Обобщающий урок по курсу "Обучение грамоте" "Прощай, азбука". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • обобщить знания детей о звуках и буквах русского алфавита;
  • развивать умение сравнивать и группировать звуки;
  • закреплять навыки звукового анализа слов;
  • развивать умения творчески подходить к решению различных задач;
  • прививать навыки культурного общения;
  • закрепить имеющиеся навыки работы на компьютере (программа ПервоЛого);
  • развивать умение работать в парах и группах;
  • воспитывать дисциплинированность и коллективизм.

Оформление и оборудование: презентация к уроку (иллюстрации к сказке, план выполнения творческой работы на компьютере); конверты с карточками (для  фонетической работы) и конверт с письмом от королевы Ленивии; листы с текстом сказки «Исполнение желаний» (по количеству учеников в классе); ноутбуки «MacBook» (для выполнения творческой работы); проектор (для просмотра презентации) и магнитофон для прослушивания песни из фильма про Незнайку (физкультминутка № 1); карточки со стихами о буквах; видеофильм, подготовленный психологом (физкультминутка № 2); пластиковые планшеты  и чёрные маркеры (для выполнения задания); плакаты  с  названиями улиц города Буквограда и «Гора Трудностей», плоские картонные «домики» для букв и  пластиковые буквы на магнитах, а также картонные смайлики со скрепками  для «Дерева настроений» (по количеству учеников в классе), макет дерева на подставке.

Вести урок помогает ученик пятого класса, переодетый в костюм Незнайки.

На доске помещена пословица: Азбука – к мудрости ступенька.

Ход урока

1. Орг. момент

Учитель:

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, т.к. в нашем классе гости – ваши родители. Они хотят узнать, чему вы уже научились в первом классе.

Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с нашей первой школьной книгой – с «Азбукой».

2. Работа над темой урока.

Учитель:

– К нам в класс сейчас придет сказочный персонаж, про себя он смог бы  сказать такие слова:

Я – мальчишка-шалунишка,
Знаменитый коротышка.
Мне учиться ни к чему.
Без учёбы всё пойму!

Учитель: Кто это? Узнали?

Дети: Это Незнайка.

Учитель: Верно. Сегодня в гостях у нас герой сказки Н.Носова– весёлый и озорной мальчишка. (Появляется Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте!  Это я раньше думал, что учиться ни к чему, а теперь я хочу много знать. Все коротышки нашего Цветочного города умеют читать, а я вот до сих пор не научился. Ребята, помогите мне стать грамотным.  Я очень хочу  научиться читать, чтобы из книг узнать много интересного. Поможете?

Дети: Да!

Незнайка: А что нужно для того, чтобы научиться читать?

Дети: Нужно сначала познакомиться с буквами.

Незнайка: С буквами? А что такое буквы?

Дети: Буквы – это значки, которые обозначают звуки.

Незнайка: И сколько в русском языке букв?

Дети: Алфавит состоит из тридцати трёх букв.

Незнайка: Как много! А  в чём отличие букв от звуков?

Дети: Буквы мы пишем, а звуки произносим. При помощи букв можно записывать слова.

Незнайка: Где же искать эти буквы? 

Учитель:  Я приглашаю всех в город Буквоград. На улицах этого волшебного города живут замечательные граждане-буквы. Ребята уже познакомились с ними, теперь они познакомят и тебя, Незнайка, с ними. (Учитель открывает  карту города Буквограда – на доске заранее размещены плакаты с названиями улиц)

ГОРОД  БУКВОГРАД

Учитель: Ах! Что же случилось? В городе беспорядок! Все буквы перепутались! Смотрите, здесь какое-то письмо. Узнаем, от кого оно.

Учитель открывает конверт и читает письмо:

«Детишки-шалунишки! Ленивые детишки!Радуйтесь, теперь вам можно не учиться в школе, можно  никаких книг не читать, потому что я, Королева Ленивия, прогнала буквы из их домиков и всё перепутала в городе Буквограде!»

Незнайка: Бедные буквы! И никто им не может помочь.

Учитель: Может! Ребята, давайте наведём порядок в городе Буквограде.

