Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный средствами субъективизации (учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 4 класс, часть 1). Напомню, что субъективизация – это включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта обучения. Это отражено и в новых стандартах, по которым обучаются учащиеся начальной школы.
Ход урока
Урок начинается с мобилизующего этапа. Он в данном случае представляет собой логическое упражнение.
Учитель: Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Определите, о чём поведал каждый из мальчиков?
Дети повторяют текст упражнения по памяти и доказывают правильность своих суждений.
Ученик: Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Значит, Егор рассказывал о доброте, Саша о скромности , а Роман о зависти.
Учитель: Подумайте, слова какой части речи преобладают в тексте логического упражнения?
Ученик: В тексте логического упражнения больше всего имен существительных.
Учитель: Расскажите, что такое имя существительное?
Ученик: Имя существительное – это часть речи. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Учитель: Назовите грамматические признаки имени существительного
Ученик: Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное. Имена существительные бывают мужского, среднего и женского родов. Имена существительные изменяются по числам, они бывают в единственном и во множествен ном числе. Имя существительное изменяется по падежам. В русском языке шесть падежейУчащиеся не просто называют грамматические признаки имени существительного, но и подтверждают свои ответы примерами.
Учитель: Как иначе можно назвать изменение имен существительных по падежам?
Ученик: Изменение имен существительных по падежам называется склонением.
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, опираясь на мой последний вопрос и ваш ответ на него. Обратите внимание, что в названии темы урока три слова.
Ученик: Я думаю, что тема сегодняшнего урока “Склонение имён существительных”
Учитель: Отталкиваясь от темы, используя опорные слова. Поставьте перед собой цель урока:
На доске слова:
повторить …
узнать …
Ученик: Сегодня на уроке мы должны повторить, что знаем об имени существительном и узнать о склонении имен существительных.
II.Актуализация знаний, постановка проблемного вопросы.
Учитель: Начиная работу над темой урока, давайте еще раз вспомним, что такое склонение?
(Учащиеся формулируют правило)
Учитель: Определите падеж имен существительных из текста логического упражнения, которые обозначают черты характера человека.
Ученик: Поведали (о чем?) о доброте, о зависти, о скромности. Эти существительные стоят в Предложном падеже.
Учитель: Запишите названное словосочетание в тетрадь, выделите окончания имен существительных. Одинаковое или разное окончание имеют записанные имена существительные в Предложном падеже? Подумайте, почему?
(Учащиеся высказывают свои предположения или молчат. Так как не знают ответа)
Учитель: Ответ на этот вопрос вы найдете в течении урока. А сейчас продолжим нашу работу.
III. Работа над новым материалом
На доске запись (слова записаны на карточках):
Красота, героизм, смелость, папа, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, дядя, честность
Учитель: Прочитайте слова на доске и подумайте. Что их объединяет?
Ученик: Эти слова являются именами существительными в единственном числе, в Именительном падеже.
Учитель: Назовите существительные женского рода с окончанием -а, -я.
(Учащиеся называют, а учитель передвигает карточки со словами, объединяя их в группы по склонениям.)
Учитель: Назовите существительные мужского рода с окончанием -а, -я. Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. Назовите в них окончания. Определите род и назовите окончание у оставшихся имен существительных. По каким признакам мы группировали имена существительные?
Ученик: Имена существительные мы группировали по роду и окончанию.
Учитель: С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1.2, 3 склонения.
В ходе работы описанной выше, на доске появляется запись.
Склонение имен существительных | ||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
женский род | мужской род | женский род |
красота воля |
героизм эгоизм |
смелость жадность честность |
мужской род | средний род | |
папа дядя |
терпение мужество |
Учитель: Существительные какого рода и с каким окончанием относятся к первому склонению? Какие существительные относятся ко второму склонению? Какие существительные относятся к третьему склонению? Как определить склонение имен существительных в И.п. ед. числа? Подумайте, как определить склонение имен существительных в другом падеже, кроме И.п.? Обобщите наши рассуждения по плану, который вам дан на карточках. Работая в парах, составьте связный рассказ из ответов на поставленные вопросы.
КАРТОЧКА 1.
|
Учитель: Вспомните текст логического упражнения и назовите имена существительные, которые можно отнести к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?
Ученик: К 1 склонению мы отнесем имена существительные из логического упражнения: беседа – ж.р., окончание -а; Саша – м.р., окончание -а; доброта – ж.р. ,окончание -а;
Аналогично строится ответ и о существительных 2 и 3 склонения.
Учитель: Так почему имена существительные, которые вы записали в тетрадь в Предложном падеже имеют разные окончания?
Ученик: Эти имена существительные разного склонения. Доброта – это существительное 1-го склонения, а скромность и зависть – 3-го склонения. Поэтому в Предложном падеже они имеют разные окончания.
IV. Закрепление изученного материала
На доске: (можно на карточках или на слайде)
* Героизм, терпение, удача
* Отзывчивость, легкомыслие, равнодушие
* Похвальба, человек, правда
* Глупость, сила, вежливость
Учитель: Прочитайте цепочки, запишите их, исключив лишнее слово в каждой по нескольким признакам одновременно.
(Учащиеся выполняют работу с комментированием в тетради.)
Учитель: Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?
(2–3 ученика формулируют правило, используя ранее составленную схему на доске)
Учитель: Назовите орфограмму, которая в записанных словах встречается один раз.
Ученик: Один раз встречается орфограмма – парная согласная по звонкости-глухости в корне слова легкомыслие.
Учитель: Вспомните текст логического упражнения. в нем вы найдете новое словарное слово.
Это имя существительное. В нем 3 слога, 6 букв. Из них 3 гласных и 3 согласных. Ударение падает на второй слог.
(Оно обозначает в тексте логического упражнения, что вели мальчики)
Учащиеся называют слово, доказывают обоснованность своего выбора.
Учитель: Объясните лексическое значение слова беседа.
Объясните орфографическое написание слова беседа (карточка со словом прикрепляется на доску).
Назовите грамматические признаки слова беседа.
Ученик: Это имя существительное. Неодушевленное, нарицательное, женского рода. в ед.числе, в И.п., 1 склонения.
На доске (можно на слайде):
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
В умной беседе быть мудрость прикупить.
Хорошая беседа не хуже обеда.
Учитель: Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Запишите ту. в которой нет существительных 2-го и 3-го склонения. Разберите ее по частям речи. Найдите в записанной пословице слово, в корне и суффиксе которого одинаковое количество букв, но разное количество звуков. Объясните почему?
V. Итог урока
Учитель: Подумайте. о чём вели беседу мальчики из логического упражнения? Посмотрите на слова, которые помогли нам изучить новый материал (схема на доске). Какие из них вы смогли бы выделить и почему? Подберите к существительному папа слова, которые бы отражали положительные черты характера мужчины, главы семьи.
Учитель: О чем говорили сегодня на уроке? Что нового узнали?
Какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению к 3 склонению?
Урок подошел к концу. Прикрепите смайлик около одного из слов, расположенных на доске, которое обозначает черту характера особенно важную для вас у вашего друга.
Урок был очень интересным для детей, воспитывающим. На душе учителя была радость и удовлетворение. А на лицах детей – улыбки.