Особенности соревновательных композиций в эстетической гимнастике

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Сегодня все более становится популярна эстетическая гимнастика. Это связано не только с богатейшим набором средств, используемых в подготовке спортсменок, но и с удивительным синтезом спорта с искусством танца различных направлений и выразительных средств музыкального искусства.

Эстетическая гимнастика активно ищет свой ракурс, осознает свою условную поэтическую природу. Современную методику эстетических видов гимнастики невозможно представить без классического экзерсиса. Общепризнано влияние хореографии на улучшение техники и культуры движений. Считается, что безупречный стиль российских гимнасток закладывает хореографическая подготовка, основанная на традициях классического балета. Но чтобы развить свои выразительные средства, чтобы художественно полноценно отвечать новым требованиям времени, конечно недостаточно синтеза только с классической хореографией. Сегодня эстетическая гимнастика это сплав хореографии, музыки, актерского мастерства. Полифония факторов зрительных, слуховых, пространственных, временных дает многокрасочную композицию.

С 90-х годов XX столетия эстетическая гимнастика вышла на международный уровень, где заметно усилилась конкуренция, борьба за призовые места практически равных по классу лидеров, в числе которых прочные позиции занимают и российские спортсменки. Команды, претендующие на призовые места, часто имеют одинаковый уровень подготовки. Выявить чемпиона бывает очень трудно. Спортсменки выполняют требования правил соревнований настолько четко и квалифицированно, что судьи порой затрудняются ранжировать их по уровню мастерства и при равной борьбе отдают предпочтение тем, чьи композиции оригинальнее и составлены так, что более полно раскрывают индивидуальный стиль команды.

Ведущие специалисты среди важнейших показателей деятельности в эстетической гимнастике отмечают композиционные особенности упражнений (оригинальность, целостность, логичность, совершенство композиции) и компоненты исполнительского мастерства (техника, выразительность, музыкальность, слитность, синхронность). Проблема заключается в том, что процесс разработки общетеоретических представлений о композиции эстетической гимнастики значительно отстает от динамичного развития этого нового вида спорта. Особенности соревновательной деятельности – исполнение упражнения группой гимнасток; развитие телесной выразительности; отчуждение от технократизации обучения, построение “живых движений”; сенсорно-чувственная эстетическая основа двигательных действий не позволяет полностью заимствовать общетеоретические представления об основах композиции, разработанных в художественной гимнастике. Поэтому актуальным является изучение вопросов композиционной подготовки в эстетической гимнастике.

Существуют некоторые общие основы структурно-технического построения композиций, выявление и педагогическая адаптация которых могут содействовать совершенствованию теории, методики и практики работы в области составления и совершенствования композиций эстетической гимнастики.

Композиция – термин, широко распространенный в различных сферах искусства и видах спорта с художественной направленностью. В танцевальных и конструктивных видах искусства, а так же в технико-эстетических видах спорта композицию можно определить как пластическую форму выражения мысли, идеи произведения.

Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающей произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Составлять – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Соотношение целого и частей в композиции эстетической гимнастики можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Рис. 1 Архитектоника композиции в эстетической гимнастике

Единая, цельная композиция в конечном счете, цель подготовки находится в вершине пирамиды состоит из частей. Как и всякое произведение, произвольное упражнение имеет начало, развитие и завершение. Эти части объединяет общее содержание. Части в свою очередь объединяются несколькими соединениями, состоящими из отдельных элементов, лежащих в основе композиции (основание пирамиды). Элемент – это наименьшее, но вместе с тем вполне законченное движение, имеющее определенную структуру, начало, основное действие и окончание.

По содержанию элементы могут быть техническими, составляющими трудность упражнения; связующими, выполняющими вспомогательную роль в композиции; танцевальными, отражающими стиль и характер музыкального произведения; пантомимическими – элементы встречающиеся не так часто, но умелое их использование усиливает впечатление от композиции.

В практике эстетической гимнастики можно выделить два основных вида композиций: соревновательные и этюды (рис.2).

Рис. 2 Классификация композиций эстетической гимнастики

Соревновательные композиции носят спортивный характер и выполняются строго в соответствии с классификационной программой и правилами соревнований. Спортивные композиции в эстетической гимнастике являются групповыми. В группу может входить от 6 до 10 гимнасток.

Этюды – это небольшие подготовительные композиции, служащие в учебных целях, например, для развития и совершенствования спортивной техники или эмоциональной выразительности. Они состоят из различных действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем. Как правило, они рассчитаны на 8, 16, 32, 64 и т.д. счета.

Анализ научно-методической литературы показал, что композиция – раздел общий в сферах искусств и технико-эстетических видах спорта. Композиция в эстетической гимнастике во многом развивается по общим законам танца и живет во времени и пространстве.

В целой композиции целесообразно различать временную и пространственную композиции (рис. 3).

