Пояснительная записка
Наша давняя знакомая – кукла имеет очень богатую историю. Даже сейчас, в XXI веке, невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Но во все времена куклы были неизменными спутниками человека. С помощью кукол человек создаёт собственный мир – ВОЛШЕБНЫЙ!
Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.
Наверняка у каждого из нас в раннем детстве был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций и специально изготовленных кукол. Он просто возникал в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен!
Современное общество, попавшее в зависимость от научно-технического прогресса, во многом утратило непосредственную связь с природой, а вместе с ней навыки работы с различными материалами. Данный спецкурс решает эту проблему. Занятия пробуждают желание творить, широту возможностей для самореализации каждого подростка. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе и переживаниям других людей.
Данная программа создавалась и была апробирована на базе «Школы дополнительного образования» ФГБОУ ВДЦ «Океан» в условиях временного детского коллектива. Занятия предполагают работу с подростками в возрасте 11-16 лет, имеющих различный уровень базовых знаний. Курс обучения рассчитан на 8 занятий. Технология изготовления куклы доступна и не требует специальной подготовки.
Задача спец. курса – создание кукол для постановки мини-спектакля, выполненных подростками в мастерской «Вязаная игрушка», с учётом теоретических знаний и практических умений.
Содержание программы знакомит школьников с историей вязания, особенностями игрушек для кукольного театра, технологией изготовления и декорирования вязаной куклы-перчатки. Подростки научатся вязать крючком, самостоятельно исправлять ошибки, составлять и работать со схемами, работать в группах, составлять сценарный план для мини-спектакля.
Для более успешной реализации программы спецкурса на занятиях используются активные формы обучения: работа в малых группах, решение логических задач и упражнений, разработка мини-проектов и их презентация, игровые задания, мини-спектакль, анализ. В процессе обучения используются дидактические пособия, медио-ресурсы с образцами работ, схемами, технологические карты, фото и образцы работ, что облегчает освоение материала. Индивидуальные и групповые задания дают возможность развивать творчески-познавательную деятельность, стимулируют к самопознанию и самовыражению, создают ситуацию успеха.
Значительную воспитательную роль в образовательном процессе данного спецкурса играют тематические беседы об истории и развитии театра, о ведущих театральных мастерах, о различных видах кукол.
Через занятия обеспечивается связь с такими предметами, как литература, русский язык, история, геометрия, рисование, география. Междисциплинарная интеграция содействует становлению целостного мировоззрения учащихся, способствует удовлетворению познавательных интересов.
Получив на занятиях спецкурса первоначальные знания и умения, учащийся может продолжить свое самообразование и достичь более значимых результатов. Это ориентирует их на выбор профессий, связанных с театром.
Цель: Обучение азам вязания крючком театральной куклы в процессе творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- овладение знаниями в области театрального искусства;
- обучение приёмам и способам вязания крючком игрушки для кукольного театра;
- обеспечение безопасности выполнения работ через соблюдение правил техники безопасности.
Развивающие:
- раскрытие и реализация творческого и мыслительного потенциала у участников спец. курса;
- развитие навыков оценки и самооценки;
- формирование положительной мотивации в учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативной культуры;
- привитие и совершенствование таких качеств личности, как целеустремлённость, аккуратность, креативность, терпение, и внимательность;
- способствовать профессиональному самоопределению подростков.
Методы работы:
- наглядный (демонстрация образцов, фотоматериалов, иллюстраций, работа со схемами, инструктаж, презентация, показ-объяснение);
- словесный (беседа, объяснение, анкетирование, рассказ);
- практический (упражнение, составление технологических карт, практическая работа, игра, работа в группах, творческие задания, мини-проект);
- аналитический (наблюдение, опрос, сравнительный анализ, перекрёстный анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самоанализ, взаимоанализ, решение ребусов, рефлексия).
Предполагаемый результат:
1. Участники спец. курса будут знать:
- Историю возникновения кукольного театра.
- Особенности игрушек для кукольного театра.
- Материалы и инструменты для вязания.
- Технику вязания крючком.
- Этапы изготовления куклы.
- Приёмы декорирования.
- Правила техники безопасности при работе с инструментами.
2. Участники спец. курса будут уметь:
- Вязать голову, дополнительные и симметричные детали куклы.
