Цель: Создать условия:
- для приобретения учащимися опыта в математическом анализе текстовых конструкций задач;
- для развития умения решать задачи;
- для развития представлений о жизни диких животных зимой;
- активизации учебных действий контроля и самоконтроля;
- развития навыков учебного сотрудничества;
- воспитания любви к природе.
Средства наглядности: выставка рисунков на тему “Как я вижу зиму”; компьютерная поддержка: слайды, карточки; музыкальное сопровождение П.И. Чайковский “Времена года”.
Ход урока
I. Организационный момент:
Я улыбнулась вам и вы улыбнитесь мне. Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Повернитесь друг другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов удачи, ведь они нам сегодня пригодятся. (Кладут ладошки на ладошки соседа, хором произносят слова.)
Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.Я желаю вам удачи,
В добрый путь и
В добрый час.
Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно?
В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения плохого настроения? Какое значение имеет для человека хорошее настроение и улыбка? (Слайд с солнышком)
Чтобы тему урока узнать
Надо вычислить и расшифровать
Тему мы можем расшифровать,
Если будете верно считать.
Работа в группе: у вас на партах лежат карточки с выражениями, посчитайте и под каждым ответом запишите букву.
40 + 50 (Ш) 9 + 15 (Н) 26 – 14 (А) |
93 – 51 (Е) 36 – 18 (И) 30 + 5 (Д) |
75 + 25 (Р) 82 – 40 32 – 2 |
22 + 20 75 – 50 (З) 79 + 1 (Ч) |
100 | 42 | 90 | 42 | 24 | 18 | 42 | 25 | 12 | 35 | 12 | 80 | |
Р | Е | Ш | Е | Н | И | Е | З | А | Д | А | Ч |
Приложение. (Слайд)
II. Актуализация знаний:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома
Ночью к нам пришла…
Скажите, это задача?
Итак, я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.) Представьте…
Зима… Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю– одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Беззвучно летят они в тихом воздухе над землей и падают вниз. Снежинки плывут, покачиваются, отыскивая себе дорогу на землю, так как им мешает невидимый воздух. Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как дятел раздалбливает шишку, да снег скрипит под ногами: скрип-скрип, скрип-скрип! Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега. А вот пробежал заяц и задел нижнюю ветку, снег осыпался, а он – трусишка – пустился наутек, да и след простыл. Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нем: то хитрая лисица пробежит вынюхивая след, то белка покажется из дупла, щелкая орешки.
А каких птиц можно встретить в зимнем лесу? Как их назвать одним словом?
– Кто в беретке ярко-красной,
– В черной курточке атласной?
– На меня он не глядит,
– Все стучит, стучит, стучит! (Дятел.)
– Что вы знаете о дятле? Послушайте консультанта. Дятел – очень важная птица. Его называют лесным доктором. Стук дятла раздается почти в каждом лесу, с утра до позднего вечера работает дятел. Своим крепким клювом он несколько дней долбит дерево, пока не получится крупное дупло. А потом длинным языком достает насекомых из глубокого отверстия. В наших лесах живет несколько видов дятлов; черный дятел, зеленый дятел, большой ,малый, средний и пестрый дятел. Но чаще встречается большой пестрый дятел.
Он принес вам задачу. Скажите, что такое задача? Из каких частей она состоит? Давайте вспомним алгоритм работы над задачами. (Слайд)
Работа в паре. Задача 1.
На дереве сидело 5 снегирей, а синиц на 13 больше. Сколько синиц сидело на дереве?
Выберите схему и докажите свой выбор. Запишите решение задачи. Составьте свою задачу про животных по выбранной схеме.
– Послушайте следующую задачу. Ее принес…
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге
От беды спасают ноги. (Заяц.)
Чтобы зайчика спасти, нужно выполнить задание: решить выражения удобным способом (каждый делает на своей карточке).
23 + 9
+ 7 36 + 12 + 4 |
5 + 22
+ 8 = 65 + 25 + 9 = |
46 + 1
+ 3 = 18 + 2 + 50 = |
Взаимопроверка. Какой закон использовали?
Согласны ли вы с поговоркой “ Труслив, как заяц”.
Знаете ли вы, ребята, что заяц легко передвигается по глубокому снегу, т к лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью, даже между пальцами и держат его на снегу, как лыжи. Зайца-беляка спасают не только быстрые ноги, но и белая под цвет снега шубка.
Физкультминутка.
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Работа в группе: (Дифференцированное задание) следующую задачу принесла…
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет. (Лиса.)
Что интересного про нее расскажет нам консультант.
Лиса – хищное животное. Охотится за зайцами, птицами, мышами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно. По запаху под снегом она выслеживает добычу.
Заяц пробежал 70 метров. Лиса прошла только 8. Поставьте вопрос задачи, чтобы она решалась: 1–2 группа – 70 + 8; 3–4 группа – 70 – 8; 5–6 группа – измените условие – 70 + (70 – 8). Выберите нужную схему.
Нас с вами ждет встреча еще с одним зверьком…
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Что вы знаете о белке?
Задача 3. У белки в дупле были орехи. Когда она съела 6, то у нее осталось 54 . Сколько орехов было в дупле?
Проверьте работу Маши и Миши. Маша считает, что было всего 60 орехов, а Миша – 48. Кто прав? Обоснуйте свой ответ.
За день белка может обработать до 15 еловых шишек и более 100 сосновых. Она, схватив зубами чешуйку, поднимает ее в верх, так что та отлетает и семечка показывается наружу. На такую обработку одной сосновой шишки тот зверек тратит 3 минуты. Из нее она добывает около 30 семян, общий вес которых составляет две десятые грамма. В дневной рацион белки входят 100–150 шишек, которые составляют 5% от ее веса. Этого количества продукта достаточно, что бы утолить голод и отложить запасы жира.
А сейчас я вам предлагаю блиц-турнир:
А) Белка за зиму съела а орещков, а грибов на в меньше. Сколько грибов съела белка за зиму?
В) Лиса съедает за зиму с кг добычи, а волк на д больше. Сколько кг съедает волк?
С) Один медведь накопил м кг жира, а второй к. Известно, что 1 накопил больше. На сколько больше?
Д) На снегу охотник увидел о следов лисы, е следов зайца, р следов белки. Сколько всего следов увидел охотник?
Взаимопроверка по слайду.
III. Итоги урока.
Мы сегодня поговорили о жизни животных зимой. Зверям, как и птицам нередко бывает холодно и голодно. Белка не всегда находит запасы, низкие деревца находятся под снегом и зайцы не могут достать молодую кору. Лесных зверей нужно подкармливать.
– А кто должен подкармливать животных в лесу? (Лесники.)
– А чем подкармливают диких животных? (Веточками деревьев, морковкой, капустой, салом.)
Как вы можете помочь? (Варианты детей.)
IV. Рефлексия: теперь заполните карточку “Мои впечатления от урока”(слайд).
1. Я работал с …… настроением.
2. Я …….. доволен собой. Почему?
3. Я бы хотел стать более …….
4. Я испытал затруднение, когда ……
Спасибо за урок.