Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. (http://standart.edu.ru/)
Помощником в реализации поставленной цели может быть музей, созданный в образовательном учреждении.
История создания музея.
Материалы для нашего музея начали собирать еще в 1997-1998 учебном году после проведения среди старшеклассников итоговых уроков по истории на темы “Защита ХХ века” и “Мне рассказали о войне” (Приложение 1). Из собранных материалов, документов и работ учащихся оформлялись тематические стенды и выставки в кабинете истории.
А стихи, написанные выпускницей 1998 года, заставили всерьез задуматься о создании школьного музея памяти двадцатого века.
Двадцатый, скоро ты уйдешь.
Что ты нам дал? Что ты возьмешь?
Известно всем, не только нам,
Что ты нам дал войну, и сам
Веков всех прогрессивней был,
Зато народ ты погубил.Внук, ты в наследство получи
Больных с Чернобыля детей
И черствых, словно кирпичи,
В Думу пробравшихся мужей.
Набор болезней всяких вот.
Возьми еще Чечню в придачу,
Возьми Афгана горький опыт,
Возьми экологов задачу…
Ну, что же ты сейчас стоишь?
Не хочешь брать дедов наследство?
Ты знаешь, зла не запретишь,
Так что прости, куда же деться?
Твой век стоит перед тобой –
Желай ему всего, он твой!Что пожелать тебе, мой век?
Чтоб жил без войн человек.
Чтоб не было обид и зла.
Чтобы хватало всем тепла.
Чтоб ты чему-то научил
Всех тех, кто власть заполучил:
“Нельзя играть жизнью людей!
Нельзя убить, сказав: "Убей!"”
Не повтори ошибок тех,
За что страдали в этот век!А ведь решать совсем не веку
Как жить и жить ли человеку.
Все дело в том, что люди сами
Творят беду из века в век.
И горю, длится что веками,
Одно есть имя – Человек!Двадцатый, скоро ты уйдешь…
Ты что-то дал, что-то возьмешь…
Для того чтобы познакомить учеников других классов с проделанной работой, в 2000 году была создана первая лекторская группа. Результаты поисковой работы, освоение различных форм и приемов поисковой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала позволили создать музей.
В 2004 году для музея был выделен отдельный кабинет. Силами учеников 6-11-х классов было отремонтировано и оформлено помещение. Большим праздником стало открытие музея в канун празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Основная идея музея – историю страны пишет каждая семья!
Концепция музея.
Тематика музея, выраженная в словах “Познать историю страны через историю семьи”, определяет основные направления воспитательной работы:
- формирование у школьников гражданско-патриотических качеств (воспитание историей, воспитание через историю, когда сами факты воспитывают);
- расширение кругозора школьников средствами дополнительного образования (музейная тематика направлена на повышение общей успеваемости учащихся);
- изучение истории своей семьи и своей страны;
- овладение навыками музейной и экскурсионной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся и навыков межличностного общения при музейной работе;
- вовлечение учащихся в общественную жизнь школы.
Музей воспитывает учеников, приобщает их к истории и традициям народа.
Наша жизнь.
Наш музей – живой организм. С его помощью происходит “погружение” в историческое прошлое.
Сегодня музей – центр образования и воспитания школьников. На базе музея или с использованием экспонатов музея проводятся уроки и воспитательные мероприятия по истории, обществознанию, литературе. Старшеклассники участвуют в проектно-исследовательской работе. Актив музея выступает организатором праздников, конкурсов, посвященных “красным” датам календаря и событиям из истории нашей страны.
Об обычных и необычных уроках.
Нестандартные уроки по предметам проводятся в музее или с использованием экспонатов музея. Они эффективнее реализуют задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
Уроки с измененными способами организации:
- урок-лекция,
- защита знаний,
- защита идей,
- урок-встреча.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
- урок-экскурсия,
- заочная экскурсия,
- путешествие в прошлое (будущее),
- телеурок без телевидения,
- путешествие по стране.
Уроки с игровой состязательной основой:
- урок-викторина.
Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:
- урок-семинар,
- ученическая конференция.
О проектной работе.
На уроках и во внеурочное время ученики школы участвуют в проектной деятельности по предложенным темам.
Данная форма работы позволяет применять разнообразные педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (КТД, командная, групповая работа), дифференцированное обучение.
Стало традицией участие в одном проекте учеников из разных классов. Например, разновозрастная группа школьников 8-11-х классов выполняет проект. Определившись с целью, гипотезой, планом и методами работы, происходит распределение ролей в зависимости от возраста, способностей и интересов. Собранный материал обобщается, систематизируется и представляется с учетом возраста, индивидуальных способностей, умений и навыков каждого участника проекта. Результат – постер, фильм, слайдовая презентация, макет или музыкальная композиция. После представления продукта обязательно проводится обсуждение того, чего и как добились (!).
Заинтересованные школьники участвуют в акциях, конкурсах различного уровня, используя материалы школьного исторического музея, обобщая и систематизируя полученные данные.
Результат.
Участие школьников в работе музея “Моя семья в истории страны. Век ХХ” позволяет им изучать историю государства не только по учебникам, художественным произведениям и фильмам, а непосредственно общаясь с участниками событий, их близкими, используя экспонаты и исторические источники.
Музейные уроки, внеклассные мероприятия к “красным датам” календаря и Дням воинской Славы России, участие в конкурсах и социальных проектах повышают учебную мотивацию и познавательную активность учащихся на уроках и во внеклассных мероприятиях, раскрепощают и способствуют самовыражению каждого ученика, развивают творческие способности и интерес к изучению истории.
Итог.
Изменившиеся условия жизни требуют от учителя сегодня новых подходов к организации, обоснованию и обеспечению учебно-воспитательного процесса. Используя потенциал школьного музея можно проводить нетрадиционные уроки, дополнительные занятия и добиваться значительных результатов в учении и воспитании.