Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Экологическая ситуация, существующая в наши дни, уникальна для человечества по своей значимости. Население земного шара стремительно растет, предполагается, что в течение ближайших 50 лет оно увеличится в 2 раза. Проблема взаимоотношения человека и окружающей среды имеет планетарный характер и не может быть решена в рамках одной страны. Выход из экологического кризиса возможен лишь при участии в этом процессе людей, объединенных экологическим мировоззрением, основные установки которого заданы в образовательном процессе. В этом заключается основная сущность проблемы экологического образования и воспитания. Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время большое внимание уделяется развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания, сущность которого составляет целенаправленный процесс формирования ответственного отношения обучаемых к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. Перед школой стоит важная задача – воспитать поколение, способное во всех видах деятельности подчинить свои потребности идее о бережном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды от разрушения и загрязнения. Выполнить эту задачу призвано экологическое воспитание. В полной мере это относится и к иностранному языку, чьи потенциальные возможности в реализации целей экологического воспитания создают благоприятные условия для более глубокого раскрытия ценностно-мотивационной и волевой сфер личности и гармонизации ее отношений с окружающей средой. Экологическая грамотность как предпосылка экологической ответственности формируется на всех этапах обучения и является непрерывным процессом. Содержание предмета “иностранный язык”, несомненно, позволяет оказывать педагогическое влияние на формирование экологического сознания школьников. Общепланетарность экологических проблем создает прекрасную основу для общения на иностранном языке, при этом у учащихся повышается стремление к овладению иноязычной речевой деятельностью и использованию иностранного языка в качестве посредника для достижения взаимопонимания с зарубежными сверстниками.

В современной языковой политике в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению, главными положениями которого являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, т. е. учитывать его личный социальный опыт. В содержании социально-экологического образования на уроках иностранного языка с одной стороны выступает определенная информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны необходимость выработки определенного положительного отношения к этой действительности. Основным условием реализации данных задач служит правильно организованное педагогическое общение на уроках. Призывы беречь природу будут напрасными, если ученики не поймут, что конкретное может каждый из них сделать для решения экологических проблем. Средствами немецкого языка необходимо донести до сознания обучающихся, что из малых ежедневных поступков складывается очень важное дело – сбережение (спасение) окружающего нас мира от экологической катастрофы. Очень яркую эмоциональную окраску в этом смысле дает работа над экологическим манифестом, заканчивающимся простыми и реальными для каждого призывами:

Пусть каждый из нас

  • посадит каждую весну одно дерево,
  • остановит озорника, бессознательно ломающего ветки деревьев,
  • не расходует без особой надобности воду, электроэнергию, газ,
  • не жжет костры ради ложной романтики,
  • предложит, как сделать свой завод, свою ферму, свой участок на производстве, свой быт ресурсосберегающим экологически чистым, безотходным и сделает это вместе с другими,
  • просто задумается, для чего живет,
  • не оставит без своего отклика ни одного случая нанесения ущерба природе (напишет письма в газету, властям, выступит на митинге),
  • окажет поддержку защитникам природы.

Продуктивна и работа с небольшими текстами о загрязнении окружающей среды, каждый из которых сопровождается рекомендациями “Что можешь ты сделать”.