Рис. 3. Структура композиции в эстетической гимнастике

Временная композиция представляет собой внутреннюю структуру и непосредственно связана с музыкой, которая развивается только во времени. Внутренняя или латентная составляющая композиции определяет ее содержание, эстетико-художественную ценность, ритмическое распределение элементов. Она развивается по законам музыки (темп, ритм, динамика).

Музыкальная форма. Важным компонентом композиции является музыка. Художественная композиция проявляется в гармоничном сочетании движений с музыкой. Музыка при составлении композиции и создании художественного образа является первоисточником. Она первична по отношению к движениям. Работа над произвольной композицией, как правило, начинается с подбора музыкального произведения. Здесь музыка должна не просто сопровождать движение, а организовывать и определять его характер.

В упражнении необходимо распределить движение по фазам, частям музыкального текста. Эти чередования называются архитектоникой упражнения. Другими словами, архитектоника это структура упражнения в связи с музыкой. Архитектоника упражнения не формальна, она всегда связана с раскрытием и последовательным изложением эмоционального содержания, заложенного в музыке. Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми чертами. Но все же на протяжении нескольких столетий развития европейской музыки сложились определенные закономерности, принципы по которым строятся отдельные типы произведений.

Музыкальной формой принято называть композицию, т.е. особенности построения музыкального произведения. В результате возникает тот или иной тип композиции. Таких темпов или музыкальных форм не так много: одночастная, двухчастная и трехчастная форма вариаций, рондо, сонатная форма, цикл и др.

Распространена в музыкальной практике так же трехчастная и двухчастная формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. Это одна из распространенных схем композиции. Ее главные части – вступление, основная часть, заключение (финал) – образуют сложную трехчастность – симметричное и логически завершенное построение. Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы “без вывода”, без итога. Схема ее: АВ.

Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями. Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья.

Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть композиция, не связанная с установившимся типовыми музыкальными формами – это фантазии и попурри на заимствованные темы.

Следует учитывать, что композиция в эстетической гимнастике длится от 2,15 до 2,45 минут. Поэтому не стоит увлекаться музыкальными произведениями крупных форм, выхватывая отдельные фрагменты.

Пространственная композиция – это внешняя составляющая, схема, форма, распределение элементов в пространстве на площадке. Она включает рисунок и ракурс. Это геометрия танца.

Рисунок. Под рисунком композиции мы подразумеваем перемещение танцующих по площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные фигуры формы их передвижения по площадке. В результате мы можем говорить, что все элементы размещаются не хаотично, а образуют геометрические фигуры. Без геометрических фигур нет композиции: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали – все это используется в композиционном рисунке.

Можно выделить простые, геометрически правильные виды построений, и сложные. К первым относятся построения в прямые линии (в колоннах или шеренгах), круг, треугольники, многоугольники. Виды построений по прямым линиям в зависимости от направления подразделяются на вертикальные, горизонтальные и диагональные. При этом в зависимости от количества гимнасток, участвующих в построении, выделяют построения в парах, тройках, шестерках.

К сложным построениям относятся Т-образные, крестообразные, подковообразные, пространственные расположения, а так же смешанные, например прямая и треугольник, прямая и четырехугольник и др.

Работа в приведенных выше построениях может проходить в с относительно жесткой фиксацией рисунка (движения на месте или с минимальным смещением), а так же при ярко выраженных перемещениях фигур, к примеру “прочесах”, перемещениях в диагональном направлении, движения “треугольников” ор задней линии к передней и др.

Для современных композиций характерна быстрая смена построений с помощью бега, шагов. Поворотов, прыжков и т.п. Однако, для лучших композиций свойственно выполнение основных трудных, оригинальных элементов и соединений именно в построениях, а не во время перестроения. Нелогичные перестроения, их перегруженность движениями приводит к излишней суетливости.

Виды построений определяют и характер работы. Синхронные движения, как правило, выполняются в прямых линиях шеренгой или колонной. Асинхронное исполнение - в двух треугольниках, треугольнике и прямой, Т-образном построении и других смешанных видах построений.

Когда мы говорим о пространственной составляющей композиции, то имеем ввиду передачу движения на плоскости. Какими приемами можно передать динамику?

Правило передачи движения.

  1. Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.
  2. Если используется одна или несколько диагональных линий, то построение будет казаться более динамичным.
  3. Эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.
  4. Если воссоздавать не один какой-либо момент движения, а последовательные его формы.
  5. Большое количество вертикальных и горизонтальных линий может затормозить движение.
  6. Изменение направления движения может его ускорить или замедлить, причем резкая смена направлений создает впечатление порывистости, плавная – свойственна лиричности.
  7. Ломанная линия предполагает неожиданность.
  8. Движения по прямой подчеркивают строгость.
  9. Круг характеризует законченность, цельность. Круговые танцы берут свое начало в далекой древности. Хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнца.