На какие группы можно разбить это множество букв? (На доске помещены магнитные карточки с буквами. О время беседы учащиеся помещают буквы в свои домики.)

Дети: На буквы гласных звуков и буквы согласных звуков. Есть еще две буквы, которые звуков не обозначают.

Учитель: А чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: При произношении гласных звуков воздух свободно проходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки произносятся голосом, их можно петь.

А при произношении согласных звуков воздух встречает преграду: зубы, губы, язык. Эти звуки сложно петь или совсем нельзя. Они произносятся с шумом и голосом.

Учитель: На какие группы можно поделить это множество букв гласный звуков?

Дети:

Это буквы гласных звуков, которые обозначают твердость согласного звука: а, о, у, ы, э.

И буквы гласных звуков, которые указывают на мягкость предшествующего согласного: ё, ю, я, е, и.

Учитель: Некоторые буквы гласных звуков загадочно улыбаются. Они думают, что вы знаете, почему на их лицах улыбки.

Дети: Это йотированные гласные. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука (согласный [Й] и гласные звуки [Э], [О], [У], [А]) в следующих случаях: а) в начале слова; б) после гласного; в) после разделительного мягкого и твердого знаков. А могут обозначать и один звук, когда стоят после мягкого согласного.

Учитель: Мы отправляемся на самый шумный проспект, где живут буквы согласных звуков. Буквы каких звуков подружились и ходят по городу парами? (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с  и их мягкие пары)

Есть такие согласные, которые гуляют в одиночку. Какие это буквы?

Дети: Это буквы сонорных звуков: Л, М, Н, Р, Й. У них нет пары по глухости-звонкости. И ещё группа букв согласных звуков, которые не имеют пары по глухости-звонкости:  ч, щ, х, ц

Учитель: На какие еще группы можно поделить все согласные?

Дети: Твердые и мягкие согласные. Большинство имеют пару по твердости-мягкости. Есть такие, которые обозначают всегда твердые звуки: ж,ш, ц. А еще есть такие, которые обозначают всегда мягкие звуки: ч, щ, й.

Учитель: А вот Беззвучный переулок.  Какие буквы там проживают?

Дети: Там проживают Ъ и Ь .

Учитель: Какую работу они выполняют?

Дети: Ь обозначает вместе с предшествующей буквой  согласного звука мягкий соглас-ный звук. А еще Ь и Ъ  могут выполнять разделительную работу.

Учитель:  Мы прошли по городу, вспомнили про особенности букв нашей «Азбуки». Сегодня праздник и буквы должны построиться на парад. Буквы должны встать по порядку. Как называется такой порядок?

Дети: Алфавит.

Учитель: Кто может объяснить название?

Дети: Название пришло из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая  – ВИТА. Из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.

Учитель. А когда люди пользуются алфавитом? (Дети дают ответ на вопрос)

Учитель: Давайте назовем  буквы по порядку. (Дети называют буквы по алфавиту)

Незнайка: Хорошо! Теперь вас, ребята, ждёт сюрприз…

Физкультминутка (№1). Проводит Незнайка (Под музыку «Сюрприз! Сюрприз! Да здравствует сюрприз!...»)

Незнайка: Молодцы! Вы хорошо выполняли упражнения. Ребята, мне  понравились и ваши рассказы о буквах и звуках. Наше путешествие ещё не закончилось – нам нужно взобраться на вершину горы Трудностей. 

Учитель. Ребята, вас ждут большие испытания, и если вы их успешно преодолеете, получите приз. Согласны?

Дети: Да!

Учитель: Вот первое задание:

Задание 1. Составь звуковые схемы слов и запиши эти слова.

(Дети получают планшеты,  конверты с цветными картонными квадратиками зеленого, синего и красного цветов, а также  карточки, на которых изображены  животные,  размещены пустые клеточки – «домики» для звуков и «окошки» для букв).

СЛОН      ВОЛК      ЛИСА     ЗАЯЦ     НОСОРОГ    МАРТЫШКА

Учитель:

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом, толково их поставить в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.

(Несколько человек после того ,как выполнят задание, размещают свои планшеты на доске.)