Предмет "иностранный язык" не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, т.е. содействует воспитанию школьников в контексте "диалога культур". Это в полной мере касается и экологического воспитания. Невозможно оставить без внимания тот факт, что экология как наука зародилась в Германии. Термин “экология” был введен немецким биологом Э. Геккелем (1834–1919) как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Впервые законодательство, затрагивающее экологические проблемы, было разработано в Германии 1957 году. Законодательство началось с разработки механизмов защиты от загрязнения воды, атмосферы, почвы. В общей сложности в стране существует 260 законов со ссылкой на экосреду. Они охватывают практически все отрасли от химии до использования атомной энергии. Экология в Германии – это и законодательство, и образование, и новейшие технологии. При этом экология и экономика – неразделимые темы. Это общие темы: эффективное использование энергии, утилизация отходов, постоянный менеджмент использования воды и т.д. Не глобальное потепление является решающим фактором, который влияет на изменение климата, решающим является тот факт, что все ресурсы исчерпаемы. Одним из направлений снижения энергопотребления считается экономия тепла в зданиях, для чего большое внимание уделяется теплоизоляции домов. Немцы люди экономичные и рациональные. Для планирования расхода электроэнергии, на каждый электроприбор наклеиваются специальные сертификаты о точном потреблении энергии. В Германии изменилось отношение к транспорту, особенно старому, потребляющему много топлива и отравляющего атмосферу. В этих целях правительство приняло решение произвести масштабную утилизацию авто старше 10 лет, выплачивая владельцам по 2500 евро. И если раньше при покупке автомобиля главным показателем было количество лошадиных сил, то сейчас потребление энергии. На Ганноверской промышленной ярмарке (Hannover Messe) компания Volkswagen представила прототип экологически чистого такси Milano Taxi, построенного на базе концептуального автомобиля Up!. По словам представителей немецкого концерна, первые серийные электрокары марки будут запущены в производство через три года. Германию можно назвать европейским лидером в альтернативных технологиях производства электроэнергии, и ее опыт, безусловно, заслуживает внимания.

Экологическое образование в Германии является обязательным для всех учащихся начальной школы. Согласно программе, экологическое образование должно опираться на повседневный опыт учеников в местных условиях (например, в школе, дома). Во время пешеходных экскурсий, учебных прогулок дети могут изучать возможности окружающей среды, что имеет эмоциональное значение для них. В Германии издается серия книг для школьников “Umweltbücher”, которые учат понимать и защищать природу. Начинает эту серию книжка для самых маленьких “meine Umweltfibel”. В букваре в красочной и доступной форме рассказывается об экологических проблемах окружающего мира.

В Германии широко развита Экосеть, которая состоит из правительственных и негосударственных организаций. Сотни тысяч людей работают в этой сфере. Нынешний канцлер Германии Ангела Меркель была ранее министром экологии. Немецкие организации по охране природы и окружающей среды насчитывают сегодня свыше 5 млн индивидуальных членов (около 6 % населения Германии). Союзы пользуются высоким уважением в обществе; их называют “зеленая совесть” и “адвокаты природы”.
Многие частные лица на общественных началах участвуют в мероприятиях по уходу за биотопами или берут шефство над деревьями или посадками (Pflanzscheiben) в городе, другие дарят природоохранным союзам земельные участки, ценные предметы или имущество. На информационную и образовательную деятельность и на работу с общественностью в области охраны природы ежегодно выделяется около 5 млн евро.
Необходимо не только познакомить учащихся с экологическим движением в мире, в стране изучаемого языка, но и с возможностью участия в этом движении. Движение “зеленых” которое получило сейчас всемирное распространение, возникло и начало свой путь в Германии. В нем активно участвуют мальчишки и девчонки разных стран. Интернет поможет найти друзей и единомышленников не только в нашей стране, но и за рубежом. А немецкий язык будет помощником и посредником, даст возможность общаться с зарубежными сверстниками, также проявляющими интерес к этим проблемам.

Необходимо так же формировать знания о реалиях повседневной жизни.

Der grüne Punkt – в переводе с немецкого "Зеленая точка". Многие считают, что этот знак ставится на упаковку продукта, который был изготовлен из переработанных материалов или же пригодны для переработки. На самом деле, знак ставится на свою продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь германской программе переработки отходов "Eco Emballage" – "Экологическая Упаковка" и включены в ее систему утилизации. За пределами Германии знак никакого положительного смысла не несет, а в случае, когда он ставится на отечественные продукты местными производителями (и такое бывает) – и вовсе абсурд.

Recycled – знак вторичной переработки. Теоретически, этот знак должен указывать на то, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала (Recycled) и/или пригоден для последующей переработки (Recyclable). При этом производителям рекомендуется пояснять текстом под знаком или вокруг него, что имеется в виду, а также уточнять параметры "вторичности", например "Изготовлено на 70% из переработанного картона".

Знак "Перерабатываемый пластик".

Этот знак ставится на пластиковых изделиях, которые могут быть переработаны промышленным способом. Причем, цифра, ставящаяся внутри треугольника, указывает на тип пластмассы для упрощения сортировки и переработки. Также под знаком может присутствовать буквенный код пластика.

