Урок обучения грамоте "Чтение пиктограмм. Такой ‒ другой". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предмет. Обучение грамоте.
Тема. Чтение пиктограмм. Такой-другой.
Цель изучения темы. Формирование умения читать пиктограммы; находить слова, противоположные по смыслу.
Количество учебных часов. 1
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты.  
Регулятивные Коммуникативные Предметные Личностные
Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– осуществлять самоконтроль под руководством учителя.

Обучающийся научится:

– воспринимать мнение сверстников о “считывании” информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев.

Обучающийся получит возможность научиться:

– правилам общения в классе;

– адекватно реагировать на обращение учителей;

– основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах).

Обучающийся научится (получит возможность):

Уметь читать пиктограммы, моделировать схемы предложений, “читать” их. Читать в пиктограмме буквы-слова.

Иметь представление об оформлении предложения в устной и письменной речи. Самостоятельно составлять схему предложения.

Выявлять закономерности чередования элементов в данном ряду, продолжать его. Познакомиться со словами, противоположными по смыслу. Получить первоначальное представление об использовании большой буквы (начало предложения, имя человека, кличка животного).

Познакомиться с ребусами. Расширить опыт работы со схемами слов, осуществлять звукобуквенный анализ.

Расширить опыт адекватного использования средств устного общения

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к отдельным заданиям;

– представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

– представления о языке как средстве общения.

Основной тезаурус урока. Схема слова, гласный звук, буква, пиктограмма, ребус, слово, предложение, текст.
Организация пространства.
Межпредметные связи. Ресурсы, оборудование. Формы работы.
Русский язык,
история,
математика,
театральная студия.
Книгопечатная продукция:
Н.В. Нечаева, К. С. Белорусец “Азбука”,
Предметные картинки.

Технические средства обучения:
Компьютер,
Медиапроектор.

Условные знаки:
Условные знаки “Способ восприятия информации. Виды информации”:

Условные знаки для обозначения видов заданий и этапов урока.

Схема с условными обозначениями для самооценки.

Фронтальная,
работа в парах,
индивидуальная.

Последовательность изучения темы.

Задачи этапов. Обучающие и развивающие задания.
Деятельность учителя.
Результаты деятельности обучающихся.
I этап. Мотивация к деятельности.
Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Формировать умение составлять схемы слов на основе звукобуквенного анализа, обозначать в них место гласных звуков; называть признаки гласных звуков в русском языке.

Формировать умение находить буквы, обозначенные звуками.

Формировать умение сравнивать и находить заданные буквы.

Формировать умение составлять предложение с заданным словом, чертить его графическую схему.

1. – Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок обучения грамоте, на котором вы продолжите раскрывать секреты языка.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

– Почему это важно?

2. – Что вы видите на доске? (Картинки с изображением стула, стола, лисы). Значит, какой вид задания мы будем выполнять? (Знак “Работа с иллюстрацией”, знак: ) Рассмотрите иллюстрации.

– Какое задание можно предложить к этим картинкам? (Знак “Схема слова”, знаки: )

Составьте схемы слов в тетради, 3 человека у доски (по 1 схеме составляют). Правила посадки при письме.

– Что мы можем обозначить в схемах? (Знак “Гласный звук”, “Карандаш”) Обозначьте место гласных звуков в схемах. Проверка (фронтально, сравниваем с доской).

– Что заметили в схемах? (все схемы имеют по 4 звука, схемы к словам “стол” и “стул” одинаковые; а в схеме к слову “лиса” 2 гласных звука).

Назовите эти звуки. (Повторение главных признаков гласных звуков, их отличие от согласных)

3. – Назовите буквы, обозначающие гласные звуки в этих словах. (Знак “Буквы”): по 1 ученику выбирают нужную букву и ставят ее над красным квадратиком.

– Выполним небольшое задание в тетради. Найдите таблицу с буквами (на экране образец). Быстро просмотрите строчки. Подчеркните такую же, но маленькую букву.

– Сравните с образцом на экране.

– Молодцы, все справились хорошо.

4. – Составьте предложение со словом “лиса” (знак “Схема предложения”). Начертите на доске схему этого предложения. Сколько слов в предложении? Проверка.

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего “рабочего места”

Составляют схемы слов, обозначают в них место гласных звуков; вспоминают правила посадки при письме.

Анализируют составленные схемы, место гласных звуков в них.

Повторяют признаки гласных звуков.

Называют и выбирают нужную букву.

Находят и подчеркивают в таблице заданные буквы, сравнивают с образцом.

Составляют предложение с заданным словом; чертят схему этого предложения. Проверяют правильность выполнения задания.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Формировать умение чтения пиктограмм; проводить анализ смыслового содержания текста.

