Методические рекомендации. С 2007 года являюсь руководителем МО учителей физики Матвеево-Курганского района. Решением объединения работу в 2010-2011 учебном году спланировали так, чтобы активизировать творческие идеи педагогов и учащихся района. Результатом этого стало проведение районного “физического марафона”. Положение о районном “физическом марафоне”. Приложение 1. Далее приводится разработка одного из этапов “физического марафона”, проводимого мною.
Тип мероприятия: проект-исследование.
Цели проведения конкурса. “Физический марафон” – массовая форма внеклассной работы, рассчитанная на большое количество участников, способствующая активизации познавательной деятельности учащихся, побуждающая к самостоятельной исследовательской работе. Эта форма внеклассной работы позволяет в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.
Основными задачами проведения “физического марафона” являются:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- выявление наиболее заинтересованных способных учащихся в определённой образовательной области;
- развитие мотивации учащихся к интенсивной образовательной деятельности;
- реализация возможности использовать полученные теоретические знания на практике.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран;
Музыка и презентации для игры;
Выставка фотогазет 7-11 классы: “Физические явления в природе”. Приложение 2
Презентация 1: “Физические явления в природе”.
Презентация 3: “Физический марафон - Екатериновка 2010!”
Ход мероприятия
Учитель: Уважаемые коллеги и гости, мы рады приветствовать Вас в стенах МБОУ Екатериновской СОЩ. Наша встреча организованна в рамках проведения районного “физического марафона”.
Участниками районного “физического марафона” являются:
- все школы района;
- все учителя физики района;
- ученики школ района, изучающие физику.
Конкурс проводится в три этапа: 1 этап: С 18.10.2010 г. - по 27.10.2010 г.
Сегодня, 27.10.2010 г., проводится заключительное мероприятие 1 этапа “физического марафона”, которое состоит из двух частей:
- Проведение конкурса презентаций фотогазет в электронном виде по теме: “Физические явления в природе”.
- Проведение познавательной игры: “Что? Где? Когда?” по теме: “Физика вокруг нас”.
Для проведения конкурса презентаций необходимо осуществить защиту (время защиты - не более трех минут) таким школам:
- МБОУ Екатериновская СОШ;
- МБОУ Григорьевская СОШ;
- МБОУ Малокирсановская СОШ ;
- МБОУ Грекотимофеевская СОШ;
- МБОУ Авило-Успенская СОШ;
- МБОУ Ленинская СОШ;
- МБОУ Новониколаевская СОШ. (жеребьевка устанавливает номера очередности защиты)
Учитель: Разрешите представить вам наше уважаемое жюри. Приложение 3: Критерии оценки фотогазет в электронном виде.
Ученик №1:Сегодня, дорогие друзья, мы поговорим о физических явлениях, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире. Хочется вспомнить слова Роджерса: “Физика-это наука понимать природу”.
Ученик №2:Кино, радио, телевидение, телефон – без них невозможна современная жизнь. Но каждое чудо современной техники имеет длинную историю. Природа просто так не раскрывает свои тайны. Приблизится к ним, помогает физика.
Что изучает физика?
Знаете, как говорится в народе?
Физика царица всех наук о природе!
Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
В каждом разделе много полезного,
Познавательного и интересного.
Ученик №1:Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в царство Физики. Что же это за царство, в котором правит Физика? Слово “физика” греческое, в переводе на русский язык означает природа. Таким образом, царство физики – это царство природы; наука, изучающая природу.
Что изучает физика? Все явления, которые нас окружают: почему дует ветер, идет снег, что такое молния, из чего состоят все тела. Благодаря знаниям физики были созданы многие приборы и устройства, было создано радио, телевидение, ракеты, автомобили, космические корабли и многое другое. Сделайте сами вывод: нужно ли знать физику? Зная физику, мы можем понять и объяснить работу различных машин и механизмов, объяснить явления, которые происходят вокруг нас.
Ученик №2: С колыбели ты вглядывался в окружающий мир. Все было так интересно! И непонятно! Потому-то, едва научившись говорить, задавал свои “детские” вопросы: “Почему небо синее, а закат красный? Отчего раскаленный гвоздь светится? Откуда берется эхо?” И еще тысяча таких же простых вопросов.
Ученик №3: “На свете чудеса рассеяны повсюду, да не всегда их каждый примечал” - это слова И.А.Крылова. Давайте проверим, как умеете вы наблюдать физические явления в природе.
Слово для защиты предоставляется участнику№1:
Слово для защиты предоставляется участнику №2:
Ученик №1:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Артем, о чем эти стихи?
Ученик №2: Эти стихи о воде, льде и паре, о трех агрегатных состояниях воды: жидком, твердом, газообразном.
Ученик №3:Одно из агрегатных состояний воды - это лед.
