Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч']и [Щ'].
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.
Задачи урока:
- создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
- содействовать формированию навыков грамотного письма;
- развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
- привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.
Ход урока
I. Организационный момент.
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!
II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)
- А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.
1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.
2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
3. Да! Вы правильно решили:
Буква та похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
4. На расческу так похожа:
Три зубца всего. Ну что же?
- А какие звуки обозначают эти буквы?
- Это вам задание для чистописания,
III. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.
- За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
- Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
- Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
- Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)
- Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
IV. Самоопределение к деятельности.
( на доске записаны буквы.)
М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.
- Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. ( Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)
- А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)
- Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)
- Что вы о них знаете?
- Назовите тему урока. ( Шипящие согласные звуки.)
V. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
Упр. 1 (с. 104)
- Прочитайте.
- О чём этот текст?
- Каким автор назвал дождик? Объясните значение этого слова.
- Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.
- Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.
Упр. 2 (с. 104)
- Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.
- Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.
- Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?
- Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
- Что вы узнали?
Упр. 3(с. 104)
- Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.
- Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Ж])
- А во второй? ([Ш])
- Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся твёрдо.)
- Прочитайте сведения о языке на стр.106.
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.
VI. Физкультминутка.
(Музыкальная физкультминутка)
VII. Продолжение работы по теме урока.
- Работа по учебнику.
Упр. 4 (с. 106)
- Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.
- Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ'].)
- А во второй? ([Ч'])
- Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)
- Прочитайте сведения о языке на стр.106.
- Дайте характеристику этим звукам.
- Работа в Рабочей тетради.
Упр. 59 (с. 53)
- Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.
Упр. 60 (с. 53)
- Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.
- Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.
VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)
1. Знакомство с новым словом.
- Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.
- Найдите тему сегодняшнего урока.
- Зайдите в раздел словарная работа.
- С каким словом мы сегодня познакомимся?
- Послушайте информацию об этом слове.
- Сколько в слове слогов?
- Какой ударный?
- Какую безударную гласную нам нужно запомнить?
- Разделите слова для переноса.
- Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.
2. Работа по развитию речи.
- Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.
3. Повторение ранее изученного материала.
- Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)
- Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.
- Как вы справились с заданием?
- Оцените свою работу на уроке.
X. Подведение итогов урока.
- Какие согласные звуки называются шипящими?