Цели:
- обобщить знания детей о звуках и буквах русского алфавита;
- развивать умение сравнивать и группировать звуки;
- закреплять навыки звукового анализа слов;
- развивать умения творчески подходить к решению различных задач;
- прививать навыки культурного общения;
- закрепить имеющиеся навыки работы на компьютере (программа ПервоЛого);
- развивать умение работать в парах и группах;
- воспитывать дисциплинированность и коллективизм.
Оформление и оборудование: презентация к уроку (иллюстрации к сказке, план выполнения творческой работы на компьютере); конверты с карточками (для фонетической работы) и конверт с письмом от королевы Ленивии; листы с текстом сказки «Исполнение желаний» (по количеству учеников в классе); ноутбуки «MacBook» (для выполнения творческой работы); проектор (для просмотра презентации) и магнитофон для прослушивания песни из фильма про Незнайку (физкультминутка № 1); карточки со стихами о буквах; видеофильм, подготовленный психологом (физкультминутка № 2); пластиковые планшеты и чёрные маркеры (для выполнения задания); плакаты с названиями улиц города Буквограда и «Гора Трудностей», плоские картонные «домики» для букв и пластиковые буквы на магнитах, а также картонные смайлики со скрепками для «Дерева настроений» (по количеству учеников в классе), макет дерева на подставке.
Вести урок помогает ученик пятого класса, переодетый в костюм Незнайки.
На доске помещена пословица: Азбука – к мудрости ступенька.
Ход урока
1. Орг. момент
Учитель:
Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, т.к. в нашем классе гости – ваши родители. Они хотят узнать, чему вы уже научились в первом классе.
Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с нашей первой школьной книгой – с «Азбукой».
2. Работа над темой урока.
Учитель:
– К нам в класс сейчас придет сказочный персонаж, про себя он смог бы сказать такие слова:
Я – мальчишка-шалунишка,
Знаменитый коротышка.
Мне учиться ни к чему.
Без учёбы всё пойму!
Учитель: Кто это? Узнали?
Дети: Это Незнайка.
Учитель: Верно. Сегодня в гостях у нас герой сказки Н.Носова– весёлый и озорной мальчишка. (Появляется Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте! Это я раньше думал, что учиться ни к чему, а теперь я хочу много знать. Все коротышки нашего Цветочного города умеют читать, а я вот до сих пор не научился. Ребята, помогите мне стать грамотным. Я очень хочу научиться читать, чтобы из книг узнать много интересного. Поможете?
Дети: Да!
Незнайка: А что нужно для того, чтобы научиться читать?
Дети: Нужно сначала познакомиться с буквами.
Незнайка: С буквами? А что такое буквы?
Дети: Буквы – это значки, которые обозначают звуки.
Незнайка: И сколько в русском языке букв?
Дети: Алфавит состоит из тридцати трёх букв.
Незнайка: Как много! А в чём отличие букв от звуков?
Дети: Буквы мы пишем, а звуки произносим. При помощи букв можно записывать слова.
Незнайка: Где же искать эти буквы?
Учитель: Я приглашаю всех в город Буквоград. На улицах этого волшебного города живут замечательные граждане-буквы. Ребята уже познакомились с ними, теперь они познакомят и тебя, Незнайка, с ними. (Учитель открывает карту города Буквограда – на доске заранее размещены плакаты с названиями улиц)
ГОРОД БУКВОГРАД
Учитель: Ах! Что же случилось? В городе беспорядок! Все буквы перепутались! Смотрите, здесь какое-то письмо. Узнаем, от кого оно.
Учитель открывает конверт и читает письмо:
«Детишки-шалунишки! Ленивые детишки!Радуйтесь, теперь вам можно не учиться в школе, можно никаких книг не читать, потому что я, Королева Ленивия, прогнала буквы из их домиков и всё перепутала в городе Буквограде!»
Незнайка: Бедные буквы! И никто им не может помочь.
Учитель: Может! Ребята, давайте наведём порядок в городе Буквограде.
