Современные принципы и методы обучения, используемые учителем-дефектологом на ИКЗ в школах 1‒2-х видов

Разделы: Коррекционная педагогика


Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания. Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить?

Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила – его отдельные стороны.
Обучение – двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога, и учения (активного познавательного процесса, в которой проявляются и формируются умственные качества учащегося.

Я строю свою работу по общедидактическим принципам и по принципам коррекционного обучения:

принцип индидуализации обучения имеет особое значение в специальной школе. Каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящим от его психофизических характеристик, у каждого есть своя траектория развития. Поэтому для каждого ученика разрабатываю индивидуальные задания, тексты, диалоги, основанные на его личном и речевом опыте.

принцип развития и коррекции высших психических функций на своих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приемов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, слуховое восприятие, слухо-зрительное восприятие, вербальная, зрительная , двигательная, слуховая память, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т.д.)

принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности.( необходимо, чтобы ребенок понимал, зачем ему нужны эти знания, и где он может их применить). Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. На своих занятиях стараюсь развивать познавательные интересы у детей.

принцип наглядности является одним из важнейших в коррекционной работе. У глухих и слабослышащих детей зрительный анализатор является главным для восприятия окружающей жизни. Поэтому для каждого своего занятия я подбираю яркий наглядный материал, часто использую возможности Интернета, компьютерную программу « Дельфа», карточки, предметы, подвижные фигурки.

принцип продуктивной обработки информации. Реализуя этот принцип, организовываю обучение так, чтобы у учащихся развился навык переноса обработки информации со своего индивидуального занятия в жизнь, тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Я, как учитель –дефектолог, даю задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует развитию динамичности восприятия;

принцип создания ситуации успеха стараюсь реализовать на своих занятиях, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда работают все высшие психические функции. Развиваю межфункциональные отношения, на которых и формируется путь развития каждого ученика.

принцип воспитывающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие необходимых моральных м волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера.

– и др. принципы.

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. Так же продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

  1. Технологии словесной продуктивной и творческой деятельности;
  2. Технологии сотрудничества,
  3. Технология психолого-педагогического сопровождения:
  4. Информационно-коммуникативные:
  5. Технологии проектной деятельности:
  6. Технологии объяснительно-иллюстративного обучения:
  7. Технологии личностно-ориентированного обучения:
  8. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.

При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции:

– ролевые игры,
– предметные индивидуальные игры:
– предметные групповые игры:
– сюжетные игры:
– малые театрализованные постановки:
– игры путешествия.

По преобладающему методу применяю:

1. Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен на « зону ближайшего развития» личности ученика.

2. Игровые технологии. На моих уроках мы имитируем реальные ситуации, мы разыгрываем диалоги с использованием подвижных фигур, предметов, играем в ролевые игры, обыгрываем мини-сюжеты.

3. Использую информационные технологии на своих индивидуальных занятиях в виде применения компьютерных программ « Мир за твоим окном», « Дельфа», Унитон-1, создаю компьютерные презентации, как наглядного дидактического материала, а также как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

По подходу к ребенку:

1. Личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, согласно его индивидуальной образовательной траектории.

2. Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъективных отношениях педагога и ребенка. Совместно с учениками даем оценку нашей работе , находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Здоровьесберегающие технологии, что предполагает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

– сохранение и поддержку индивидуальности ребенка,
– проведение физминуток для глаз, мышц лица, мышц верхних конечностей,
– проведение пальчиковой гимнастики,
– развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

4. Воспитательные технологии позволяют на каждом занятии не только учить ,но и воспитывать каждого ученика на основе текстов, диалогов бесед.

По направлению модернизации существующей традиционной системы ( на основе эффективности организации и управления) использую:

1. Технологию дифференцированного обучения (или технология поддержки ребенка). Это основной способ, работы с моими учащимися, учитывая их индивидуальные особенности и учитывая их индивидуальную образовательную траекторию.

2. Технологию опережающего обучения. Суть этой технологии заключается в обобщающем характере применяемых на занятии табличек, картинок , создающих, с одной стороны, после первого введения в тему организовать на уроке многократное повторение по принципам от частного к общему и обратно, с другой, одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей из занятия к занятию.

3. Технологию консультативного сопровождения, Благодаря этой технологии мне удается осуществлять постоянное консультативное взаимодействия с учителями, преподающими общеобразовательные дисциплины, с воспитателем класса, с родителями (опекунами).
Совместно нами выработана активно работающая модель взаимодействия «учитель, преподающий общеобразовательные дисциплины, + учитель-дефектолог».

4. Подгрупповые и фронтальные способы обучения. Коррекционные занятия на основе этого метода способствует формированию коммуникативных компетенций у учащихся и развивает их желания и умения общаться со сверстниками устно.