Предмет. | Обучение грамоте. | |||||
Тема. | Чтение пиктограмм. Такой-другой. | |||||
Цель изучения темы. | Формирование умения читать пиктограммы; находить слова, противоположные по смыслу. | |||||
Количество учебных часов. | 1 | |||||
Планируемые результаты. | ||||||
Метапредметные результаты. | ||||||
Регулятивные | Коммуникативные | Предметные | Личностные | |||
Обучающийся научится: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Обучающийся получит возможность научиться: – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – осуществлять самоконтроль под руководством учителя. |
Обучающийся научится: – воспринимать мнение сверстников о “считывании” информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев. Обучающийся получит возможность научиться: – правилам общения в классе; – адекватно реагировать на обращение учителей; – основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах). |
Обучающийся научится (получит
возможность): Уметь читать пиктограммы, моделировать схемы предложений, “читать” их. Читать в пиктограмме буквы-слова. Иметь представление об оформлении предложения в устной и письменной речи. Самостоятельно составлять схему предложения. Выявлять закономерности чередования элементов в данном ряду, продолжать его. Познакомиться со словами, противоположными по смыслу. Получить первоначальное представление об использовании большой буквы (начало предложения, имя человека, кличка животного). Познакомиться с ребусами. Расширить опыт работы со схемами слов, осуществлять звукобуквенный анализ. Расширить опыт адекватного использования средств устного общения |
У обучающегося будут сформированы: – интерес к отдельным заданиям; – представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – интереса к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям); – представления о языке как средстве общения. |
|||
Основной тезаурус урока. | Схема слова, гласный звук, буква, пиктограмма, ребус, слово, предложение, текст. | |||||
Организация пространства. | ||||||
Межпредметные связи. | Ресурсы, оборудование. | Формы работы. | ||||
Русский язык, история, математика, театральная студия. |
Книгопечатная продукция: Н.В. Нечаева, К. С. Белорусец “Азбука”, Предметные картинки. Технические средства обучения: Условные знаки: Условные знаки для обозначения видов заданий и этапов урока. Схема с условными обозначениями для самооценки. |
Фронтальная, работа в парах, индивидуальная. |
||||
Последовательность изучения темы. |
||||||
Задачи этапов. | Обучающие и развивающие задания. Деятельность учителя. |
Результаты деятельности обучающихся. | ||||
I этап. Мотивация к деятельности. | ||||||
Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на
личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных
требований учебной деятельности. Формировать умение составлять схемы слов на основе звукобуквенного анализа, обозначать в них место гласных звуков; называть признаки гласных звуков в русском языке. Формировать умение находить буквы, обозначенные звуками. Формировать умение сравнивать и находить заданные буквы. Формировать умение составлять предложение с заданным словом, чертить его графическую схему. |
1. – Добрый день, ребята! Сегодня у нас
очередной урок обучения грамоте, на котором вы продолжите раскрывать
секреты языка. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. – Почему это важно? 2. – Что вы видите на доске? (Картинки с изображением стула, стола, лисы). Значит, какой вид задания мы будем выполнять? (Знак “Работа с иллюстрацией”, знак: ) Рассмотрите иллюстрации. – Какое задание можно предложить к этим картинкам? (Знак “Схема слова”, знаки: ) – Составьте схемы слов в тетради, 3 человека у доски (по 1 схеме составляют). Правила посадки при письме. – Что мы можем обозначить в схемах? (Знак “Гласный звук”, “Карандаш”) Обозначьте место гласных звуков в схемах. Проверка (фронтально, сравниваем с доской). – Что заметили в схемах? (все схемы имеют по 4 звука, схемы к словам “стол” и “стул” одинаковые; а в схеме к слову “лиса” 2 гласных звука). – Назовите эти звуки. (Повторение главных признаков гласных звуков, их отличие от согласных) 3. – Назовите буквы, обозначающие гласные звуки в этих словах. (Знак “Буквы”): по 1 ученику выбирают нужную букву и ставят ее над красным квадратиком. – Выполним небольшое задание в тетради. Найдите таблицу с буквами (на экране образец). Быстро просмотрите строчки. Подчеркните такую же, но маленькую букву. – Сравните с образцом на экране. – Молодцы, все справились хорошо. 4. – Составьте предложение со словом “лиса” (знак “Схема предложения”). Начертите на доске схему этого предложения. Сколько слов в предложении? Проверка. |
Обучающиеся проверяют правильность
расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего “рабочего места” Составляют схемы слов, обозначают в них место гласных звуков; вспоминают правила посадки при письме. Анализируют составленные схемы, место гласных звуков в них. Повторяют признаки гласных звуков. Называют и выбирают нужную букву. Находят и подчеркивают в таблице заданные буквы, сравнивают с образцом. Составляют предложение с заданным словом; чертят схему этого предложения. Проверяют правильность выполнения задания. |
||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. | ||||||
Формировать умение чтения пиктограмм; проводить анализ
смыслового содержания текста. Формировать умение находить в тексте слова с противоположным значением Формировать умение через изображение значений слов понимать их значение |
– Что вы видите на экране? Это предложения?
Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Знаки:
“Пиктограмма”, “Текст”.) – Самостоятельно прочитайте этот текст. (Проверка фронтально: обсуждение вариантов чтения, связывание их со смыслом всего текста. Правильнее прочитать заяц убежал от лисы. Так как в следующем предложении говорится о том, что лиса плачет. А если он бежит от лисы, то плакать ей еще рано.) – Что кроме рисунков, вам помогло прочитать предложения? (Буквы а, у и от – слово.) Закройте у и от. Прочитайте еще раз предложения. – Какой вывод можно сделать? (Эти слова служат для связи слов в предложении.) – Какая еще буква встретилась в предложениях? (Буква а.) Что стоит перед ней? (Запятая.) Ребята, в русском языке в предложении на письме перед а всегда ставится запятая. – Что произошло с лисой, когда она не поймала зайца? (Лиса плакала.) – А что делал заяц? (Заяц смеялся.) – Что можно сказать о словах плакал-смеялся? – Какие они по значению (смыслу) близкие или противоположные? Физкультминутка (Театр). (Знак “Театрализация”.) – Все встаньте. Я называю слово, а вы изображаете его значение. Например: “низкий”. (Все дети присели.) Назовите слово с противоположным значением. (Высокий) Покажите его значение. (Дети встают, вытягиваются). Играем дальше. Слова: веселый – грустный, левый – правый, тяжелый –легкий, говорить – молчать. |
Высказывают свое мнение, пробуют
формулировать тему урока. Читают текст. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Изображают значения слов, противоположных по значению. |
||||
III этап. Интерпретация учебного материала, практическое применение. | ||||||
Закрепить умение чтения пиктограмм, понимания слов с
противоположным значением. Познакомить детей с ребусами. Формировать умение работать в паре над решением задания. Формировать умение применять полученные знания на практике. Формировать умение анализировать предложенное задание; продолжать предложенную закономерность |
1. Работа в “Азбуке”. – Откройте “Азбуку” на стр. 19. Задание “Такой-другой”. Дети читают пиктограммы. – Какие слова вставили? Назовите парами. Какие это слова? (С противоположным значением.) 2. На экране “Ребусы” со стр 18 “Азбуки”. – Кто мне скажет, что это такое? (Новый знак “Ребус”.) Справка: Ребус – это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусе изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что изображает. Ребусы – это те же пиктограммы. Они возникли очень давно, когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов. – Какое слово зашифровано на знаке? (Родина.) Как вы понимаете значение этого слова? Работа в паре. В тетради у вас ребусы, попробуйте их расшифровать (Знак об окончании работы) Ответы: огород, экран, опера. (Проверка: на экране буквы). 3. Творческое задание – Давайте попробуем составить ребусы, используя иллюстрации с доски: “стол”, “стул”. (Предложения детей. Коллективное составление ребусов с использованием картинок, букв и схем слов). Физкультминутка “Медвежонок”.
4. Дополнительное задание (Новый знак “Продолжение узора из предметов и букв”). – Посмотрите внимательно на следующее задание. Кто догадался, что нужно сделать? – Почему после буквы А нарисован арбуз, а перед листочком – Л? Продолжите узор из предметов и букв один раз. |
Читают пиктограммы в учебнике, делают
выводы. Слушают учителя. Расшифровывают слово, называют его значение. В парах пробуют расшифровать ребусы; сравнивают с доской. Пробуют составить ребусы с использованием картинок, букв и схем слов. Выполняют движения с проговариванием слов Высказывают свои предположения. Продолжают в тетради узор из предметов и букв. |
||||
IV этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности. | ||||||
Формировать умение извлекать информацию из схем,
иллюстраций. Формировать умение анализировать проделанную работу; проводить самооценку. |
– Ребята, давайте вспомним, что мы делали
сегодня на уроке. (По знакам на доске ученики перечисляют проделанную
работу). Какой вид информации мы использовали на уроке? (Знаки:
) – Что нового
узнали? |
Отвечают на вопросы. Вспоминают и что
делали на уроке, какие виды информации использовали на уроке. Оценивают свою работу: закрашивают кружок в дневнике. |
Урок обучения грамоте "Чтение пиктограмм. Такой ‒ другой". 1-й класс
- Смолина Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 1