Акмеологические особенности личностно-профессионального становления педагогов

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Личность педагога, его образование, развитие и саморазвитие, профессиональная деятельность многоаспектны. Поэтому исследования, связанные с выделенными феноменами, идут по многим направлениям. В последние десятилетия развития отечественной психологии ученых привлекают вопросы, связанные с развитием взрослого человека. Внимание к разработке данной проблемы вызвано тем, что, проходя в своем развитии эту возрастную ступень, человек должен состояться как гражданин своей страны, как семьянин и специалист, проявить себя в конкретной области труда. Особое внимание данной проблеме уделяется в акмеологии.

На данном этапе становления акмеологии наиболее перспективными для разработки являются направления, которые посвящены особому виду развития зрелой личности – личностно-профессиональному становлению специалиста. Профессия педагога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность педагога обуславливает результат его взаимодействия с обучающимися. Поэтому наличие у педагогов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств способствует достижению высоких результатов в профессиональной деятельности. В связи с вышеизложенным является актуальным разрешение противоречия между недостаточно разработанными теоретическими положениями об акмеологических особенностях личностно-профессионального становления педагогов и необходимостью на практике осуществлять оптимизацию личностно-профессионального становления педагогов. Данное противоречие, а также логика научного исследования выдвигают следующую проблему: каковы акмеологические особенности личностно-профессионального становления педагогов? В контексте данной проблемы автором работы было проведено научно-педагогическое исследование по теме Акмеологические особенности личностно-профессионального становления педагогов. Исследование выполнено на материале муниципального общеобразовательного учреждения «Новополтавская средняя общеобразовательная школа» Ермаковского района Красноярского края; в исследовании участвовало 16 респондентов: мужчин – 2 чел., женщин – 14 чел.; педагогический стаж: 0-5 лет – 2 чел., 5-10 лет – 1 чел., 10-20 лет – 7 чел., свыше 20 лет – 6 чел.; квалификационная категория: II – 7 чел., I – 4 чел., высшая – 1 чел.

В процессе изучения теоретических основ профессионально-акмеологического развития педагогов была выдвинута следующая гипотеза: акмеологические особенности личностно-профессионального становления педагогов, а именно: особенности Я-концепции (самоотношение и уровень притязаний), особенности мотивации и готовности к саморазвитию, особенности ценностных ориентаций, отношение к профессиональной деятельности, характеристики профессиональной направленности, направленность во взаимоотношениях с окружающими, уровень моральной нормативности, локус контроля, уровень нервно-психической устойчивости и профессионально важные качества педагога – позволяют спроектировать оптимизацию личностно-профессионального развития.

Методологическую основу исследования составили: основные философские, психологические, педагогические положения гуманистического направления, акмеологический подход, включающий системный, типологический, субъектно-развивающий подходы, раскрывающие категории «личность», «развитие», «познание», «творчество»; идеи ценностно-ориентационного развития педагога, теории оптимизации, преодоления педагогических затруднений, профессионального истощения, развития профессиональных потребностей и способностей педагога.

Использовались такие методы исследования как: теоретический анализ литературы по проблеме личностно-профессионального становления педагогов на философском, психологическом и педагогическом уровнях; опросно-диагностические методы – методика «Готовность к саморазвитию», опросник М.Рокича для определения ценностных ориентаций, методика «Определение направленности личности», методика А.Маслоу «Определение степени удовлетворенности основных потребностей», методика Д.Б.Роттера «Определение локуса контроля», методика В.К.Гербачевского «Определение уровня притязаний», методика Т.Лири «Диагностика межличностных отношений», многоуровневый личностный опросник А.Г.Маклакова и С.В. Чермянина «Адаптивность», тест-опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева; анкета «Профессионально важные качества педагога»; анализ документов, относящихся к результатам деятельности педагогов; методы математической статистики.

Акмеограмма педагогов Новополтавской СОШ, позволила изучить акмеологические особенности их личностно-профессионального становления.

Общий уровень акмеограммы является базисным, он включает в себя те качества, которые необходимы для успешного личностно-профессионального становления.

На данном уровне были рассмотрены: степень моральной нормативности (ответственности); локус контроля; уровень нервно-психической устойчивости; ПВК педагога.

86% педагогов имеют высокий уровень моральной нормативности, и лишь 14% – средний и низкий. В последнем случае это говорит о необходимости применения акмеологических технологий с целью повышения моральной нормативности в профессиональной деятельности, что, безусловно, позитивно скажется на процессе личностно-профессионального становления. В общей структуре коллектива средний и низкий уровень моральной нормативности характерен для молодых педагогов. Наблюдается прямая зависимость между уровнем моральной нормативности и имеющейся у педагогов квалификационной категорией (диаграмма 1).