Формировать умение находить в тексте слова с противоположным значением

Формировать умение через изображение значений слов понимать их значение

– Что вы видите на экране? Это предложения? Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Знаки: “Пиктограмма”, “Текст”.)

Самостоятельно прочитайте этот текст. (Проверка фронтально: обсуждение вариантов чтения, связывание их со смыслом всего текста. Правильнее прочитать заяц убежал от лисы. Так как в следующем предложении говорится о том, что лиса плачет. А если он бежит от лисы, то плакать ей еще рано.)

– Что кроме рисунков, вам помогло прочитать предложения? (Буквы а, у и от – слово.) Закройте у и от. Прочитайте еще раз предложения.

– Какой вывод можно сделать? (Эти слова служат для связи слов в предложении.)

– Какая еще буква встретилась в предложениях? (Буква а.) Что стоит перед ней? (Запятая.) Ребята, в русском языке в предложении на письме перед а всегда ставится запятая.

– Что произошло с лисой, когда она не поймала зайца? (Лиса плакала.)

А что делал заяц? (Заяц смеялся.)

– Что можно сказать о словах плакал-смеялся?

– Какие они по значению (смыслу) близкие или противоположные?

Физкультминутка (Театр). (Знак “Театрализация”.)

– Все встаньте. Я называю слово, а вы изображаете его значение. Например: “низкий”. (Все дети присели.) Назовите слово с противоположным значением. (Высокий) Покажите его значение. (Дети встают, вытягиваются). Играем дальше. Слова: веселый – грустный, левый – правый, тяжелый –легкий, говорить – молчать.

Высказывают свое мнение, пробуют формулировать тему урока.

Читают текст.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Изображают значения слов, противоположных по значению.

III этап. Интерпретация учебного материала, практическое применение.
Закрепить умение чтения пиктограмм, понимания слов с противоположным значением.

Познакомить детей с ребусами.

Формировать умение работать в паре над решением задания.

Формировать умение применять полученные знания на практике.

Формировать умение анализировать предложенное задание; продолжать предложенную закономерность

1. Работа в “Азбуке”.

– Откройте “Азбуку” на стр. 19. Задание “Такой-другой”.

Дети читают пиктограммы.

– Какие слова вставили? Назовите парами. Какие это слова? (С противоположным значением.)

2. На экране “Ребусы” со стр 18 “Азбуки”.

– Кто мне скажет, что это такое? (Новый знак “Ребус”.)

Справка: Ребус – это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусе изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что изображает. Ребусы – это те же пиктограммы. Они возникли очень давно, когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов.

– Какое слово зашифровано на знаке? (Родина.) Как вы понимаете значение этого слова?

Работа в паре.

В тетради у вас ребусы, попробуйте их расшифровать (Знак об окончании работы) Ответы: огород, экран, опера. (Проверка: на экране буквы).

3. Творческое задание

– Давайте попробуем составить ребусы, используя иллюстрации с доски: “стол”, “стул”. (Предложения детей. Коллективное составление ребусов с использованием картинок, букв и схем слов).

Физкультминутка “Медвежонок”.

Есть в лесу под елкой хата.
В ней уснули медвежата.
А меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый просит:
– Ужин мне состряпай
И неси скорей сюда
Меду, рыбку из пруда.
– Баю-баю, надо спать, – отвечает сыну мать.
– Ты уснешь, а сон придет,
Все в корзинке принесет.

4. Дополнительное задание (Новый знак “Продолжение узора из предметов и букв”).

– Посмотрите внимательно на следующее задание. Кто догадался, что нужно сделать?

– Почему после буквы А нарисован арбуз, а перед листочком – Л? Продолжите узор из предметов и букв один раз.

Читают пиктограммы в учебнике, делают выводы.

Слушают учителя.

Расшифровывают слово, называют его значение.

В парах пробуют расшифровать ребусы; сравнивают с доской.

Пробуют составить ребусы с использованием картинок, букв и схем слов.

Выполняют движения с проговариванием слов

Высказывают свои предположения.

Продолжают в тетради узор из предметов и букв.

IV этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.
Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Формировать умение анализировать проделанную работу; проводить самооценку.

– Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке. (По знакам на доске ученики перечисляют проделанную работу). Какой вид информации мы использовали на уроке? (Знаки: )

– Что нового узнали?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– А теперь откройте дневник, оцените работу на уроке по критериям: таблица на доске (Закрашивают кружок)

Отвечают на вопросы. Вспоминают и что делали на уроке, какие виды информации использовали на уроке.

Оценивают свою работу: закрашивают кружок в дневнике.