Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Этапы урока Результаты Деятельность учащихся Деятельность учителя
По предмету Формируемые УУД и приемы их формирования
1 Мотивация к учебной деятельности. Умение ставить цель и ее осуществлять вместе со своими товарищами. Коммуникативные.

Личностные.

Регулятивные.

Составление плана работы.

На доске учитель после обсуждения с детьми фиксирует предлагаемые виды работы в виде плана.

Девиз урока: “Друзья, ученье нас объединяет”.

Как вы понимаете смысл этого девиза? Как нужно работать на уроке, чтобы эти слова были адресованы нам с вами?

Что нового и интересного вы хотели бы узнать и научиться на этом уроке?

Какие задания вы любите выполнять и хотели бы выполнить на этом уроке?

2 Актуализация и фиксация затруднений в пробном действии. Умение сравнивать, обобщать знания. Познавательные.

 

Минута чистописания.

 

 

 

 

 

Письмо букв : кьвь, кьвь, ...

На доске записаны слова:

“Т.традь, п.льто, к.ньки, к.ртофель, в.робьи”.

Найдите сходство между этими словами.(1. Словарные слова .2. Имена существительные. 3.Все слова начинаются с согласного звука.)

Что обозначает имя существительное? На какой вопрос отвечает?

В чем различие данных слов?

На какие две группы можно разделить эти слова? (множественного и единственного числа)

Напишите цепочку букв, используя первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак.

3. Постановка проблемы. Умение вычленить проблему. Познавательные.

Регулятивные.

Дети подходят к проблеме – нужен ли мягкий знак после шипящих ж, ш, ч, щ. Ч то объединяет все эти слова?

В каких случаях пишется мягкий знак?

После каких букв пишется мягкий знак?

Напишите 6-7 букв после которых чаще всего на ваш взгляд встречается мягкий знак .Докажите примерами.

Встречается ли мягкий знак после шипящих звуков?

Нужен ли мягкий знак после всегда твердых и всегда мягких шипящих ж,ш, ч,щ ?.

4 Построение проекта выхода из затруднения. Способность выходить из затруднительной ситуации.

Умение обобщать, делать выводы.

Познавательные.

Регулятивные.

Дети делают вывод, что можно разделить слова на две группы: существительные мужского и женского рода. На доске слова:

Ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож.

Что объединяет эти слова?

Слова какой части речи написаны на доске?

Произнесите звуки на конце этих слов. Характеризуйте их. Почему одни слова пишутся с мягким знаком, а другие нет?

На какие две группы можно разделить данные имена существительные?

Назовите существительные женского рода.

Назовите существительные мужского рода.

Запишите их в две группы.

5 Реализация построенного проекта. Умение корректировать свою деятельность на уроке, ставить цель. Регулятивные.

Познавательные.

Запись в тетрадях существительных по родам.

Вывод: существительные женского рода пишутся с мягким знаком, мужского – без мягкого знака.

Соотнесение выводов на доске с правилом в учебнике.

Ж.р.

Ночь

Мышь

Рожь

М.р.

Еж

Плащ

Нож

Что заметили интересного в этих словах? Чем отличаются слова в правописании в столбиках?

Какой вывод можно сделать?

Ь знак - сущ.-ж р , после щипящих ч,ж,ш, щ.

Чтение, анализ, сравнение правила в учебнике и таблицы составленной детьми. Повторение алгоритма работы с правилом.

Верно ли утверждение, что для того, чтобы грамотно написать слова с шипящей на конце нужно:

1.Определить часть речи.

2.Определить род существительного.

3.У существительных женского рода после шипящих на конце слов пишется мягкий знак.

4.Существительные мужского рода с шипящими на конце слов пишутся без мягкого знака.

6. Первичное закрепление. Умение составлять и пользоваться таблицей. Познавательные.

Регулятивные.

Составление таблицы по данному правилу.

Сравнение слов на доске и в тетради в сравнении с изученной таблицей.

Подберите подходящие по смыслу слова с шипящими на конце.

Определите изученную орфограмму:

Перочинный...

Полярная...

Теплая...

Резиновый...

Веселый..

Мясной...

Когда после шипящих в именах существительных пишется мягкий знак?

7 Самостоятельная работа, самопроверка по образцу и эталону. Умение сотрудничать друг с другом, выполнять совместную работу. Познавательные.

Коммуникативные.

Письмо словосочетаний в тетради с самопроверкой по образцу. Взаимопроверка. Работа в парах.

Повторите изученный алгоритм работы над словами .

Найдите в каждой строке лишнее слово и подчеркните его:

1. Рож., лож., дрож., сыч..

Ёлоч.ка, воз.ми, ласточ.ка, доч.ка.

Душ., силач., тиш., нож..

Какая строка не подходит к данному правилу?

Скорая помощ..

Острый нож..

Колючий ерш..

Верный товарищ..

Глазной врач..

2. Докажите, в каких словах на конце существительных после шипящих не пишется мягкий знак.

3. Подберите к словам подходящее по смыслу прилагательные и распределите словосочетания по группам:

Багаж..

Вещ..

Сторож..

Ключ..

Реч..

Печ..

Калач..

Ёрш.

Ёж..

 

8 Включение в систему знаний и повторение. Умение работать в группе. Коммуникативные.

Регулятивные.

Работа по карточкам. Групповая работа.

На рыбной ловле.

Дорога шла через густую рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь. И ловля началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекой.

Грамматические задания:

Выпиши из текста имена существительные с шипящей на конце слова в таблицу:

Ж. р. М. р.

1. Выпиши из текста и объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма.

2. Запиши каждую группу слов отдельно.

3. Какие ещё части слова ,кроме корня , есть в слове наступила?

Приставка и суффикс

Суффикс и окончание

Приставка, суффикс, окончание

Приставка и окончание

4. Продолжите рассказ “На рыбной ловле”, используя существительные на новое правило:

Ёрш.

Лещ.

Полноч.

Шалаш.

Луч.

Товарищ.

9 Рефлексия учебной деятельности. Умение рефлексировать поставленные цели и анализировать достигнутые результаты. Личностные.

Коммуникативные

Регулятивные.

  С какой темой познакомились на уроке?

Где пригодятся знания сегодняшнего урока?

Реализовали мы намеченный план на уроке?

Оцените свою работу на уроке и своих товарищей.

Прочитайте девиз нашего урока и подумайте подходит ли он к нашему уроку?

“Друзья, ученье нас объединяет”

Друзья, только совместная работа и ученье объединяет нас в большой и дружный коллектив.