На какие группы можно разбить это множество букв? (На доске помещены магнитные карточки с буквами. О время беседы учащиеся помещают буквы в свои домики.)
Дети: На буквы гласных звуков и буквы согласных звуков. Есть еще две буквы, которые звуков не обозначают.
Учитель: А чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: При произношении гласных звуков воздух свободно проходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки произносятся голосом, их можно петь.
А при произношении согласных звуков воздух встречает преграду: зубы, губы, язык. Эти звуки сложно петь или совсем нельзя. Они произносятся с шумом и голосом.
Учитель: На какие группы можно поделить это множество букв гласный звуков?
Дети:
Это буквы гласных звуков, которые обозначают твердость согласного звука: а, о, у, ы, э.
И буквы гласных звуков, которые указывают на мягкость предшествующего согласного: ё, ю, я, е, и.
Учитель: Некоторые буквы гласных звуков загадочно улыбаются. Они думают, что вы знаете, почему на их лицах улыбки.
Дети: Это йотированные гласные. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука (согласный [Й] и гласные звуки [Э], [О], [У], [А]) в следующих случаях: а) в начале слова; б) после гласного; в) после разделительного мягкого и твердого знаков. А могут обозначать и один звук, когда стоят после мягкого согласного.
Учитель: Мы отправляемся на самый шумный проспект, где живут буквы согласных звуков. Буквы каких звуков подружились и ходят по городу парами? (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с и их мягкие пары)
Есть такие согласные, которые гуляют в одиночку. Какие это буквы?
Дети: Это буквы сонорных звуков: Л, М, Н, Р, Й. У них нет пары по глухости-звонкости. И ещё группа букв согласных звуков, которые не имеют пары по глухости-звонкости: ч, щ, х, ц
Учитель: На какие еще группы можно поделить все согласные?
Дети: Твердые и мягкие согласные. Большинство имеют пару по твердости-мягкости. Есть такие, которые обозначают всегда твердые звуки: ж,ш, ц. А еще есть такие, которые обозначают всегда мягкие звуки: ч, щ, й.
Учитель: А вот Беззвучный переулок. Какие буквы там проживают?
Дети: Там проживают Ъ и Ь .
Учитель: Какую работу они выполняют?
Дети: Ь обозначает вместе с предшествующей буквой согласного звука мягкий соглас-ный звук. А еще Ь и Ъ могут выполнять разделительную работу.
Учитель: Мы прошли по городу, вспомнили про особенности букв нашей «Азбуки». Сегодня праздник и буквы должны построиться на парад. Буквы должны встать по порядку. Как называется такой порядок?
Дети: Алфавит.
Учитель: Кто может объяснить название?
Дети: Название пришло из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА. Из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.
Учитель. А когда люди пользуются алфавитом? (Дети дают ответ на вопрос)
Учитель: Давайте назовем буквы по порядку. (Дети называют буквы по алфавиту)
Незнайка: Хорошо! Теперь вас, ребята, ждёт сюрприз…
Физкультминутка (№1). Проводит Незнайка (Под музыку «Сюрприз! Сюрприз! Да здравствует сюрприз!...»)
Незнайка: Молодцы! Вы хорошо выполняли упражнения. Ребята, мне понравились и ваши рассказы о буквах и звуках. Наше путешествие ещё не закончилось – нам нужно взобраться на вершину горы Трудностей.
Учитель. Ребята, вас ждут большие испытания, и если вы их успешно преодолеете, получите приз. Согласны?
Дети: Да!
Учитель: Вот первое задание:
Задание 1. Составь звуковые схемы слов и запиши эти слова.
(Дети получают планшеты, конверты с цветными картонными квадратиками зеленого, синего и красного цветов, а также карточки, на которых изображены животные, размещены пустые клеточки – «домики» для звуков и «окошки» для букв).
СЛОН ВОЛК ЛИСА ЗАЯЦ НОСОРОГ МАРТЫШКА
Учитель:
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом, толково их поставить в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
(Несколько человек после того ,как выполнят задание, размещают свои планшеты на доске.)