Правило передачи покоя.

  1. Если перед движущимся объектом нет свободного пространства.
  2. Если объекты находятся в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.
  3. Если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат. Прямоугольник), то она считается статичной.
  4. Ощущение покоя может возникнуть в низких положениях, в партере.

Ракурс. Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на танцующих. В танцевальном искусстве выделяют анфас, эпольман (круазе, эфасе), 1-й, 2-й, 3-й, 4-й арабески, экарте. Подробное описание ракурсов дается в методической литературе по классическому танцу.

Следует учитывать пространственные особенности сцены и гимнастической площадки. Композиционный рисунок танца, предназначенный для сцены, ориентирован только на одно направление – зрительный зал. В гимнастическом зале, как правило. Трибуны расположены по периметру площадки, поэтому композиция должна просматриваться с четырех сторон. В этом отношении ракурсы, принятые в сценической хореографии не имеют смысла. Тем не менее, основная линия площадки все-таки есть. Это место расположения судейских бригад. Естественно, хореограф-постановщик старается выстроить композицию в наиболее удачных ракурсах, ориентируясь на “судейскую линию”.

Изучение состояния вопроса о художественной природе композиции в танцевальном искусстве показало, что отношение хореографов к интерпретации музыки средствами пластики различное. Можно выделить два подхода: создание сюжетно-образного и “чистого” танца.

Выступления сильнейших команд мира по эстетической гимнастике, бесспорно, поднимаются до уровня хореографического искусства. Здесь эстетическая гимнастика вплотную подходит к искусству, это говорит о том, что грани между искусством и спортом весьма условны, гибки, подвижны (рис. 4).

Рис. 4. Виды танцевальных композиций

Традиции музыки и танца удивительным образом преломляются в спортивных композициях эстетической гимнастики.

Традиции, знания, накопленные многими поколениями хореографов, принципы постановок нашли отражение в видении композиций эстетической гимнастики.

Суммарные данные типических стилей композиций эстетической гимнастики отражены на рис. 5.

Рис. 5. Суммарные данные типических стилей композиций эстетической гимнастики

Как показали результаты исследований, большинство композиций, а именно 61% могут быть отнесены к содержательному стилю, около 27% - к танцевальному стилю и лишь около 12% - к сюжетно-образному стилю. Эти материалы свидетельствуют о том, что абсолютное большинство команд предпочитают содержательный стиль. Содержательная композиция представляет собой соединение элементов эстетической гимнастики с использованием традиционных поз, поворотов, различных положений рук, ног, головы и движений ими. Такого рода композиции должны передавать человеческие переживания, заключенные в музыкальном произведении. Но передать содержание композиции, характерный музыкальный рисунок одними элементами невозможно. Необходимо владение “внутренней” техникой.

Эстетическая гимнастика – один из красочных и зрелищных видов спорта. Органическая связь с музыкой, динамичность и целостность движений придают эстетической гимнастике особую прелесть, максимально приближая ее к искусству хореографии. Одним из хореографических компонентов является музыкальная композиция. На соревнованиях высокого уровня выступление команд, бесспорно, поднимаются до уровня хореографического искусства, вызывают у зрителей массу различных ассоциаций, доставляют радость, наслаждение. Это говорит о том, что границы между спортом и искусством подвижны. Есть общие моменты, которые сближают хореографию и эстетическую гимнастику. Это – творчество, зрелищность, осознание человеком своего величия, эмоциональность и многое другое, находящее отражение в соревновательных композициях.

Можно указать моменты, которым подчиняются хореографические композиции и групповые упражнения в эстетической гимнастике:1) единство внешней и внутренней структуры композиции; 2) тесная связь движений и музыки; 3) танцевальный выразительный характер движений; 4) логичность построений; 5) стилевая интерпретация музыки и т.д.

Работа над произвольной композицией сложный, многоэтапный процесс: подбор музыки, которая определяет архитектонику движений; логическое распределение частей, связок, элементов; конкретизация оттенков звучания музыки, организация определения самого характера движений. Культура и вкус гимнасток проявляются не только в подборе музыкальных произведений, но и в трактовке их. Учитывая, что эстетическая гимнастика воспитывает не только занимающихся, но и зрителей, тренеру необходимо расширять свою компетенцию, углубляя понимание хореографии и основных законов композиции.

Стремясь художественно претворить свои замыслы, тренер-постановщик должен осмыслить новые тенденции через призму балетных традиций, разобраться в пестроте стилей, воспользоваться опытом смежных видов искусств. С другой стороны композиция эстетической гимнастики представляет собой сложный сплав не только музыки, хореографии, сложных построений, но и хорошей техники, развитых физических качеств. Четкое понимание специфики эстетической гимнастики, ее сущности и природы позволит эффективнее решать сложные воспитательные задачи.