- Самостоятельно составлять и работать со схемами.
- Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Самостоятельно исправлять ошибки.
- Правильно набивать синтепоном и сшивать детали кукол.
- Составлять сценарный план для мини-спектакля.
- Использовать полученные знания и умения при организации кукольного театра.
Условия реализации программы: Решающим фактором эффективной реализации спец.курса является его оснащённость. Учащиеся занимаются в кабинете с хорошим освещением, необходимым для вязания. Количество стульев и столов соответствует возрасту и росту школьников. В кабинете располагаются шкафы для хранения фурнитуры, пособий и литературы. Открытые стеллажи и стенды для демонстрации образцов детских работ и работ педагога. Стенды с графическим изображением основных приёмов вязания и инструкциями по технике безопасности и противопожарной безопасности. Для работы в мастерской имеются необходимые инструменты и материалы. Обучение сопровождается методическими и наглядными пособиями. На занятиях используются технические средства обучения – магнитофон, компьютер с базой образцов и видов вязаных изделий.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Кукольный театр начинается… | 1 | 0,6 | 0,4 |
2 | Знакомство с вязанием. Способы и приёмы вязания | 1 | 0,3 | 0,7 |
3 | Способы кругового вязания | 1 | 0,3 | 0,7 |
4-5 | Способы и приёмы вязания головы для игрушки-перчатки | 2 | 0,6 | 1,4 |
6 | Вязание дополнительных и симметричных деталей для кукол (уши, рот, мордочка, глаза, брови, нос) | 1 | 0,3 | 0,7 |
7 | Декорирование кукол | 1 | 0,2 | 0,8 |
8 | Подведение итогов реализации программы спецкурса. Разработка сценария мини-спектакля «Мой любимый сказочный герой». | 1 | 0,4 | 0,6 |
Итого | 8 часов | 2,6 | 5,4 |
Содержание программы
Занятие №1
Тема: «Кукольный театр начинается…».
Цель: Ознакомление участников программы с курсом обучения, с историей кукольного театра.
Задачи:
- знакомство с содержанием курса, историей, основателем театра;
- формирование навыков в рисовании эскизов;
- пробуждение интереса к профессии художник-кукольник.
Содержание:
Игра на знакомство «Клубочек». Цели, задачи и содержание спец. курса. Беседа: «История возникновения кукольного театра. С.В.Образцов – основатель кукольного театра». Слайдовая презентация на тему: «Традиционная игрушка русского народа – Петрушка. Виды и особенности игрушек для кукольного театра. Профессия художник-кукольник». Практическая деятельность учащихся (работа в парах по разработке эскизов театральной куклы). Физкультминутка. Защита мини-проекта. Подведение итогов занятия.
Занятие №2
Тема: «Знакомство с вязанием. Способы и приёмы вязания».
Цель: Обучение приёмам вязания крючком.
Задачи:
- знакомство с историей вязания, правилами техники безопасности в мастерской;
- выявление уровня подготовки по данному виду деятельности;
- обучение приёмам вязания крючком;
- воспитание личностных качеств: терпение, аккуратность в работе, внимательность.
Содержание:
Рассказ педагога на тему: «История вязания игрушек». Изучение инструкции по технике безопасности (игра). Показ-объяснение приёмов вязания (начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с 1 накидом). Практическая деятельность учащихся (выполнение основных приёмов вязания). Физкультминутка. Контрольно-диагностический этап (сравнительный анализ образцов). Выполнение творческого задания (вязание мини-панно из цепочки воздушных петель). Подведение итогов (взаимоанализ). Дидактическая игра «Барометр настроения».
Занятие № 3
Тема: «Способы кругового вязания».
Цель: Закрепление приёмов вязания изделий в разной цветовой гамме.
Задачи:
- совершенствование основных приёмов вязания крючком;
- формирование умений работать со схемами и текстами-описаниями по вязанию игрушек несколькими цветами;
- воспитание художественного вкуса и чувства меры.
Содержание:
Беседа на тему: «Цвет, как средство выразительности изделия». Показ-объяснение приёмов и способов кругового вязания несколькими нитями (особенности закрепления нитей на изделии). Практическая деятельность (вязание образца по кругу и спирали, используя несколько цветов нитей). Физкультминутка. Контрольный вопрос: С помощью какой особенности осуществляется цветовой переход нитей? Выполнение творческого задания (вязание образца по схеме). Подведение итогов (дидактическая игра «Мудрая сова»).