  1. PETE – Полиэтилентерфталат (ПЭТ/ ПЭТФ).
  2. HOPE – Полиэтилен высокой плотности/ Полиэтилен высокого давления (ПВД).
  3. PVC – Поливинилхлорид (ПВХ).
  4. LDPE – Полиэтилен низкой плотности/ Полиэтилен низкого давления (ПНД).
  5. PP – Полипропилен (ПП).
  6. PS – Полистирол (ПС).
  7. other – другие виды пластика.

Социокультурный компонент обучения иностранному языку, на базе которого, формируются знания о реалиях, нравах, обычаях, традициях страны изучаемого языка; знания и навыки коммуникативного поведения в актах речевой коммуникации; навыки и умения вербального и невербального поведения, входит в содержание национальной культуры. Национальная культура предполагает не только усвоение культурологических знаний (фактов культуры), но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны. Важно, чтобы учащиеся знали о состоянии дел в этой области, о существующих международных движениях, о работе, которая проводится по охране окружающей среды в их регионах. Такую информацию ребята могут черпать из радио– и телепередач, из интернета, из газет и журналов не только на родном языке, но и на иностранном. С помощью прессы могли бы познакомиться и с юными экологами разных стран, рассказать о своих “зеленых” акциях во имя сохранения природы. Реальная деятельность, имеющая четкий личностный смысл и приносящая пользу обществу, способствовала бы развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их активности, как познающего субъекта, и при овладении иностранным языком.

Тема “Охрана окружающей среды” является достаточно сложной для изучения: много трудно запоминающихся слов, терминов. Сделать уроки данной тематики интереснее поможет демонстрация сюжетов видеофильмов о природе, животных и птицах, что является хорошим вспомогательным средством в экологическом образовании и воспитании школьников на уроках иностранного языка является. Аудиовизуальный метод является одним из ведущих вспомогательных методов обучения иностранному языку. Он обеспечивает наглядность, яркое эмоциональное представление учебного материала, создает образ предмета обучения, обладает высокой информативностью, а также дает возможность учащимся получить адекватное представление об иноязычной речи.

Разнообразит уроки использование поэзии, песен на экологическую тематику. Ярким примером может служить работа с песней детской немецкой рок-группы “Pünktchen, Pünktchen” Meeresstille, в основу текста которой положено одноименное стихотворение Иоганна Вольфганга Гете.

Если говорить о формах и видах внеклассной работы, то следует заметать, что в арсенале учителей иностранного языка их выбор достаточно обширен, это: выпуск стенгазет, проведение вечеров и олимпиад, организация переписки, значительное место занимают ситуативные игры, экскурсии, конкурсы, викторины, инсценировки.

Индивидуализированный характер внеклассной работы, добровольное участие в ней, отсутствие регламента дают возможность полнее реализовать воспитательный потенциал иностранного языка в экологическом воспитании. Комплексность педагогического процесса во внеклассной работе определяется уникальной возможностью активного использования практически всего разнообразия арсенала педагогических средств экологического образования.

Наряду с предметами естественнонаучного цикла, предмет “Иностранный язык” может внести неоценимый вклад в формирование экологической воспитанности личности, т.к. данная учебная дисциплина обладает огромным воспитательным потенциалом, не реализуемым в достаточной степени. С учителей школ всех специальностей на современном этапе никто не снимает ответственность за воспитание и формирование ответственного отношения к природе, рационального использования ее богатств, бережного и гуманного отношения ко всему живому. Это в равной степени касается учителя географии и физики, учителя иностранного языка и учителя музыки. Таким образом, масштабность экологических бедствий, грозящих перерасти в катастрофу для всего человечества, выдвигает на первый план проблему формирования экологической воспитанности личности, обеспечивающей гармонизацию взаимоотношений человека, общества и биосферы.

Список литературы.

1. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука// Иностранные языки в школе. – 1988. – № 4.
2. Бондарева Н.Ф.Совершенствование ведения внеклассной работы по предмету в средней школе // Совершенствование методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.– Ленинград, 1989.
3. Вайсбрейд А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время// Иностранные языки в школе.-1997. – № 2.
4. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе. – 2002. – № 4.
5. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе. – 2002. – № 5..
6. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1990. – № 4.