Задание 2. Прочтите сказку (у каждого ученика на столе есть лист с текстом сказки)

Учитель: Перед нами сказочный лес, в котором живут звери. Узнаем, какая история однажды с ними произошла…

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Прослышали как-то звери, что их в лесу появился волшебник и может исполнять любые желания. Подивились-подивились они такому чуду и решили пойти сами убедиться, правду ли говорят.

Пришли они к волшебнику и спрашивают:

– А верно ли то, что ты можешь желания исполнять? 

– Верно, – ответил лесной чародей. – А чтобы мне поверили, и я исполню ваши желания. Загадайте их, но только  Слон и Волк  должны задумать одно желание. Лиса, Заяц – два, а Носорог и Мартышка – три.

– Почему, почему так? – зашумели звери.

А Лиса вдруг хвостом завиляла, вкрадчивым голоском заговорила:

– О, великий Маг! Ты ошибся. Не Лиса зовут меня, а Лисица. Поэтому жду от тебя справедливости: исполнения трёх, а не двух желаний.

Учитель: Почему Лиса решила назваться Лисицей? Закончите сказку.

Дети: В слове ЛИСА – два слога, а в слове ЛИСИЦА – три слога, поэтому героиня сказки и назвалась Лисицей, а не Лисой…

Учитель: Как узнать, сколько в слове слогов?

Дети:

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Поделите слова, которые записаны на карточках (эти слова помещены на доске) на слоги и поставьте ударение.

Учитель: Молодцы! Можем продолжать наше путешествие.

Задание 3. Расположите слова в алфавитном порядке (магнитные карточки со словами-названиями животных перемещаются по доске и ставятся в правильном порядке).

Волк     заяц     лиса    мартышка     носорог     слон

Задание 4. Составьте предложение из слов.

Дети устно составляют предложение (Слова на карточках: в, живу, лесу, сказочном.)

Учитель:

А если нам будет нужно  записать предложение, то  как   на письме оформляем предложение?

Дети:

Начало предложения пишем с заглавной буквы, а в конце ставим точку.

Лиса, волк, слон, носорог, мартышка, заяц  живут в сказочном лесу.

Учитель: Хорошо! А теперь нужно отдохнуть…

Физкультминутка (видеофильм с участием школьного психолога – расслабляющие упражнения для мышц спины и шеи).

Незнайка: Ребята, а могли бы вы  для меня сделать «Азбуку»?

Дети: Да!

Учительниц. Конечно, ребята сделают для тебя «Азбуку», но только она будет электронная.

Задание 5.

Работа на компьютере.

Детям предлагается выполнить проект «Буква». Учащиеся работают  парами.

Задание: а) прочитайте стихотворение и  догадатесь, о какой букве идет речь;

б) сделайте иллюстрацию к стихотворению, используя  программу ПервоЛого.

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Залить фон.
  2. Нарисовать букву.
  3. Придумать и записать слова, которые начинаются  на эту букву.

Проверка работ.

Итог урока

Учитель: А кто мне скажет, почему так говорят: «Азбука к мудрости ступенька»?

Дети: Те люди, которые знают буквы и умеют читать, могут получать знания из книг.

Незнайка: Спасибо вам, ребята, за интересную и полезную информацию. Я обязательно научусь читать.

Учитель: Ребята, спасибо  и за активную работу! Ребята, вам понравился урок? Какое настроение он вызвал? (У каждого ученика на столе лежит картонный  кружок  зелёного цвета. Дети разрисовывают смайлики – «листочки» и размещают их на «Дереве настроений»).

Незнайка: Урок закончен, мы  вместе преодолели все трудности, оказались на вершине горы и теперь вас ждёт СЮРПРИЗ – это интересные книги, которые вы теперь сможете прочитать!

Используемая литература

  1. Бочкова Т.В. Внеклассное мероприятие «Прощай, Букварь»; http://www.openclass.ru
  2. Иванова Р.Е. «Путешествие в Буквоград», http://www.rusedu.ru
  3. Машкова А.Б. «Праздник Букваря», МБОУ Краснопоймская СОШ