкальными, поэтическими, драматургическими, архитектурными, - действуя комплексно, воспитывают душу ребенка, служат повышению эффективности педагогического воздействия в области духовно-нравственного образования и воспитания. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно, но при этом очень значима роль учителя, особенно необходима его помощь на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, их консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

Решение проектных задач способствует воспитанию сотрудничества в малых группах. Работая в таком творческом коллективе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо уметь договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе реализации проекта. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, находить компромисс, чутко относиться к мнению сверстников.

В предложенной статье представлены некоторые недавно реализованные проекты, призванные решать задачи духовно-нравственного воспитания, потому что в первую очередь именно они являются определяющими в формировании нравственного потенциала ребенка.

Но сначала несколько слов о нашем учебном заведении, его традициях. С первых дней возникновения Земская гимназия определила как приоритетные направления своей деятельности воспитание на основах православной культуры, формирование любви к Отечеству, его истории. Поэтому в гимназии сложилась определенная система духовно-нравственного воспитания, включающая в себя и внеклассную, и урочную деятельность. Еще одной особенностью образовательного процесса в Земской гимназии является раздельно-параллельное обучение. Эта специфика работы учебного заведения в немалой степени определяет формат проводимых внеклассных мероприятий.

В прошлом учебном году в нашей гимназии был осуществлен очень, на мой взгляд, интересный проект “Русская девушка”. Сама идея зародилась в параллели седьмых классов, три классных руководителя стали консультантами этой творческой работы. Возникла она из желания противопоставить рекламно-гламурному образу образы непреходящей, духовной красоты и донести их до подростков. На этапе подготовки проекта и в процессе его осуществления нами были определены следующие цели: прежде всего - духовно-нравственное воспитание; а также реализация гендерного подхода в воспитании, развитие коммуникативной и информационной компетентностей, других социальных навыков. Строки Н. Заболоцкого могли бы стать своеобразным эпиграфом нашего проекта:

...что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Когда идея была озвучена, началась работа, которая длилась на протяжении нескольких месяцев. Причем, педагоги в определении стратегии проекта отталкивались прежде всего от предложений и находок учеников, направляя творческую мысль и помогая детям в подготовке и оформлении собранного материала.

Так, в классе мальчиков сами ученики решили проследить, как отразился облик русской женщины в полотнах великих художников. Ребята исследовали творчество замечательных мастеров живописи: Аргунова, Боровиковского, Брюллова, Серова - и рассказали, как в их произведениях воплотились женские образы. При этом параллельно родилась еще и отдельная тема – “Жены русских художников”. Жены художников Тропинина, Маковского, Врубеля, Сурикова оставили след в истории русской живописи как ближайшие помощницы и как музы своих гениальных супругов. О них и шла речь в подготовленных учениками презентациях.

А в классе девочек внимание учениц привлекла судьба дочери святого благоверного князя Ярослава Мудрого – Анны Ярославны, которая стала королевой Франции. Ее жизнь – это опровержение странного представления о России минувших веков как о стране, находившейся на обочине европейской цивилизации. Анна Ярославна, воспитываясь вместе со своими сестрами при дворе киевского князя, в отличие от своего супруга – французского монарха, была грамотной, знала несколько европейских языков, что для Европы того времени было исключительной редкостью. Даже сам римский папа, удивленный замечательными политическими способностями Анны, написал ей в письме: “Слух о ваших добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом”. В период накопления материала о жизни этой удивительной женщины ученицы делали маленькие открытия. Как, например, следующее. На чем клялись французские короли, вступая на престол? Как и положено богоизбранным монархам, клялись короли на Евангелии. Только в течение многих столетий и не догадывались – на каком именно. А клятва приносилась на славянском издании Евангелия, и, по преданию, впервые распознал церковнославянский текст сам Петр Великий, когда был во Франции в 1717 году. Просто взял и стал читать – к потрясению всех присутствующих. Само же Евангелие в драгоценном окладе было привезено из Киева Анной Ярославной, когда она проделала долгий путь, чтобы стать королевой европейского государства. Девочки увлеченно отыскивали все новый материал о захватывающей биографии нашей соотечественницы, с радостью делились своими маленькими открытиями. И презентации, и театрализованные сценки стали содержанием проекта “Русская девушка”.