Диаграмма 1 . Уровень моральной нормативности

У педагогов школы преобладает интернальный локус контроля, что, несомненно, способствует личностно-профессиональному становлению педагогов. Наблюдается прямая зависимость между уровнем квалификационной категории и тяготением к интернальной модели. В тоже время 50% молодых педагогов характеризуются экстернальным локусом контроля (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Локус контроля

Для значительной части педагогов школы характерен низкий уровень нервно-психической устойчивости. Средний и высокий уровень НПУ преобладает у педагогов I и высшей квалификационной категорий. Полученные результаты позволяют выделить ресурсность биологического потенциала у педагогов I и высшей квалификационных категорий, как фактор, способствующий профессиональному становлению (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Уровень нервно-психической устойчивости

Наиболее развитыми ПВК у педагогов Новополтавской СОШ оказались: педагогическая наблюдательность, зоркость (80%), педагогическая эмпатия, сопереживание (94%), педагогическая чувствительность (75%), педагогическое целеполагание (87%), педагогические способности (75%). Как наименее развитые качества отмечены: педагогический оптимизм (56%) и педагогическая рефлексия (50%) (диаграмма 4).

Диаграмма 4. ПВК педагогов

Особенный уровень акмеограммы включает в себя: особенности отношения к профессиональной деятельности; характеристики профессиональной направленности; особенности направленности в межличностных отношениях.

Процент педагогов удовлетворенных профессией выше среди имеющих квалификационную категорию. Подавляющее большинство педагогов Новополтавской СОШ положительно относятся к своей профессиональной деятельности (диаграмма 5).

Диаграмма 5. Отношение к профессиональной деятельности

Наличие силы преодолевать возникающие трудности, говорит о положительном отношении к выполняемой деятельности и высокой мотивации (диаграмма 6). Наблюдается прямая зависимость от имеющейся у педагогов квалификационной категории

Диаграмма 6. Наличие силы преодолевать трудности

У 55% педагогов в структуре личности доминирует направленность «на дело» (диаграмма 7). Поэтому, несмотря на свои личные интересы, большинство педагогов охотно сотрудничают с коллективом, если это повысит продуктивность группы. В коллективе они стремятся изо всех сил отстоять свое мнение, которое считают правильным и полезным для выполнения задания. В тоже время велик процент (27%) лиц с направленностью на себя. Этих людей можно характеризовать как неприятных, агрессивных, соперников, догматиков, интровертированных, мнительных, ревнивых, напряженных, раздражительных, тревожных, с недостатком самоконтроля, незрелых, лабильных, с недостаточной потребностью в переменах и новизне, озабоченных неуверенностью, неудачей, с потребностью в агрессии.

Диаграмма 7. Направленность личности

Среди педагогов Новополтавской СОШ преобладающими типами личности являются: подчиняемый и дружелюбный, причем в адаптивной форме. Отдельные педагоги характеризуются как подозрительный и альтруистический типы высокой выраженности (диаграмма 8).

Диаграмма 8. Типы личности

Единичный уровень акмеограммы включает в себя: особенности Я-концепции; характеристики мотивационной сферы и потребности в саморазвитии; особенности ценностных ориентаций.

Особенности характеристик самоотношения, уровня притязаний позволяют сделать вывод о средней степени устойчивости Я-концепции педагогов (табл. 1)

Прослеживается связь «интегрального» компонента самоотношения и имеющейся квалификационной категории: высокий показатель имеют 25% педагогов II квалификационной категории, 50% – I квалификационной категории и 100% – высшей квалификационной категории.

Уровень притязаний преимущественно средний (56%).

Таблица 1. Особенности Я-концепции

Уровень Самоотношение Уровень притязаний
высокий 69% 31%
средний 19% 56%
низкий 12% 13%

44% педагогов характеризуются высокой готовностью к саморазвитию. Прослеживается прямая зависимость между имеющейся квалификационной категорией и готовностью к саморазвитию (табл. 2).

Таблица 2. Готовность к саморазвитию

Показатель готовности % педагогов
А – «могу самосовершенствоваться», но «не хочу знать себя» 19
Б – «хочу знать себя» и «могу измениться» 44
Г – «хочу знать себя», но «не могу себя изменить» 37

Относительно мотивации профессиональной деятельности педагогов, можно сделать следующий вывод: наблюдается высокий познавательный интерес (56%), но существует низкая (50%) и средняя (44%) личностная значимость результатов деятельности (табл.3).

