Цель: Сформировать понятие о воспроизводстве как одном из основных свойств живого и представление об эволюции органов размножения животных разных групп. Познакомить учащихся с биологической ролью различных форм размножения животных.
Задачи:
1. Образовательные
- Сформировать понятия о продлении рода как одном из основных свойств живого.
- Познакомить учащихся с формами размножения животных.
- Показать биологическое значение бесполого и полового размножения.
- Сформировать представление об эволюции органов размножения животных разных групп.
- Раскрыть сущность новых биологических понятий.
2. Развивающие
- Развивать умение обосновывать роль различных форм размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания.
- Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках.
- Научить учащихся решать проблемные вопросы и формулировать выводы.
- Развивать речь, критическое мышление ученика, умение сопоставлять и анализировать.
- Развивать умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.
3. Воспитательные
- Формировать мировоззренческие представления о продлении рода как одном из основных свойств живого. Воспитывать у детей толерантность, умение работать в паре.
4. Здоровьесберегающие
- Создать комфортные морально–психологические условия для успешного образовательного процесса на уроке.
- Рационально использовать временные рамки урока через графическое представление материала и смену видов деятельности учащихся.
- Правильность осанки во время урока;
- Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.
5. Эстетическое воспитание
- Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.
- Развивать наблюдательность детей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий и информационных технологий развития критического мышления («фишбоун», «синквейн»); моделей-аппликаций; ТСО (телевизор).
Ключевые слова и понятия урока: размножение: бесполое и половое; половая система; половые органы; гермафродитизм; раздельнополость; яичники; яйцеводы; матка; плацента; семенники; семяпроводы.
Средства обучения: телевизор, компьютер, мультимедийная установка, экран; модель-аппликация « Эволюция систем органов беспозвоночных и позвоночных животных», компьютер, мультимедийная установка, экран, комплект раздаточных методичек.
Информационное обеспечение урока – мультимедийная презентация по теме урока, индивидуальная «карта знаний» для учащихся, фрагмент DVD фильма «Загадки пола».
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приёмы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Дидактические задачи:
- учебные (работа с учебником, дополнительной литературой);
- познавательные (работа с дополнительными источниками информации);
- индивидуальная работа (самостоятельная работа и работа в паре);
План урока:
- Оргмомент. Вступительное слово учителя.
- Проверка знаний (задания «Четвёртый лишний», «Найди ошибку»)
- Мотивация к уроку.
- Изучение нового материала
Блок 1) Продление рода – одно из основных свойств живого. (объяснение учителя с использованием таблицы, фрагментов мультимедийной презентации, графической схемы «фишбоун», работа с терминами).
Блок 2) Эволюция органов размножения животных разных групп. (объяснение учителя с использованием, фрагментов мультимедийной презентации; работа с терминами; самостоятельная работа учащихся с источниками информации по концептуальной таблице «Сравнительная характеристика основных групп животных, размножающихся половым путём»; - Рефлексия. Проверочная работа. Составление «синквейна».
- Домашнее задание. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри и учащиеся! Я рада встрече с Вами и надеюсь, что от урока у Вас останутся хорошие позитивные эмоции и знания.
Слайд 1
Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, требует глубокого исследования и изучения и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве животных. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших сегодняшних открытиях!
А для открытий у каждого из вас на столе есть « карта знаний», <Приложение 1> оценочный лист <Приложение 2>, набор цифр, информационная папка-методичка и учебник.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлых уроках вы изучали различные системы органов животных. Предлагаю в начале урока вспомнить данный материал.
Задания на сообразительность. На доске
1) Играем в игру «Четвёртый лишний».
На доске изображены 4 представителя разных систематических групп животных, а в центре орган. Ваша задача – определить, кто из четырёх животных здесь лишний. Почему?
Ответ покажите цифрой.
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
2) Задание «Найди ошибку»
Определить, на каких из 3 рисунков ошибка. Почему?
Ответ покажите двумя цифрами.
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
III. Мотивация к уроку
Учитель: А сейчас внимательно посмотрите фрагмент фильма. (1 мин.)
Учитель: О чём был сюжет из фильма?
Одно из основных свойств живого – продление рода. О продлении рода или размножении наш сегодняшний урок.
Слайд 2 Тема урока «Продление рода. Органы размножения»
Слайд 3 Цели:
- Сформировать понятия о продлении рода как одном из основных свойств живого.
- Познакомиться с формами размножения животных и их биологической ролью.
- Сформировать представление об эволюции органов размножения животных разных групп.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Перечислите известные вам свойства живого?
Ответ: Развитие, обмен веществ, размножение.
Слайд 4 Учитель: Размножение для вас новый термин, поэтому работаем со словарём в «карте знаний».
Размножение – способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.
(Работа с биологическим словарём -1) <Приложение 1>
Слайд 5 Учитель: У животных существуют две формы размножения половое и бесполое.
Бесполое размножение – новый организм может возникнуть в результате деления материнского на 2 или несколько частей.
Половое размножение – в новом организме объединяются наследственные признаки 2-х родительских организмов, и в результате их комбинации у потомства могут появиться новые признаки, помогающие организму лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.
(Работа с биологическим словарём – 2.3) <Приложение 1>
Учитель: Говоря о формах размножения, мы должны узнать, в чём их биологический смысл, какое они имеют эволюционное значение, в чём их различие.
Какой вопрос вы должны поставить перед собой в этой работе?
Слайд 6 Проблемный вопрос: почему важно существование в природе полового и бесполого размножения?
Слайд 7 Чтобы найти ответ мы должны разобрать графическую схему «Фишбоун»: «Формы размножения организмов» <Рисунок 1>
Слайд 8 Вывод это и будет ответ на проблемный вопрос.
