Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с современными тенденциями модернизации дошкольного образования (введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья.

Большой проблемой для воспитателей, родителей и самих детей является детская агрессивность, которая сегодня встречается все чаще и чаще. Наличие агрессивных форм поведения у детей является показателем нарушения эмоциональной сферы, эмоционального неблагополучия, а соответственно психического развития. Агрессивное поведение – как результат неудовлетворения базовых потребностей со стороны родителей в любви, внимании, понимании собственного ребенка, отражается на психологическом здоровье в целом.

Соответственно организованная работа педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

Работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников целесообразно проводить по 4 направлениям:

  1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Отработка навыков общения.
  3. Обучение детей способам саморегуляции, самообладания.
  4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям и др.)

1. Выражение гнева в приемлемой форме

Агрессия – способ выражения гнева. Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Поэтому в своей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева я использую два направления: учу детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры, упражнения и психологические этюды на формирование социально-приемлемых способов выражения эмоций т.е. игры на понимание эмоционального состояния другого ребенка, отгадывание чувств, переживаний по рисунку лица с различным эмоциональным выражением («Я и мои эмоции», «1, 2, 3 – настроение замри!», «Зеркало», «Обзывалки» и др.). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста необходимо проводить работу по обучению переноса негативных чувств не на людей, а на неодушевленные предметы, т.к. агрессия у данной категории детей носит преимущественно импульсивный характер. С этой целью мною в данных возрастных группах были организованы уголки релаксации (уединения) с размещением различных предметов: подушки, поролоновые мячики, мишень с дротиком, резиновые молотки ,а также мягкая детская мебель со средствами для рисования и др. В уголке релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, расслабиться и просто побыть одни.

2. Обучение детей способам саморегуляции, самообладания

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения .Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. На своих занятиях я использую разные формы и методы работы на снятие мышечного и психоэмоционального напряжения у детей: релаксационные упражнения на снятие напряжения мышц лица и кистей рук(« Рот на замке», « Солнечный зайчик», «Пчелка», «Озорные щечки», «Морковный сок» и др.),релаксационные упражнения на расслабление всего организма(«Бабочка», «Дует ветерок», «На лесной полянке» и др.), дыхательные упражнения («Мыльные пузыри», «Воздушный шар» и др.), аутотренинг с музыкальной релаксацией, песочную терапию, а также провожу релаксацию с использованием сенсорного оборудования (рисунок 1, 2, 3).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок3

3. Отработка навыков общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств, у них отсутствуют элементарные игровые и коммуникативные умения и навыки. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью, я использую на своих занятиях коммуникативные игры ( «Ветер дует на…», «Соседи», «Акула» и др.) (рисунок 4, 5), ролевые игры, обсуждение конфликтных ситуаций.

Рисунок 4

Рисунок5

4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и др.)

Для формирования позитивных качеств личности дошкольников, на занятиях я использую следующие методические средства: психологические игры, направленные на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего, будущего, на ознакомление и переживание эмоционального состояния, на вербализацию своих переживаний («Доброе животное», «Комплименты», «Передай свое тепло» и др.), а также элементы психогимнастики, арттерапии, сказкотерапии. Таким образом, в результате проведенной работы, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.