Задание 2. Прочтите сказку (у каждого ученика на столе есть лист с текстом сказки)
Учитель: Перед нами сказочный лес, в котором живут звери. Узнаем, какая история однажды с ними произошла…
ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Прослышали как-то звери, что их в лесу появился волшебник и может исполнять любые желания. Подивились-подивились они такому чуду и решили пойти сами убедиться, правду ли говорят.
Пришли они к волшебнику и спрашивают:
– А верно ли то, что ты можешь желания исполнять?
– Верно, – ответил лесной чародей. – А чтобы мне поверили, и я исполню ваши желания. Загадайте их, но только Слон и Волк должны задумать одно желание. Лиса, Заяц – два, а Носорог и Мартышка – три.
– Почему, почему так? – зашумели звери.
А Лиса вдруг хвостом завиляла, вкрадчивым голоском заговорила:
– О, великий Маг! Ты ошибся. Не Лиса зовут меня, а Лисица. Поэтому жду от тебя справедливости: исполнения трёх, а не двух желаний.
Учитель: Почему Лиса решила назваться Лисицей? Закончите сказку.
Дети: В слове ЛИСА – два слога, а в слове ЛИСИЦА – три слога, поэтому героиня сказки и назвалась Лисицей, а не Лисой…
Учитель: Как узнать, сколько в слове слогов?
Дети:
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Поделите слова, которые записаны на карточках (эти слова помещены на доске) на слоги и поставьте ударение.
Учитель: Молодцы! Можем продолжать наше путешествие.
Задание 3. Расположите слова в алфавитном порядке (магнитные карточки со словами-названиями животных перемещаются по доске и ставятся в правильном порядке).
Волк заяц лиса мартышка носорог слон
Задание 4. Составьте предложение из слов.
Дети устно составляют предложение (Слова на карточках: в, живу, лесу, сказочном.)
Учитель:
А если нам будет нужно записать предложение, то как на письме оформляем предложение?
Дети:
Начало предложения пишем с заглавной буквы, а в конце ставим точку.
Лиса, волк, слон, носорог, мартышка, заяц живут в сказочном лесу.
Учитель: Хорошо! А теперь нужно отдохнуть…
Физкультминутка (видеофильм с участием школьного психолога – расслабляющие упражнения для мышц спины и шеи).
Незнайка: Ребята, а могли бы вы для меня сделать «Азбуку»?
Дети: Да!
Учительниц. Конечно, ребята сделают для тебя «Азбуку», но только она будет электронная.
Задание 5.
Работа на компьютере.
Детям предлагается выполнить проект «Буква». Учащиеся работают парами.
Задание: а) прочитайте стихотворение и догадатесь, о какой букве идет речь;
б) сделайте иллюстрацию к стихотворению, используя программу ПервоЛого.
ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
- Залить фон.
- Нарисовать букву.
- Придумать и записать слова, которые начинаются на эту букву.
Проверка работ.
Итог урока
Учитель: А кто мне скажет, почему так говорят: «Азбука к мудрости ступенька»?
Дети: Те люди, которые знают буквы и умеют читать, могут получать знания из книг.
Незнайка: Спасибо вам, ребята, за интересную и полезную информацию. Я обязательно научусь читать.
Учитель: Ребята, спасибо и за активную работу! Ребята, вам понравился урок? Какое настроение он вызвал? (У каждого ученика на столе лежит картонный кружок зелёного цвета. Дети разрисовывают смайлики – «листочки» и размещают их на «Дереве настроений»).
Незнайка: Урок закончен, мы вместе преодолели все трудности, оказались на вершине горы и теперь вас ждёт СЮРПРИЗ – это интересные книги, которые вы теперь сможете прочитать!
Используемая литература
- Бочкова Т.В. Внеклассное мероприятие «Прощай, Букварь»; http://www.openclass.ru
- Иванова Р.Е. «Путешествие в Буквоград», http://www.rusedu.ru
- Машкова А.Б. «Праздник Букваря», МБОУ Краснопоймская СОШ