Для успешного существования в современном обществе человек должен владеть регулятивными действиями, т.е. уметь ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, адекватно оценивать свои действия и корректировать их, используя саморегуляцию.
Именно школа должна заложить успешное развитие регулятивных УУД, которые являются основными способами организации учебно-познавательной деятельности, начиная с планирования, прогнозирования, контроля, коррекции и заканчивая оценкой и волевой саморегуляцией.
Одной из важных составляющих регулятивных УУД является рефлексивно-оценочная самостоятельность учащихся, которая позволяет выделить и осознать, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.
Рефлексия-это умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. В то время как самооценка-это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.
Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся может осуществляться в следующих
направлениях:
– по отношению к настроению и эмоциональному состоянию,
– по отношению к собственной деятельности,
– по отношению к организации и содержанию урока,
– по отношению к усвоению учебного материала.
Для развития и поддержания рефлексивно-оценочной самостоятельности учащихся на уроках английского языка используются разные техники, причем рефлексию можно проводить не только в конце урока, но, практически, на любом его этапе. Рефлексию можно осуществлять в индивидуальной, парной и в групповой формах работы.
Давайте рассмотрим те технологии, которые относятся к рефлексии настроения и эмоционального состояния.
- Учащиеся выбирают 1 лицо из 4-х (грустное, плачущее, нейтральное, веселое) соответствующее их настроению в начале, а затем и в конце урока и объясняют причину смены своего настроения.
- Прием “Букет настроения” подразумевает раздачу учащимся красных и голубых бумажных цветов. В конце урока учащиеся ставят в вазу либо красный цветок (хорошее настроение), либо голубой цветок (плохое настроение).
- Учащиеся выбирают цвет согласно их настроению (красный – тревога, зеленый – спокойствие, синий – грусть, желтый – радость, черный – уныние и т.д.).
- В начале урока учащиеся выбирают музыкальный отрывок соответствующий их настроению.
Теперь обратимся к методикам, относящимся к рефлексии организации и содержания урока.
1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается эффективность урока, увлекательность и полезность выбранных форм работы и учащиеся высказываются одним предложением:
а. сегодня я узнал… б. было интересно… в. было трудно… г. я понял, что… д.теперь я могу… |
е. я почувствовал, что… ж. я не понял, как… з. меня удивило… и. мне пригодится в будущем… к. у меня получилось/не получилось… |
2. Для подведения итогов урока можно пользоваться упражнением: “Плюс, минус, интересно”. Его можно выполнять как устно, так и письменно. В графу “плюс” учащиеся записывают все, что было интересно, полезно, то, что понравилось. В графу “минус” записывается все, что было непонятно, неинтересно, вызвало неприязнь. В графу “интересно” все любопытные факты и то, что хотелось бы прояснить.
3. Можно предложить учащимся написать мини-сочинение “Самый лучший урок английского языка” или “Самый трудный урок английского языка”. Такие сочинения дадут почву для размышления и послужат толчком к саморазвитию учителя, естественно, при существовании доверительных отношений между учителем и учениками.
4. Интересен прием рефлексии в форме сенквейна (пятистишия):
– первая строка – название темы (одно существительное);
– вторая строка – описание темы в двух словах (два прилагательных);
– третья строка – описание действия в рамках этой темы (в трех словах);
– четвертая строка – показывает отношение к теме (предложение из 4-х слов);
– пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.
Следующий вид рефлексии – рефлексия деятельности, где ученик осмысливает способы и приемы своей работы на уроке.
1. Одной из техник является анкетирование.
- На уроке я работал активно/ пассивно.
- Своей работой на уроке я доволен / недоволен.
- Урок показался мне коротким/ длинным.
- На уроке я был внимательным / невнимательным и т.д.
2. Для оценивания учащимися своей активности и качества работы предлагается ответить на вопросы при помощи условных обозначений:
“-”– ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный,
“+”– ответил по просьбе учителя, ответ правильный,
“!”– ответил по своей инициативе, но ответ не правильный,
“++”– ответил по своей инициативе, ответ правильный,
“0”– не ответил.
3. Учащимся предлагается одним прилагательным охарактеризовать свою работу, например: расслабленный, активный, внимательный, ленивый и т.д.
4. Чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться методикой “Комплимент” и высказать комплименты друг другу за вклад на уроке.
И последний вид рефлексии – это рефлексия по отношению к усвоению содержания учебного материала.
1. Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
2. Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
3. Анкетирование поможет учащимся оценить свои способности, знания, умения и навыки по 10 балльной шкале.
Мне помогает опора на практику Я могу догадаться о Грамматика мне |
12345678910 12345678910 12345678910 |
Мне помогает опора на теоретические знания Я лучше посмотрю Грамматику я совсем |
4. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
5. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определенной схеме, включающей критерии оценивания определенного вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
6. Еще один способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
7. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
8. Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.
9. В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на “лестнице успеха”, оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таковы основные способы развития и поддержки рефлексивно-оценочной самостоятельности учащихся на уроках английского языка. Две-три минуты каждый день окажут существенное влияние на формирование самостоятельной, предприимчивой и конкурентоспособной личности.
Библиография.
- Ариян М.А. “Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам”, журнал “ИЯШ” № 6 1999 г.
- Якимолина И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”, Сентябрь 2009 г.
- Чибисова М.Ю. “Психолого-педагогическая подготовка школьников”, Москва “Первое сентября” 2009 г.
- Захарова А.В.. “Генезис самооценки”, Тула 2003 г.
- Хью А. “Тестирование для учителей английского языка”, издательство Кембридж 1989 г.
- Ур П. “Методика преподавания английского языка”, издательство Кембридж 1986 г.