Как призраки огромные,
Стоят немые льды.
Над ними тучи темные,
Под ними глубь воды.
Когда Луна, гасильница
Туманных бледных звезд,
Небесная кадильница,
Раскинет светлый мост,
Ученик №1:
Туманные видения
Искателей земли
Для жадного стремления
Преграду здесь нашли.
И были здесь отвергнуты
Холодною волной,
Отвергнуты, повергнуты
Пустыней ледяной.
Приглашаем вас в царство льдов на музыкально - танцевальную композицию: “Твердое состояние воды - лед”. Исполняется одновременно с демонстрацией презентации: “Ise swit zerland”. Приложение 4.
Ученик №1:Продолжаем конкурс презентаций – фотогазет.
Слово для защиты предоставляется участнику №3:
Слово для защиты предоставляется участнику №4:
Ученик №2:Вода – прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. С человеческой точки зрения, вода - это жидкость, напиток, предназначенный для питья. Более того, из воды состоит все живое, даже человек.
Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это жизнь для всех нас.
Вас покоряет,
Нас укрощает
всех она любит - Вода!
Вашему вниманию представляется музыкально - танцевальная композиция: “Вода”. Исполняется одновременно с демонстрацией презентации: “Уэббер”. Приложение 5.
Ученик №3:Продолжаем конкурс презентаций – фотогазет.
Слово для защиты предоставляется участнику №5:
Слово для защиты предоставляется участнику №6:
Слово для защиты предоставляется участнику №7:
Ученик №1: Третье агрегатное состояние воды, газообразное - это пар.
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Ученик №2:
Вот он, удел желанный.
Всех, кто в пути устали.
Ветер благоуханный
Пью я сухими устами,
Ветер благоуханный.
Мы приглашаем вас в царство прозрачного и синего воздуха. Музыкально - танцевальная композиция “Воздух”. Исполняется одновременно с демонстрацией презентации. Приложение 6.
Ученик №3: Мы познакомились с некоторыми явлениями природы, проверили справедливость наших представлений об устройстве мира, и теперь вправе заявить: “Госпожа природа! Некоторые ваши хитрости мы открыли с Архимедом, Галилео, Торричелли, Ньютоном, Паскалем и нашим учителем физики! Вас нельзя перехитрить и обмануть, но Вас можно познать и понять, чтобы жить с Вами в мире и согласии”.
Ученик №1:Для подведения итогов конкурса фотогазет в электронном виде по теме: “Физические явления в природе” предоставляется нашему уважаемому жюри.
Учитель:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все что вижу я вокруг, -
Все знаю я о них,
Они по знаку моему
Являются в нужде,
Зовут их: Как и почему,
Кто, Что, Когда и Где. (Р.Киплинг)
Переходим ко второй части нашего мероприятия - познавательной физической игре “Что? Где? Когда?”. Тема игры: “Физика вокруг нас”. Играет команда знатоков семи школ против команды зрителей. Каждая школа участница предоставила своего лучшего игрока. Остальные школы района прислали для игры вопросы. Из них были отобраны наиболее интересные.
Ученик №1:
Сегодня в нашем зале
Все физиками стали,
Серьезные вопросы
Должны мы вам задать.
Кто знает - тот ответит,
Кто догадался - скажет,
Хоть физика коварна,
Не унывайте, вы.
Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать!
Ученик №3: Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается!
Да и не только великие могут делать открытия, а те, кто верят в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать, творить, экспериментировать и просто работать, мечтая этот мир сделать лучше и добрее!
Ну а пока, начинаем игру: будем наблюдать и экспериментировать, открывая для себя эту очаровательную, занимательную, увлекательную науку - физику!
Учитель №1: Итак, команды на сцену! Сегодня соревнуются, думают, наблюдают, следующие игроки, поприветствуем их:
- МБОУ Екатериновская СОШ - Филимонов Артем -11 класс;
- МБОУ Григорьевская СОШ - Папушой Никита - 11 класс;
- МБОУ Малокирсановская СОШ - Потапова Екатерина - 10 класс;
- МБОУ Грекотимофеевская СОШ - Чуланова Илона - 11 класс;
- МБОУ Авило-Успенская СОШ - Тушенков Вячеслав - 9 класс;
- МБОУ Ленинская СОШ - Кудлай Анатолий - 11 класс;
- МБОУ Новониколаевская СОШ - Науменко Алексей - 10 класс.
Посовещайтесь и выберите капитана команды.
Напоминаю условия игры. Вращая круг, стрелка
определяет конверт с вопросом. После того как я
зачитаю вопрос, времени на обдумывание 1 минута.
Капитан команды решает, кто будет отвечать на
вопрос. Один раз за игру вы можете обратиться за
помощью к знатокам в зале. За досрочный ответ вы
можете использовать дополнительную минуту.
