Урок русского языка по теме "Шипящие согласные звуки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч']и [Щ'].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!

II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

- А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.

2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

3. Да! Вы правильно решили:
Буква та похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

4. На расческу так похожа:
Три зубца всего. Ну что же?

- А какие звуки обозначают эти буквы?

- Это вам задание для чистописания,

III. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

  1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
  2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
  3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
  4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

- Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

IV. Самоопределение к деятельности.

( на доске записаны буквы.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

- Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. ( Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

- А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

- Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

- Что вы о них знаете?

- Назовите тему урока. ( Шипящие согласные звуки.)

V. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 1 (с. 104)

    - Прочитайте.

    - О чём этот текст?

    - Каким автор назвал дождик? Объясните значение этого слова.

    - Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

    - Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

    Упр. 2 (с. 104)

    - Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

    - Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

    - Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

    - Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

    - Что вы узнали?

    Упр. 3(с. 104)

    - Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

    - Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Ж])

    - А во второй? ([Ш])

    - Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся твёрдо.)

    - Прочитайте сведения о языке на стр.106.

    - Дайте характеристику этим звукам.

    - Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

VI. Физкультминутка.

(Музыкальная физкультминутка)

VII. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 4 (с. 106)

    - Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

    - Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ'].)

    - А во второй? ([Ч'])

    - Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

    - Прочитайте сведения о языке на стр.106.

    - Дайте характеристику этим звукам.

  1. Работа в Рабочей тетради.

Упр. 59 (с. 53)

    - Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

Упр. 60 (с. 53)

    - Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

    - Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

1. Знакомство с новым словом.

    - Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

    - Найдите тему сегодняшнего урока.

    - Зайдите в раздел словарная работа.

    - С каким словом мы сегодня познакомимся?

    - Послушайте информацию об этом слове.

    - Сколько в слове слогов?

    - Какой ударный?

    - Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

    - Разделите слова для переноса.

    - Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

    - Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

3. Повторение ранее изученного материала.

    - Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

    - Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

    - Как вы справились с заданием?

    - Оцените свою работу на уроке.

X. Подведение итогов урока.

    - Какие согласные звуки называются шипящими?