Существование в природе полового и бесполого размножения животных обеспечивают: непрерывность жизни, биологическое разнообразие и приспособление организмов к среде обитания.
Слайд 9 Учитель: У большинства животных размножающихся половым путём, есть специальные органы размножения
Органы размножения – органы, с помощью которых половые клетки родителей соединяются.
Учитель: Объединяясь, органы образуют систему.
Половая система – система органов, состоящая из половых желёз и протоков, проводящих половые клетки.
(Работа с биологическим словарём – 4,5) <Приложение 1>
Слайд 10 Учитель: Различают женскую и мужскую половые системы.
Слайд 11 Учитель: В женском организме есть специальный орган – матка.
В матке зародыш развивается до рождения.
Матка – женский мышечный орган для вынашивания потомства.
(Работа с биологическим словарём – 6) <Приложение 1>
Слайд 12 Учитель:
Организмы, в теле которых функционирует одна половая система (женская или мужская) называются – раздельнополыми.
Организмы, в теле которых одновременно функционируют обе половые системы называются – гермафродитами.
(Работа с биологическим словарём – 7,8) <Приложение 1>
Учитель: Задание. Найдите в тексте учебника у кого впервые возникла половая система?
Ответ: У плоских червей.
Учитель: Рассмотрите рис. 180 в учебнике стр.237.
Определите кем по строению половой системы является плоский червь?
Почему вы так думаете?
Ответ: Печёночный сосальщик- гермафродит. У него в теле одновременно функционирует мужская и женская половая системы.
Физкультминутка
Учитель: Задание. Перечислите все типы животных в эволюционном порядке начиная с Типа Плоские черви.
Учитель: Какой вопрос будет вы поставите перед собой приступая к изучению эволюции органов размножения?
Ответ: Как шла эволюция органов размножения у животных?
Слайд 13 Учитель: Проблемный вопрос на этом этапе работы: в каком направлении происходила эволюция органов размножения у животных?
Учитель: Дальнейшую работу вы делаете в паре, как сидите за партой.
Самостоятельная работа в паре.
Вам предстоит заполнить таблицу «Сравнительная характеристика основных групп животных, размножающихся половым путём». <Приложение 3>
Каждый в своей паре выполнит самостоятельную работу по инструкции <Приложение 1>
Инструкция:
- найти, прочитать дополнительную информацию (в папке-методичке);
- из текста выбрать главное;
- результаты поиска занести в столбик своей пары (значком «+»), в таблицу «Сравнительная характеристика основных групп животных, размножающихся половым путём».
- подготовится одному выступающему от пары.
Работу выполняем в парах, но таблицу заполняет каждый у себя. Через 1 минуту проверка результатов. Свою таблицу заполняем вместе со мной.
Работа по таблице «Сравнительная характеристика основных групп животных, размножающихся половым путём»; на доске с моделью-аппликацией. <Приложение 3>
Слайды 14 Учитель: Вывод по эволюции Подтипа Беспозвоночных:
Эволюция органов размножения у Беспозвоночных шла по пути специализации. Яичники, яйцеводы, семенники и семяпроводы есть у всех. Матка как исключение присутствует только у Плоских и Круглых червей. Большая часть Беспозвоночных – раздельнополые. Более простые по строению Беспозвоночные – гермафродиты.
Слайды 15 Вывод по эволюции Подтипа Позвоночных:
Гермафродитизм исчезает. Раздельнополость закрепляется. Семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы закрепляются по эволюции. Усложнением у млекопитающих является матка и плацента.
Учитель: Мы сравнили эволюцию органов размножения Беспозвоночных и Позвоночных животных. Какой можно сделать общий вывод?
Найдите ответ в учебнике (стр. 238, последний абзац)
Ответ: Эволюция органов размножения шла по пути появления: половых желёз, живорождения, органов для развития зародыша внутри материнского организма; сокращения численности детенышей, но улучшения их защищённости.
Слайд 16 Вывод: Эволюция органов размножения шла по пути появления: половых желёз, живорождения, органов для развития зародыша внутри материнского организма; сокращения численности детенышей, но улучшения их защищённости.
V. Рефлексия
Слайд 17 Учитель: Проверочная работа. Задания у вас перед глазами в «карте знаний». Я их озвучу, а вы выберите правильный ответ и покажите цифру.
1. Развитие зародыша происходит в матке у:
- птиц;
- насекомых;
- земноводных;
- млекопитающих
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
2. Гермафродитами являются:
- птицы;
- плоские черви;
- насекомые;
- земноводные
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
3. Впервые половая система возникает у:
- членистоногих;
- плоских червей;
- круглых червей;
- моллюсков
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
Составление «синквейна» <Рисунок 2>
Слайд 18 Учитель: Чтобы систематизировать всё изученное сегодня я предлагаю составить синквейн к уроку по схеме на доске:
- Тема, ключевое слово
- Описание понятия (2 прилагательных)
- Действие (3 глагола)
- Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к теме)
- Повторение сути (синоним 1 строки)
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценивание.
Слайд 19 Учитель: Наш урок подошёл к концу.
Ваше домашнее задание записано у вас в «карте знаний». <Приложение 1>
Отработать все записанные ключевые понятия урока записанные в биологическом словаре. Сравнить формы размножения животных по схеме «Фишбоун». Сравнить эволюцию половых систем организмов по таблице и по параграфу 45 учебника.
Приготовьте свои оценочные листы. Я пройду по рядам и каждому назову итоговую оценку за урок с учетом ваших баллов. А вы выставите её в графу итоговые оценки.
Ребята, спасибо за работу на уроке. Молодцы! Оцените мой урок смайликом.