Дополнительная образовательная программа по курсу "Мой любимый сказочный герой"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (999 кБ)


Пояснительная записка

Наша давняя знакомая – кукла имеет очень богатую историю. Даже сейчас, в XXI веке, невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Но во все времена куклы были неизменными спутниками человека. С помощью кукол человек создаёт собственный мир – ВОЛШЕБНЫЙ!

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.

Наверняка у каждого из нас в раннем детстве был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций и специально изготовленных кукол. Он просто возникал в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен!

Современное общество, попавшее в зависимость от научно-технического прогресса, во многом утратило непосредственную связь с природой, а вместе с ней навыки работы с различными материалами. Данный спецкурс решает эту проблему. Занятия пробуждают желание творить, широту возможностей для самореализации каждого подростка. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе и переживаниям других людей.

Данная программа создавалась и была апробирована на базе «Школы дополнительного образования» ФГБОУ ВДЦ «Океан» в условиях временного детского коллектива. Занятия предполагают работу с подростками в возрасте 11-16 лет, имеющих различный уровень базовых знаний. Курс обучения рассчитан на 8 занятий. Технология изготовления куклы доступна и не требует специальной подготовки.

Задача спец. курса – создание кукол для постановки мини-спектакля, выполненных подростками в мастерской «Вязаная игрушка», с учётом теоретических знаний и практических умений.

Содержание программы знакомит школьников с историей вязания, особенностями игрушек для кукольного театра, технологией изготовления и декорирования вязаной куклы-перчатки. Подростки научатся вязать крючком, самостоятельно исправлять ошибки, составлять и работать со схемами, работать в группах, составлять сценарный план для мини-спектакля.

Для более успешной реализации программы спецкурса на занятиях используются активные формы обучения: работа в малых группах, решение логических задач и упражнений, разработка мини-проектов и их презентация, игровые задания, мини-спектакль, анализ. В процессе обучения используются дидактические пособия, медио-ресурсы с образцами работ, схемами, технологические карты, фото и образцы работ, что облегчает освоение материала. Индивидуальные и групповые задания дают возможность развивать творчески-познавательную деятельность, стимулируют к самопознанию и самовыражению, создают ситуацию успеха.

Значительную воспитательную роль в образовательном процессе данного спецкурса играют тематические беседы об истории и развитии театра, о ведущих театральных мастерах, о различных видах кукол.

Через занятия обеспечивается связь с такими предметами, как литература, русский язык, история, геометрия, рисование, география. Междисциплинарная интеграция содействует становлению целостного мировоззрения учащихся, способствует удовлетворению познавательных интересов.

Получив на занятиях спецкурса первоначальные знания и умения, учащийся может продолжить свое самообразование и достичь более значимых результатов. Это ориентирует их на выбор профессий, связанных с театром.

Цель: Обучение азам вязания крючком театральной куклы в процессе творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • овладение знаниями в области театрального искусства;
  • обучение приёмам и способам вязания крючком игрушки для кукольного театра;
  • обеспечение безопасности выполнения работ через соблюдение правил техники безопасности.

Развивающие:

  • раскрытие и реализация творческого и мыслительного потенциала у участников спец. курса;
  • развитие навыков оценки и самооценки;
  • формирование положительной мотивации в учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативной культуры;
  • привитие и совершенствование таких качеств личности, как целеустремлённость, аккуратность, креативность, терпение, и внимательность;
  • способствовать профессиональному самоопределению подростков.

Методы работы:

  • наглядный (демонстрация образцов, фотоматериалов, иллюстраций, работа со схемами, инструктаж, презентация, показ-объяснение);
  • словесный (беседа, объяснение, анкетирование, рассказ);
  • практический (упражнение, составление технологических карт, практическая работа, игра, работа в группах, творческие задания, мини-проект);
  • аналитический (наблюдение, опрос, сравнительный анализ, перекрёстный анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самоанализ, взаимоанализ, решение ребусов, рефлексия).

Предполагаемый результат:

1. Участники спец. курса будут знать:

  • Историю возникновения кукольного театра.
  • Особенности игрушек для кукольного театра.
  • Материалы и инструменты для вязания.
  • Технику вязания крючком.
  • Этапы изготовления куклы.
  • Приёмы декорирования.
  • Правила техники безопасности при работе с инструментами.