Однако отдельного разговора заслуживает фрагмент, названный нами в соответствии с идеей генерального проекта “Великие княжны Романовы”. Но, конечно, речь в нем шла обо всей семье царственных мучеников, о той неповторимой атмосфере глубокой порядочности и жертвенной любви, в которой воспитывались и формировались эти выдающиеся характеры. Привлекательные образы царских дочерей, их духовная сила и красота – вот, пожалуй, примеры истинного благородства и целомудрия, которые можно противопоставить духу мира сего, разрушительному влиянию современности на формирующееся сознание подростка. Это и высокий пример высочайшей родительской ответственности. “Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог” [1]. Царских детей воспитывали в простоте и строгости, в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. “Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь. – Такими должны быть и мои дети” [1]. Так же, как и в дни своего величия, в дни гонений они не переставали разливать вокруг себя лишь свет и любовь, для всех находили ласковое слово и не забыли тех, к кому были привязаны и кто остался им верен. Глубокая вера и любовь к Богу и Отечеству, крепкая надежда на торжество добра не меркли, но росли в их чистых сердцах в ужасные дни испытаний. Безусловно, рассказ о судьбе Царственных страстотерпцев имел мощный эмоционально-нравственный эффект и стал идейным ядром всего представленного проекта.

Еще одним удачным примером реализованного проекта в системе духовно-нравственного воспитания можно считать проект “Русский литературный Париж”. Он был представлен в 2010 году в духовно-просветительском центре Преображенского храма и проходил в рамках Недели Франции в Балашихинском благочинии и Года Франции в России. Сама инициатива проведения дней Франции в благочинии принадлежала благочинному церквей Балашихинского округа протоиерею Николаю Погребняку (ныне епископ Балашихинский, викарий Московской епархии). Цель – исторические и культурные связи Франции и России, драматическая история нашей страны, вклад русского зарубежья в развитие литературного и культурного процесса родины. Нельзя не сказать несколько слов о тех мероприятиях, которые включала программа Недели. Она открылась выставкой живописи “Франция в произведениях художников Подмосковья”, затем состоялась конференция “Православие на земле Франции”, где прозвучали интересные выступления священников и сотрудников иконописной мастерской св. Алипия Печерского - “Преподобная Женевьева (Геновефа) и святые Галльской Церкви”, “Иконописцы русского зарубежья: Парижская школа”; в один из дней проходили чтения “Русский литературный Париж” и концерт классической музыки “От Марэ до Равеля”, завершились дни концертом заслуженного артиста России Олега Погудина “Je chante”. Неделя собрала много заинтересованных людей - прихожан храма и тех, кому не безразлична история страны.

В литературных чтениях был представлен проект нашей гимназии “Русский литературный Париж”, в котором принимали участие гимназисты разных ступеней образования – от пятиклассников до учащихся выпускных классов. С самого начала было определено, что в нем будут задействованы ученики разных возрастов, с разнообразными способностями: артистическими, исследовательскими, лингвистическими. Такое формирование разновозрастных групп и групп по интересам способствует воспитанию чувства взаимопомощи, ответственности, осознанию себя членом единого коллектива, помогает раскрытию творческого потенциала и интересов личности. Педагогами-консультантами этого проекта выступили учитель русского языка и литературы М.Н. Крылова и преподаватель французского языка Т.В.Ануфриева. Основная цель проекта – представить литературный процесс русского зарубежья как составную часть великой русской литературы, на примере судьбы и творчества отдельных писателей проследить их духовные искания, показать верность Православной матери Церкви. Революция оторвала от России, от русской почвы наиболее крупных писателей, обескровила, обеднила русскую интеллигенцию [2]. Не секрет, что многие художники слова, только оказавшись в изгнании, поднялись до осмысления того, что они потеряли. Поэтому Русская Православная Церковь Заграницей стала тем объединяющим их духовным центром, который не позволил утратить свою национальную идентификацию. О судьбе русского зарубежья рассказали старшеклассники. А учащиеся 5-6 классов словно погрузили присутствующих в атмосферу Парижа: пели французские песни, читали стихотворения на французском языке, в том числе, и самостоятельно переведенное стихотворение А.С.Пушкина. После этого замечательного мероприятия в гимназии состоялось анкетирование, которое показало возросший интерес школьников к истории русской литературы, культурным, историческим и, самое главное, духовным связям России и Франции.

