Учение, лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский «Интерес – это активная познавательная
направленность человека на тот или иной предмет, явление и
деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к
ним». Познавательный интерес – это особый вид интересов человека. «Познавательный интерес – это избирательная направленность
личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и
самому процессу овладения знаниями». |
Познавательный интерес – это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности.
- Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.
- Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
Динамика познавательных интересов детей
- Формирование познавательных интересов начинается задолго до школы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства.
- В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формируется сознание жизненной значимости учения. С течением времени познавательные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим – чтение и т.п.
- При переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержанию.
- К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии.
- В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими познавательными процессами, подчиняют их организацию определенным задачам жизни и деятельности.
С 7-го по 11-й класс изучается геометрия. Не секрет, что геометрия для многих учащихся входит в категорию “трудных” предметов. Это просто потому, что они не видят практическую сторону геометрии. А геометрия и наша жизнь очень тесно между собой связаны. “Все вокруг геометрия”, - сказал французский архитектор Корбюзье в начале прошлого столетия. Сегодня уже в начале 21-го столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и даже рекламные ролики. Воистину, современная цивилизация - это Цивилизация Геометрии. Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых, биологов и т.д., т.е. геометрические знания необходимы. В тоже время я отмечаю, что идет снижение интереса учащихся к геометрии. Может это вызвано тем, что роль геометрии в школьном курсе занижалась (на протяжении нескольких лет был отменен обязательный экзамен по геометрии за курс основной школы). Поэтому необходимо организовать процесс обучения геометрии таким образом, чтобы у каждого ученика сформировать интерес к предмету. Так как именно интерес к предмету является одним из важнейших факторов успеха в обучении. Чем ниже интерес, тем хуже результаты обучения. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения. Понимая важность математики и геометрии в частности для развития детей, прилагаю большие усилия для того, чтобы заинтересовать школьников своим предметом. Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, выделила в нем два источника познавательных интересов:
- содержание учебного материала (Приложение 1);
- организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении (Приложение 2)
Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источниками интереса.
Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов (побудителей) познавательного интереса.
Итак, мною рассмотрены два источника формирования познавательных интересов: содержание учебного материала и организация познавательной деятельности учащихся, т.е. методы и приемы, используемые учителем в обучении.
Выводы об использовании методов и приемов формирования познавательного интереса:
- Ушли с уроков скука и равнодушие, царит атмосфера творчества и увлеченности, возрастает интерес к предмету;
- Повышается производительность занятий, материал усваивается прочно, достигается его глубокое понимание, формируются устойчивые умения и навыки в решении задач;
- Развиваются специальные качества – геометрическая интуиция, пространственное воображение;
- Именно заинтересованностью следует объяснить стремление учеников высказать идею решения задачи, принимать участие в обсуждении способов решения, выбирать из них наиболее рациональный, отстаивать свою точку зрения;
- Большинство учащихся вовлечено в активную познавательную деятельность;
- Осуществляется вклад в общекультурное развитие учащихся.
Таким образом, при создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.
Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5,
Приложение 6,
Приложение 7, Приложение 8,
Приложение 9, Приложение 10