Занятие № 4-5
Тема: «Способы и приёмы вязания головы для игрушки-перчатки».
Цель: Освоение способов и приёмов вязания головы для кукол.
Задачи:
- ознакомление с основными этапами творческого процесса в работе над изделием;
- освоение приёмов вязания головы игрушки;
- воспитание добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе.
Содержание:
Демонстрация зрительного ряда кукол, с целью выяснения этапов творческого процесса. Показ-объяснение приёмов вязания головы куклы (вязание по кругу, способы прибавления и убавления петель, закрепления нитей). Практическая работа (вязание головы по технологической карте). Физкультминутка. Работа над ошибками. Подведение итогов (перекрёстный анализ).
Занятие № 6
Тема: «Вязание дополнительных и симметричных деталей для кукол (уши, рот, мордочка, глаза, брови, нос)».
Цель: Освоение способов и приёмов вязания дополнительных и симметричных деталей.
Задачи:
- освоение приёмов вязания ушей, рта, мордочки, глаз, бровей, носа;
- развитие логического мышления, художественного вкуса, способности к анализу и синтезу;
- воспитание общительности и толерантности.
Содержание:
Объяснение материала «Правила вязания дополнительных деталей (рот, мордочка, нос). Особенности вязания симметричных деталей (глаз, ушей, бровей)».практическая деятельность учащихся (самостоятельное вязание дополнительных и симметричных деталей для своей куклы). Физкультминутка. Контрольный этап (работа у доски: выполнение задания «Разработка схемы по вязанию ушей»). Подведение итогов (рефлексия успешности).
Занятие № 7
Тема: «Декорирование кукол».
Цель: Обучение приёмам декорирования кукол.
Задачи:
- освоение техники наполнения головы синтепоном;
- изготовления крепления для головы;
- овладение приёмами оформления головы (способы сшивания деталей, оформление глаз, носов, мордочек, причёсок);
- формирование интереса к профессии художник-кукольник.
Содержание:
Определение темы занятия (разгадывание ребуса). Демонстрация образцов педагога и учащихся, с целью выявления особенностей декорирования головы куклы. Проведение текущего инструктажа при работе с иглами и ножницами. Практическая работа (самостоятельная деятельность учащихся по декорированию головы куклы по творческому воображению). Физкультминутка. Изготовление одежды (перчатки) для кукол (работа с выкройкой). Подведение итогов (обсуждение, поощрение нестандартных решений, анализ оценки успешности).
Занятие № 8
Тема: «Подведение итогов реализации программы спецкурса. Разработка сценария мини-спектакля «Мой любимый сказочный герой».
Цель: Выявление уровня усвоения программного материала по программе спецкурса.
Задачи:
- обучение составлению сценарного плана для мини-спектакля;
- формирование навыков управления куклами;
- воспитание коммуникативной культуры;
- способствование воспитанию профессионального интереса к театральным профессиям.
Содержание:
Анкетирование, с целью выявления качества усвоенного материала по курсу обучения. Требования к составлению сценарного плана. Работа в мини-группах «Составление сценарного плана мини-спектакля». Презентация мини-проектов. Подведение итогов (рефлексия, применение полученных знаний в перспективе).
Список литературы
Для педагога:
- Ерёменко, Т.И. Кружок вязания крючком / Т.И. Ерёменко.- Москва, 1984, 176 с.
- Максимова, М., Кузьмина, М. Быстрый крючок /М. Максимова, М. Кузьмина.- Москва, 1999, 86 с.
- Максимова, М.В. Азбука вязания / М.В. Максимова,- Москва, 1990, 98 с.
- Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелищ / А.Ф. Некрылова.- Изд-во «Искусство» Ленинградское отделение, 1988, 127 с.
- Смирнова, Н.И. И… оживают куклы / Н.И. Смирнова. - Москва, 1982, 193 с.
Для детей:
- Максимова, М., Кузьмина, М. Быстрый крючок /М. Максимова, М. Кузьмина.- Москва, 1999, 86 с.
- Столярова, А. Вязаные игрушки / А. Столярова - Москва. 2000.- 95 с.