№ | Этапы урока | Результаты | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
По предмету | Формируемые УУД и приемы их формирования | ||||
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Умение ставить цель и ее осуществлять вместе со своими товарищами. | Коммуникативные. Личностные. Регулятивные. |
Составление плана работы. На доске учитель после обсуждения с детьми фиксирует предлагаемые виды работы в виде плана. |
Девиз урока: “Друзья, ученье нас
объединяет”. Как вы понимаете смысл этого девиза? Как нужно работать на уроке, чтобы эти слова были адресованы нам с вами? Что нового и интересного вы хотели бы узнать и научиться на этом уроке? Какие задания вы любите выполнять и хотели бы выполнить на этом уроке? |
2 | Актуализация и фиксация затруднений в пробном действии. | Умение сравнивать, обобщать знания. | Познавательные.
|
Минута чистописания.
Письмо букв : кьвь, кьвь, ... |
На доске записаны слова: “Т.традь, п.льто, к.ньки, к.ртофель, в.робьи”. Найдите сходство между этими словами.(1. Словарные слова .2. Имена существительные. 3.Все слова начинаются с согласного звука.) Что обозначает имя существительное? На какой вопрос отвечает? В чем различие данных слов? На какие две группы можно разделить эти слова? (множественного и единственного числа) Напишите цепочку букв, используя первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак. |
3. | Постановка проблемы. | Умение вычленить проблему. | Познавательные. Регулятивные. |
Дети подходят к проблеме – нужен ли мягкий знак после шипящих ж, ш, ч, щ. | Ч то объединяет все эти слова? В каких случаях пишется мягкий знак? После каких букв пишется мягкий знак? Напишите 6-7 букв после которых чаще всего на ваш взгляд встречается мягкий знак .Докажите примерами. Встречается ли мягкий знак после шипящих звуков? Нужен ли мягкий знак после всегда твердых и всегда мягких шипящих ж,ш, ч,щ ?. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Способность выходить из
затруднительной ситуации. Умение обобщать, делать выводы. |
Познавательные. Регулятивные. |
Дети делают вывод, что можно разделить слова на две группы: существительные мужского и женского рода. | На доске слова: Ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож. Что объединяет эти слова? Слова какой части речи написаны на доске? Произнесите звуки на конце этих слов. Характеризуйте их. Почему одни слова пишутся с мягким знаком, а другие нет? На какие две группы можно разделить данные имена существительные? Назовите существительные женского рода. Назовите существительные мужского рода. Запишите их в две группы. |
5 | Реализация построенного проекта. | Умение корректировать свою деятельность на уроке, ставить цель. | Регулятивные. Познавательные. |
Запись в тетрадях существительных по
родам. Вывод: существительные женского рода пишутся с мягким знаком, мужского – без мягкого знака. Соотнесение выводов на доске с правилом в учебнике. |
Ж.р. Ночь Мышь Рожь М.р. Еж Плащ Нож Что заметили интересного в этих словах? Чем отличаются слова в правописании в столбиках? Какой вывод можно сделать? Ь знак - сущ.-ж р , после щипящих ч,ж,ш, щ. Чтение, анализ, сравнение правила в учебнике и таблицы составленной детьми. Повторение алгоритма работы с правилом. Верно ли утверждение, что для того, чтобы грамотно написать слова с шипящей на конце нужно: 1.Определить часть речи. 2.Определить род существительного. 3.У существительных женского рода после шипящих на конце слов пишется мягкий знак. 4.Существительные мужского рода с шипящими на конце слов пишутся без мягкого знака. |
6. | Первичное закрепление. | Умение составлять и пользоваться таблицей. | Познавательные. Регулятивные. |
Составление таблицы по данному правилу. Сравнение слов на доске и в тетради в сравнении с изученной таблицей. |
Подберите подходящие по смыслу слова с
шипящими на конце. Определите изученную орфограмму: Перочинный... Полярная... Теплая... Резиновый... Веселый.. Мясной... Когда после шипящих в именах существительных пишется мягкий знак? |
7 | Самостоятельная работа, самопроверка по образцу и эталону. | Умение сотрудничать друг с другом, выполнять совместную работу. | Познавательные. Коммуникативные. |
Письмо словосочетаний в тетради с самопроверкой по образцу. Взаимопроверка. | Работа в парах. Повторите изученный алгоритм работы над словами . Найдите в каждой строке лишнее слово и подчеркните его: 1. Рож., лож., дрож., сыч.. Ёлоч.ка, воз.ми, ласточ.ка, доч.ка. Душ., силач., тиш., нож.. Какая строка не подходит к данному правилу? Скорая помощ.. Острый нож.. Колючий ерш.. Верный товарищ.. Глазной врач.. 2. Докажите, в каких словах на конце существительных после шипящих не пишется мягкий знак. 3. Подберите к словам подходящее по смыслу прилагательные и распределите словосочетания по группам: Багаж.. Вещ.. Сторож.. Ключ.. Реч.. Печ.. Калач.. Ёрш. Ёж..
|
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Умение работать в группе. | Коммуникативные. Регулятивные. |
Работа по карточкам. | Групповая работа. На рыбной ловле. Дорога шла через густую рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь. И ловля началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекой. Грамматические задания: Выпиши из текста имена существительные с шипящей на конце слова в таблицу: Ж. р. М. р. 1. Выпиши из текста и объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма. 2. Запиши каждую группу слов отдельно. 3. Какие ещё части слова ,кроме корня , есть в слове наступила? Приставка и суффикс Суффикс и окончание Приставка, суффикс, окончание Приставка и окончание 4. Продолжите рассказ “На рыбной ловле”, используя существительные на новое правило: Ёрш. Лещ. Полноч. Шалаш. Луч. Товарищ. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Умение рефлексировать поставленные цели и анализировать достигнутые результаты. | Личностные. Коммуникативные Регулятивные. |
С какой темой познакомились на уроке? Где пригодятся знания сегодняшнего урока? Реализовали мы намеченный план на уроке? Оцените свою работу на уроке и своих товарищей. Прочитайте девиз нашего урока и подумайте подходит ли он к нашему уроку? “Друзья, ученье нас объединяет” Друзья, только совместная работа и ученье объединяет нас в большой и дружный коллектив. |
Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". 3-й класс
- Волкова Нина Григорьевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 3