В современной образовательной системе педагоги ДОУ, хотят они этого или не хотят, уже вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют от педагогов детских садов повышения качества образования.
Инновационная образовательная деятельность, по сути, и является деятельностью, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Считаем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, формирует навыки сотрудничества Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Применение терапии водой наиболее подходит для работы с детьми раннего возраста. Особо нуждаются в такой терапии дети с ЗПР, ЗРР, СДВГ. В качестве основных задач выдвигаются: гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, трудностей адаптации. Ценность технологии заключается в том, что именно игры с водой создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают “мануальный интеллект” ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в бассейн с водой дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на сказочном действии, где воспитатель озвучивает текст сказки, а дети выполняют определенные этюды. Занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты – дети, а педагог, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашает участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, что позволяет не только познакомить детей с художественными произведениями, но и обогатить эмоциональную сферу, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта детей, помочь приобрести чувство уверенности. Эмоционально разряжаясь, дети учатся сбрасывать зажимы, беспокойство, тревогу, снимать телесное напряжение становятся мягче, добрее. В ходе сказкотерапии дети легче усваиваются информацию, приобретают опыт решения проблем, преодоления барьеров в общении.
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. На сегодняшний день они стали доступными для покупателя. “Алик - скоро в школу”, “Поиграем с Тигрой”. Кроме общеразвивающих игр существуют и специальные игры для обучения детей чтению, русскому языку. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.
Применение электронных игр способствует повышению интереса у детей к обучению чтению. Каждое занятие с их использованием вызывает у детей эмоциональный подъём, привлекает малоактивных. Анализ работы за год показал позитивные результаты. 92% детей в конце учебного года знают и называют буквы алфавита, находят их в тексте, освоили слоговое чтение и чтение целым словом.
Опыт работы показал, что электронные игры естественно вписываются в жизнь детского сада и являются ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.