Таблица 3. Особенности мотивации профессиональной деятельности

Уровень Познавательный мотив Значимость результатов
высокий 56% 6%
средний 25% 44%
низкий 19% 50%

У 38% педагогов ведущими потребностями являются потребности в самовыражении, у 19% – социальные потребности, у 12,5% – материальные потребности и у 6% – потребности в признании. У большинства педагогов потребности находятся в зоне частичной неудовлетворенности (табл. 4).

Среди мотивов, которые детерминируют поведение педагогов, особенно выделяются следующие: повышать уровень мастерства и компетентности; заниматься делом, требующим полной отдачи; быть понятым другими; обеспечить себе будущее; зарабатывать на жизнь; развивать свои силы способности; обеспечить себе материальный комфорт; иметь теплые отношения с людьми; обеспечить себе положение, влияние; иметь хороших собеседников.

Таблица 4. Ведущие потребности

Потребности в самовыражении 38%
Социальные потребности 19%
Материальные потребности 12,5%
Потребности в признании 6%

Главными детерминантами поведения являются терминальные ценности (ценности-цели). У педагогов Новополтавской СОШ к ним относятся: здоровье (87%) и счастливая семейная жизнь (87%), интересная работа (73%) и материально обеспеченная жизнь (53%), любовь (47%) и наличие друзей (33%) (табл. 5).

Таблица 5. Терминальные ценности

Здоровье 87%
Счастливая семейная жизнь 87%
Интересная работа 73%
Материально обеспеченная жизнь 53%
Любовь 47%
Наличие друзей 33%

На основании данных исследования акмеологических особенностей личностно-профессионального становления педагогов, были выделены:

  • факторы, способствующие личностно-профессиональному становлению, а именно: средняя степень развитости Я-концепции; высокий познавательный мотив; средний и высокий уровень притязаний; высокая готовность к саморазвитию; высокий уровень мобилизации усилий для достижения успехов в профессиональной деятельности; высокий уровень моральной нормативности; интернальный локус контроля; высокая профессиональная направленность «на дело»; дружелюбный тип социальной ориентации личности
  • факторы, препятствующие личностно-профессиональному становлению педагогов: низкий уровень нервно-психической устойчивости; низкая ресурсность биологического потенциала личности; низкая и средняя личностная значимость результатов профессиональной деятельности; подчиняемый тип социальной ориентации личности.

На основе выделенных факторов, с целью оптимизации личностно-профессионального становления педагогов, были спроектированы рекомендации, направленные на повышение моральной нормативности в профессиональной деятельности и уровня нервно-психической устойчивости педагогов; приумножение ресурсности биологического потенциала личности; развитие рефлексивной культуры; умения оптимизировать свой временной ресурс; помощь в осознании педагогами личностной значимости результатов профессиональной деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что выявление акмеологических особенностей личностно-профессионального становления педагогов позволит спроектировать средства оптимизации их личностно-профессионального развития, подтвердилась.

Теоретическая значимость исследования состоит: во-первых, в теоретическом обосновании и эмпирических результатах исследования выделены акмеологические особенности становления педагогов, позволяющие спроектировать оптимизацию личностно-профессионального развития, во-вторых, в дальнейшем развитии понятия акмеограммы как диагностического инструментария оптимизации личностно-профессионального становления педагога.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследования разработаны рекомендации по оптимизации личностно-профессионального становления педагогов. Результаты исследования явились основаниями для преобразования системы методической работы школы и процедуры аттестации педагогов: в течение 2010-2012 г.г. 9 педагогов повысили свою квалификационную категорию (8 чел.- до первой, 1 чел – до 2 кв. категории).

Достоверность основных положений и выводов, изложенных в исследовании, обеспечена ее теоретико-методологическими основаниями; широким охватом психолого-педагогической литературы отечественных авторов; опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативностью выборки обследования педагогов, необходимой и достаточной характеристикой изучаемых процессов; реализацией комплекса методик, соответствующих цели, задачам, объекту и предмету исследования; систематическим анализом полученных результатов, большим практическим опытом педагогической деятельности самого автора в школе.

В процессе исследования был проведен анализ следующих информационных источников:

  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения – М.: Флинта; Наука, 1998. – 168 с.
  2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 25
  3. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований – М.: РАГС, 2000. – 178 с.
  4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие/А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
  5. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования – М.: ИЦПКС, 2001. – 273 с.
  6. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. – 1992. – №9. – с.9-10