2. Участники спец. курса будут уметь:

  • Вязать голову, дополнительные и симметричные детали куклы.
  • Самостоятельно составлять и работать со схемами.
  • Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Самостоятельно исправлять ошибки.
  • Правильно набивать синтепоном и сшивать детали кукол.
  • Составлять сценарный план для мини-спектакля.
  • Использовать полученные знания и умения при организации кукольного театра.

Условия реализации программы: Решающим фактором эффективной реализации спец.курса является его оснащённость. Учащиеся занимаются в кабинете с хорошим освещением, необходимым для вязания. Количество стульев и столов соответствует возрасту и росту школьников. В кабинете располагаются шкафы для хранения фурнитуры, пособий и литературы. Открытые стеллажи и стенды для демонстрации образцов детских работ и работ педагога. Стенды с графическим изображением основных приёмов вязания и инструкциями по технике безопасности и противопожарной безопасности. Для работы в мастерской имеются необходимые инструменты и материалы. Обучение сопровождается методическими и наглядными пособиями. На занятиях используются технические средства обучения – магнитофон, компьютер с базой образцов и видов вязаных изделий.

Учебно-тематическое планирование

Название разделов, тем Всего часов Теория Практика
1 Кукольный театр начинается… 1 0,6 0,4
2 Знакомство с вязанием. Способы и приёмы вязания 1 0,3 0,7
3 Способы кругового вязания 1 0,3 0,7
4-5 Способы и приёмы вязания головы для игрушки-перчатки 2 0,6 1,4
6 Вязание дополнительных и симметричных деталей для кукол (уши, рот, мордочка, глаза, брови, нос) 1 0,3 0,7
7 Декорирование кукол 1 0,2 0,8
8 Подведение итогов реализации программы спецкурса. Разработка сценария мини-спектакля «Мой любимый сказочный герой». 1 0,4 0,6
  Итого 8 часов 2,6 5,4

Содержание программы

Занятие №1

Тема: «Кукольный театр начинается…».

Цель: Ознакомление участников программы с курсом обучения, с историей кукольного театра.

Задачи:

  • знакомство с содержанием курса, историей, основателем театра;
  • формирование навыков в рисовании эскизов;
  • пробуждение интереса к профессии художник-кукольник.

Содержание:

Игра на знакомство «Клубочек». Цели, задачи и содержание спец. курса. Беседа: «История возникновения кукольного театра. С.В.Образцов – основатель кукольного театра». Слайдовая презентация на тему: «Традиционная игрушка русского народа – Петрушка. Виды и особенности игрушек для кукольного театра. Профессия художник-кукольник». Практическая деятельность учащихся (работа в парах по разработке эскизов театральной куклы). Физкультминутка. Защита мини-проекта. Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Тема: «Знакомство с вязанием. Способы и приёмы вязания».

Цель: Обучение приёмам вязания крючком.

Задачи:

  • знакомство с историей вязания, правилами техники безопасности в мастерской;
  • выявление уровня подготовки по данному виду деятельности;
  • обучение приёмам вязания крючком;
  • воспитание личностных качеств: терпение, аккуратность в работе, внимательность.

Содержание:

Рассказ педагога на тему: «История вязания игрушек». Изучение инструкции по технике безопасности (игра). Показ-объяснение приёмов вязания (начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с 1 накидом). Практическая деятельность учащихся (выполнение основных приёмов вязания). Физкультминутка. Контрольно-диагностический этап (сравнительный анализ образцов). Выполнение творческого задания (вязание мини-панно из цепочки воздушных петель). Подведение итогов (взаимоанализ). Дидактическая игра «Барометр настроения».

Занятие № 3

Тема: «Способы кругового вязания».

Цель: Закрепление приёмов вязания изделий в разной цветовой гамме.

Задачи:

  • совершенствование основных приёмов вязания крючком;
  • формирование умений работать со схемами и текстами-описаниями по вязанию игрушек несколькими цветами;
  • воспитание художественного вкуса и чувства меры.

Содержание:

Беседа на тему: «Цвет, как средство выразительности изделия». Показ-объяснение приёмов и способов кругового вязания несколькими нитями (особенности закрепления нитей на изделии). Практическая деятельность (вязание образца по кругу и спирали, используя несколько цветов нитей). Физкультминутка. Контрольный вопрос: С помощью какой особенности осуществляется цветовой переход нитей? Выполнение творческого задания (вязание образца по схеме). Подведение итогов (дидактическая игра «Мудрая сова»).