Формирование личности человека, его нравственного облика происходит под влиянием многих факторов: на него воздействуют и среда общения, и круг чтения, и встречи с интересными людьми. На протяжении многих лет не прерывается плодотворное сотрудничество с русским прозаиком В.Н. Крупиным. Он был одним из инициаторов возрождения на балашихинской земле Праздника славянской письменности и культуры, который стал традиционным для нашей гимназии и всегда воспринимается с большим воодушевлением, хотя и приходится на конец учебного года. Кроме того, писатель солидарен с нами и в основополагающих пунктах гимназической концепции – воспитании учащихся в традициях отечественной культуры, истории, веры предков. “Уберите из мира русскую музыку – мир оглохнет, уберите русскую живопись – мир потускнеет, уберите русскую литературу – мир онемеет. А откуда и музыка, и живопись, и слово? Из Церкви. Вот кому обязана Россия своим высоким нравственным сводом, своим могуществом, своим первенством в мировой культуре” - это слова русского писателя В.Н. Крупина, сказанные им на Рождественских образовательных чтениях [3]. Не случайно писатель стал первым лауреатом Патриаршей премии в области литературы в 2011 году. Его произведения – это взгляд на мир глазами христиански настроенного человека, творца, для которого ценностными являются православные традиции Отечества. В 2009 году состоялась встреча с писателем, она предполагала не только общение с православным автором таких книг, как “Незакатный свет”, “Освящение престола”, но и формирование возможно более полного представления о творчестве В.Н. Крупина, о нравственной составляющей его произведений. Встрече предшествовала большая подготовительная работа, которая, как правило, остается за рамками мероприятия, но без которой невозможно достичь планируемых задач. Целью данного проекта было формирование представлений учащихся о своеобразии творческой манеры писателя, многообразии литературного процесса, христианском восприятии окружающего мира. В соответствии с поставленными задачами было создано несколько творческих групп, которые определили для себя конкретную область исследования: история страны в судьбе человека, жизненный и творческий путь писателя, судьба его литературных произведений.

На этот раз большая работа по подготовке встречи была проведена старшеклассниками: они принимали участие в написании сценария, готовили презентации, инсценировали отрывки из произведений В.Н. Крупина. В самом начале встречи была показана представленная учеником выпускного класса презентация “Эпоха и человек”, включившая в себя все основные этапы отечественной истории, на которые приходится жизнь Владимира Николаевича. А это большой, интересный и во многом драматический период с 1941 по настоящий год, вобравший в себя и Великую Отечественную войну, и освоение целины, и первый полет в космос, и перестройку, и распад великого государства. Затем ученики 11 класса рассказали о жизни и творчестве В.Н. Крупина, иллюстрируя свой рассказ фотографиями писателя, его друзей и близких. Прозвучали рассказы из замечательного цикла “Крупинки” - “Падает звезда” и “Сбрось мешок”. Последняя миниатюра, блистательно исполненная ученицей 10 класса, учит видеть красоту окружающего мира в обычных, казалось бы, вещах – закате, охватившем полнеба, полянке, усыпанной созревшей земляникой, - и радоваться красоте Божьего мира, как бы подчас тяжело ни приходилось в жизни.

Развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка в их гармонии, воспитание его воли должно быть подчинено самой первой и важнейшей задаче духовно-нравственного воспитания - воспитанию сердца, воспитанию любви [4]. Красной нитью в произведениях В.Н. Крупина проходит тема всепобеждающей любви: это любовь родительская, любовь к родной земле, к своей малой родине, любовь земная и любовь небесная. Именно о небесной любви шла речь в следующем фрагменте встречи, посвященном святой горе Афон. Писатель несколько раз бывал в этом форпосте духовной жизни, чему посвятил свою книгу; он рассказал об укладе жизни афонской монашеской республики, куда с давних времен запрещен вход женщинам, об интересных встречах, произошедших на греческой земле, об истории книги, вобравшей в себя впечатления от посещения этого святого места.

Еще в период первичного знакомства с творчеством писателя старшеклассников привлекла повесть “Люби меня, как я тебя”, отрывки из которой они с энтузиазмом инсценировали. А потом Владимир Николаевич рассказал, какие события легли в основу произведения, говорил о его сценической судьбе (спектакль по мотивам книги с успехом идет на сцене православного театра “Глас”). Эта повесть о чистой, жертвенной любви в нашем современном мире, поставленная на сцене известного театра, собирает полные залы зрителей. Рассказывая о том, как родился замысел этой книги, писатель отметил, что хотел противопоставить легковесным, необременительным отношениям между нынешними молодыми людьми настоящее чувство, которое сильнее расстояний, времени и даже самой смерти. Эта та любовь, которая “долготерпит, милосердствует... не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла” [5].

Затем учащиеся задавали волновавшие их вопросы: о дружбе, любви, литературном творчестве. В заключение было исполнено музыкальное приношение, но участники встречи еще долго не отпускали писателя: брали автографы, расспрашивали о его творческих планах, просили совета в своих литературных опытах.

Каков же воспитательный эффект данного мероприятия? Путь к хорошей книге проходит иногда непросто, встреча же с интересным человеком, писателем способна пробудить, на наш взгляд, и читательский интерес. Как показала практика, слушая рассказ живого классика о рождении слова, проникая в тайны мастерства, ученики старались внимательнее относиться к собственным сочинениям, а также постигали истину о высоком предназначении литературы и искусства, учились пониманию их роли в духовной жизни человека, ответственности писателя.

Анализируя полученные в ходе психолого-педагогического мониторинга данные, следует отметить, что грамотно организованная проектная деятельность способствует формированию самостоятельности ребенка, росту его творческой и исследовательской активности, ученик чувствует себя частью коллектива, решающего общую задачу, где от усилий каждого зависит, в конечном итоге, результат. Проектный метод позволяет создать условия для личностного развития ребенка, формирует такие черты, как любознательность, стремление к эксперименту, креативность мышления, развивает социальные навыки в процессе взаимодействия в творческой группе.

В заключение скажем, что успех в области духовно-нравственного воспитания обуславливается целым комплексом мер педагогического воздействия на душу ребенка, не всегда можно с полной гарантией сказать, “как наше слово отзовется”. Однако педагогика сотрудничества, воздействие на эмоциональную сферу подростка вербальными, зрительными образами, развитие его творческого и интеллектуального потенциала, воспитание на высоких образцах нравственности и святости – вот ключ к сердцу ребенка, его нравственному совершенствованию. Хочется верить, что представленный опыт работы помогает решению столь важных в наше время задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Список источников и литературы

1. Савченко П. Русская девушка – М.: Сурож, 2008

2. Михайлов О.Н. От Мережковского до Бродского: Литература Русского зарубежья – М.: Просвещение, 2001. – с. 3

3. Крупин В.Н. Русская классика и народность – хранители нравственности // XV Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник пленарных докладов – М., 2007- с.264-265

4. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире - М.: OIMRU, 2000.

5. Первое послание к Коринфянам (13:4-5)