В течение игры нашим уважаемым жюри будет
определена команда победителей, лучший игрок
команды, автор самого интересного вопроса.
Презентация 2: Вопросы для познавательной игры : “Что? Где? Когда?”. Приложение 7.
Начинаем нашу игру. Раунд первый. Против вас играет ученик такой-то школы…
Вопросы и ответы:
1) МБОУ Политотдельская СОШ. Автор вопроса: Ковалева Кристина - 9 класс. Вопрос: Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то, что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
2) МБОУ Анастасиевская СОШ. Хараджева Анастасия - 11 класс. Вопрос: Каков был текст радиограммы, которую передал А.С. Попов 7 мая 1895 г. в день рождения радио? Ответ: Хорошо известна первая радиограмма А.С. Попова: “Генрих Герц”.
3) МБОУ М - Курганская СОШ №3. Автор вопроса: Ковалев. А – 11 класс. Вопрос: В Монреале в 1990 г. в гонке спортивных болидов крышка канализационного люка, поднятая одним из болидов, подлетела и ударила следующий болид, что привело к аварии. Из-за чего это произошло. Ответ: Над крышкой низкое давление, которого достаточно для поднятия крышки.
4) МБОУ М - Курганская СОШ №3. Автор вопроса: Рудиченко Г. - 10 класс. Вопрос: Великий композитор Л.В.Бетховен потерял слух, но продолжал писать музыку. Как он мог слышать ее, сидя за роялем и используя трость. Ответ: Один конец трости к зубам, а другой к роялю.
5) МБОУ Ряженская СОШ. Автор вопроса: Ханенко Е. - 9 “б” класс. Вопрос: Кроме 9 больших планет с их спутников, вокруг Солнца движется группа очень маленьких планет – астероидов. Как называется самая большая из этих планет, на которой сила тяжести так мала, что человек, оттолкнувшись от ее поверхности, мог бы улететь с нее? Ответ: Церера.
6) МБОУ Латоновская СОШ. Автор вопроса: Федорова Т. - 9 класс. Вопрос: Изучая грозу, этот русский учёный писал: “Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое - то время, как я руку держал у железа, и искры трещали, и все от меня прочь убежали”. Назовите имя этого ученого. Ответ: М.В.Ломоносов.
7) МБОУ Латоновская СОШ. Автор вопроса: Федорова Т. - 9 класс. Вопрос: Именно эти животные помогли изобрести электрическую батарейку. Назовите их. Ответ: Лягушки.
8) МБОУ М - Курганская СОШ №1.Автор вопроса: Туболев В. - 10 “а” класс. Вопрос: Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.
9) МБОУ Сад - Базовская СОШ. Автор вопроса: ученица 11 класса - Попова В. Вопрос: Почему, когда мы прикладываем к уху морскую раковину, нам слышится “шум моря”? Ответ: Окружающие звуки, в том числе дуновение ветра вблизи устья раковины, возбуждают в заключенном в ней объеме воздуха резонансные колебания. Возбуждение и затухание этих колебаний создает у слушающего иллюзию звуков океанского прибоя.
10)МБОУ М- Курганская О (С) ОШ. Автор: Карпенко Александр - 9 класс. Вопрос: Как заставить воду кипеть без нагревания? Ответ: понизить давление.
11) МБОУ М- Курганская О (С) ОШ. Автор: Карпенко Александр - 9 класс. Вопрос: Почему курица тонет в воде, а утка нет? Ответ: явление смачивания. Перья птицы не смачиваются водой, потому что утка смазывает их жиром из специальной сальной железы.
12) МБОУ Марьевская СОШ. Автор вопроса: Попивненко И. – 9 класс. Вопрос: При работе электромагнитного подъемного крана часть груза не оторвалась от полюсов электромагнита при выключении тока. Что надо сделать, чтобы груз отделился? Почему? Ответ: Магнит надо ударить, потому что при ударе он теряет свои свойства.
13) МБОУ Большекирсановская СОШ. Автор вопроса: ученица - 10 класса Колосова А. Вопрос: Железная Эйфелева башня высотою 300 м весит 9000 т. Сколько должна весить точная железная модель этой башни высотою 30 см? Ответ: В данном случае вопрос сводится к определению отношения массы двух подобных тел, линейные размеры одного из которых в 1000 раз меньше, чем другого. 9 000 000 000 : 1 000 000 000 = 9 г.
Подведение итогов. Во время подсчета баллов жюри и объявления результатов, награждения участников образуются “паузы”, заполняем их “веселыми паузами”. Приложение 8.
Приложение 9: Пример защиты фотогазеты в электронном виде.
Презентация 2: “Фотоальбом”.