Занятие № 4-5

Тема: «Способы и приёмы вязания головы для игрушки-перчатки».

Цель: Освоение способов и приёмов вязания головы для кукол.

Задачи:

  • ознакомление с основными этапами творческого процесса в работе над изделием;
  • освоение приёмов вязания головы игрушки;
  • воспитание добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе.

Содержание:

Демонстрация зрительного ряда кукол, с целью выяснения этапов творческого процесса. Показ-объяснение приёмов вязания головы куклы (вязание по кругу, способы прибавления и убавления петель, закрепления нитей). Практическая работа (вязание головы по технологической карте). Физкультминутка. Работа над ошибками. Подведение итогов (перекрёстный анализ).

Занятие № 6

Тема: «Вязание дополнительных и симметричных деталей для кукол (уши, рот, мордочка, глаза, брови, нос)».

Цель: Освоение способов и приёмов вязания дополнительных и симметричных деталей.

Задачи:

  • освоение приёмов вязания ушей, рта, мордочки, глаз, бровей, носа;
  • развитие логического мышления, художественного вкуса, способности к анализу и синтезу;
  • воспитание общительности и толерантности.

Содержание:

Объяснение материала «Правила вязания дополнительных деталей (рот, мордочка, нос). Особенности вязания симметричных деталей (глаз, ушей, бровей)».практическая деятельность учащихся (самостоятельное вязание дополнительных и симметричных деталей для своей куклы). Физкультминутка. Контрольный этап (работа у доски: выполнение задания «Разработка схемы по вязанию ушей»). Подведение итогов (рефлексия успешности).

Занятие № 7

Тема: «Декорирование кукол».

Цель: Обучение приёмам декорирования кукол.

Задачи:

  • освоение техники наполнения головы синтепоном;
  • изготовления крепления для головы;
  • овладение приёмами оформления головы (способы сшивания деталей, оформление глаз, носов, мордочек, причёсок);
  • формирование интереса к профессии художник-кукольник.

Содержание:

Определение темы занятия (разгадывание ребуса). Демонстрация образцов педагога и учащихся, с целью выявления особенностей декорирования головы куклы. Проведение текущего инструктажа при работе с иглами и ножницами. Практическая работа (самостоятельная деятельность учащихся по декорированию головы куклы по творческому воображению). Физкультминутка. Изготовление одежды (перчатки) для кукол (работа с выкройкой). Подведение итогов (обсуждение, поощрение нестандартных решений, анализ оценки успешности).

Занятие № 8

Тема: «Подведение итогов реализации программы спецкурса. Разработка сценария мини-спектакля «Мой любимый сказочный герой».

Цель: Выявление уровня усвоения программного материала по программе спецкурса.

Задачи:

  • обучение составлению сценарного плана для мини-спектакля;
  • формирование навыков управления куклами;
  • воспитание коммуникативной культуры;
  • способствование воспитанию профессионального интереса к театральным профессиям.

Содержание:

Анкетирование, с целью выявления качества усвоенного материала по курсу обучения. Требования к составлению сценарного плана. Работа в мини-группах «Составление сценарного плана мини-спектакля». Презентация мини-проектов. Подведение итогов (рефлексия, применение полученных знаний в перспективе).

Список литературы

Для педагога:

  1. Ерёменко, Т.И. Кружок вязания крючком / Т.И. Ерёменко.- Москва, 1984, 176 с.
  2. Максимова, М., Кузьмина, М. Быстрый крючок /М. Максимова, М. Кузьмина.- Москва, 1999, 86 с.
  3. Максимова, М.В. Азбука вязания / М.В. Максимова,- Москва, 1990, 98 с.
  4. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелищ / А.Ф. Некрылова.- Изд-во «Искусство» Ленинградское отделение, 1988, 127 с.
  5. Смирнова, Н.И. И… оживают куклы / Н.И. Смирнова. - Москва, 1982, 193 с.

Для детей:

  1. Максимова, М., Кузьмина, М. Быстрый крючок /М. Максимова, М. Кузьмина.- Москва, 1999, 86 с.
  2. Столярова, А. Вязаные игрушки / А. Столярова - Москва. 2000.- 95 с.