Развитие регулятивных учебных универсальных действий на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Для успешного существования в современном обществе человек должен владеть регулятивными действиями, т.е. уметь ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, адекватно оценивать свои действия и корректировать их, используя саморегуляцию.

Именно школа должна заложить успешное развитие регулятивных УУД, которые являются основными способами организации учебно-познавательной деятельности, начиная с планирования, прогнозирования, контроля, коррекции и заканчивая оценкой и волевой саморегуляцией.

Одной из важных составляющих регулятивных УУД является рефлексивно-оценочная самостоятельность учащихся, которая позволяет выделить и осознать, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Рефлексия-это умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. В то время как самооценка-это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся может осуществляться в следующих направлениях:
– по отношению к настроению и эмоциональному состоянию,
– по отношению к собственной деятельности,
– по отношению к организации и содержанию урока,
– по отношению к усвоению учебного материала.

Для развития и поддержания рефлексивно-оценочной самостоятельности учащихся на уроках английского языка используются разные техники, причем рефлексию можно проводить не только в конце урока, но, практически, на любом его этапе. Рефлексию можно осуществлять в индивидуальной, парной и в групповой формах работы.

Давайте рассмотрим те технологии, которые относятся к рефлексии настроения и эмоционального состояния.

  1. Учащиеся выбирают 1 лицо из 4-х (грустное, плачущее, нейтральное, веселое) соответствующее их настроению в начале, а затем и в конце урока и объясняют причину смены своего настроения.
  2. Прием “Букет настроения” подразумевает раздачу учащимся красных и голубых бумажных цветов. В конце урока учащиеся ставят в вазу либо красный цветок (хорошее настроение), либо голубой цветок (плохое настроение).
  3. Учащиеся выбирают цвет согласно их настроению (красный – тревога, зеленый – спокойствие, синий – грусть, желтый – радость, черный – уныние и т.д.).
  4. В начале урока учащиеся выбирают музыкальный отрывок соответствующий их настроению.

Теперь обратимся к методикам, относящимся к рефлексии организации и содержания урока.

1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается эффективность урока, увлекательность и полезность выбранных форм работы и учащиеся высказываются одним предложением:

а. сегодня я узнал…
б. было интересно…
в. было трудно…
г. я понял, что…
д.теперь я могу… 
е. я почувствовал, что…
ж. я не понял, как…
з. меня удивило…
и. мне пригодится в будущем…
к. у меня получилось/не получилось…

2. Для подведения итогов урока можно пользоваться упражнением: “Плюс, минус, интересно”. Его можно выполнять как устно, так и письменно. В графу “плюс” учащиеся записывают все, что было интересно, полезно, то, что понравилось. В графу “минус” записывается все, что было непонятно, неинтересно, вызвало неприязнь. В графу “интересно” все любопытные факты и то, что хотелось бы прояснить.

3. Можно предложить учащимся написать мини-сочинение “Самый лучший урок английского языка” или “Самый трудный урок английского языка”. Такие сочинения дадут почву для размышления и послужат толчком к саморазвитию учителя, естественно, при существовании доверительных отношений между учителем и учениками.

4. Интересен прием рефлексии в форме сенквейна (пятистишия):
– первая строка – название темы (одно существительное);
– вторая строка – описание темы в двух словах (два прилагательных);
– третья строка – описание действия в рамках этой темы (в трех словах);
– четвертая строка – показывает отношение к теме (предложение из 4-х слов);
– пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

Следующий вид рефлексии – рефлексия деятельности, где ученик осмысливает способы и приемы своей работы на уроке.

1. Одной из техник является анкетирование.

  1. На уроке я работал активно/ пассивно.
  2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен.
  3. Урок показался мне коротким/ длинным.
  4. На уроке я был внимательным / невнимательным и т.д.

2. Для оценивания учащимися своей активности и качества работы предлагается ответить на вопросы при помощи условных обозначений:

“-”– ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный,
“+”– ответил по просьбе учителя, ответ правильный,
“!”– ответил по своей инициативе, но ответ не правильный,
“++”– ответил по своей инициативе, ответ правильный,
“0”– не ответил.

3. Учащимся предлагается одним прилагательным охарактеризовать свою работу, например: расслабленный, активный, внимательный, ленивый и т.д.

4. Чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться методикой “Комплимент” и высказать комплименты друг другу за вклад на уроке.

И последний вид рефлексии – это рефлексия по отношению к усвоению содержания учебного материала.

1. Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.

2. Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.

3. Анкетирование поможет учащимся оценить свои способности, знания, умения и навыки по 10 балльной шкале.

Мне помогает
опора на практику

Я могу догадаться о
значении слова по смыслу

Грамматика мне
дается легко

 12345678910
 

12345678910
 

12345678910

Мне помогает опора на
теоретические знания

Я лучше посмотрю
слово в словаре

Грамматику я совсем
не понимаю

 4. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.

5. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определенной схеме, включающей критерии оценивания определенного вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.

6. Еще один способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.

7. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.

8. Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.

9. В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на “лестнице успеха”, оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таковы основные способы развития и поддержки рефлексивно-оценочной самостоятельности учащихся на уроках английского языка. Две-три минуты каждый день окажут существенное влияние на формирование самостоятельной, предприимчивой и конкурентоспособной личности.

Приложение.

Библиография.

  1. Ариян М.А. “Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам”, журнал “ИЯШ” № 6 1999 г.
  2. Якимолина И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”, Сентябрь 2009 г.
  3. Чибисова М.Ю. “Психолого-педагогическая подготовка школьников”, Москва “Первое сентября” 2009 г.
  4. Захарова А.В.. “Генезис самооценки”, Тула 2003 г.
  5. Хью А. “Тестирование для учителей английского языка”, издательство Кембридж 1989 г.
  6. Ур П. “Методика преподавания английского языка”, издательство Кембридж 1986 г.