Особенности формирования фонаторно-дыхательной функции речи у детей с церебральным параличом

Разделы: Логопедия


Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия у детей с церебральным параличом проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.

При дизартрии наблюдается патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Чаще всего в нашей логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При таких формах ДЦП наблюдается дыхание поверхностное, ключичное (в покое), а в речи – преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Речевая фонация – голос тихий, слабый, иссякающийся по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый.

Логопедическая работа с детьми, имеющими церебральный паралич должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Цель артикуляционной гимнастики, с которой должно начинаться логопедическое занятие – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и фонации, так как при дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.

Артикуляционная гимнастика проводится четко и неторопливо с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

  1. Движения языка – часики; качели; облизывание верхней и нижней губ; щелкание языком и т.п.
  2. Движения губ – трубочка; улыбка; кружочек и т.п.
  3. Движения мягкого нёба – покашливание; зевота; глотание капель воды.
  4. Расслабление мышц шеи – опускание головы вниз; запрокидывание головы назад; повороты головы вправо-влево (можно сочетать с произнесением гласных звуков и-о-у-а-ы).
  5. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания:
  • произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко: а-о-у-ы-и;
  • произнесение двух гласных на одном выдохе: а-э; о-у; у-ы; э-а-и;
  • произнесение трех гласных на одном выдохе: а-э-о; о-у-и; а-э-ы; о-у-а;
  • произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям: па-по-пу-пы-пэ; пап-поп-пуп-пып-пэп и т.д.
  • произнесение слогов на одном выдохе: пап-пап; пап-пап-пап и т.д.

Таким образом, специфика проведение артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шёпотом, а в дальнейшем и с громким звуком.

После артикуляционной гимнастики проводится дыхательная гимнастика. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Целями дыхательной гимнастики являются воспитание у ребенка навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

  • необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;
  • нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; перебор дыхания влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно;
  • также нужно избегать больших задержек дыхания;
  • ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
  • движения ребенок должен производить плавно, под счет.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.

Цель статических дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, песок, надувание мыльных пузырей, шаров, игре на детской дудке, свирели, губной гармошке (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетические ощущения давно утраченного звука).

  1. Ребенок должен видеть и слышать свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку. «Шторм в стакане». Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри, затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). Инструкция: делай большие пузыри смотри, слушай. Делай попеременно один маленький, один большой пузырь.
  2. Погудеть в пузырек.
  3. Кораблики. Пускать бумажные кораблики в тазике с водой. Ветер, ветерок! Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!
  4. Бабочка. Дуть на бабочку, привязанную на нитку. Бабочка-коробочка, полети на облачко, там твои детки – на березовой ветке!

Далее длительно произносятся гласные (шепотом и громко):

У ---- ау ---- уо ----- уа -----
О ---- оу ---- ао ---- оа -----
И ---- иу ---- ио ---- иа -----

Можно добавлять глухие и звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко):

ПУ ---- ту ---- ку -----
ПО ---- то ---- ко -----
БО ---- до ---- го -----
БА ---- да ---- га -----

Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через нос и рот. Эти упражнения подготавливают аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Для того, чтобы ребенку было интересно, можно поиграть в магазин:

– понюхать цветок, флакон духов, коробочку с кофе, шоколад и т.д. – тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха).

Тренировку ровного, медленного выдоха осуществляем на задувании: свечи (можно с голосом задувать свечу – фу! фу! фу!), ватного мячика (игра в настольный футбол), бумажного самолетика, бабочки, повешенных на ниточках и т.п.

Тренировку продолжительного, сильного выдоха осуществляем при произнесении звука с-с-с-с – имитация насоса.

Для разнообразия в логопедической работе можно использовать песок:

  • под тонким слоем песка можно спрятать картинку. Ребенок с помощью воздушной струи сдувает песок с картинки;
  • «замести следы»: на песке сделать несколько углублений «следы зверька». Ребенок заметает следы воздушной струей. И таких игр можно придумать множество, подключив фантазию ребенка. И Вам и ребенку будет интереснее заниматься!

После статической дыхательной гимнастики выполняются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой (в нашем случае это не всегда возможно, поэтому ее имитацией), движениями рук и ног, туловища.

Динамические дыхательные упражнения:

  1. Поднять руки вверх – вдох, опустить руки выдох.
  2. Поднять руки на затылок – вдох, опустить – выдох.
  3. Наклоны головы попеременно к левому плечу – вдох, голова прямо – выдох, к правому плечу – вдох, прямо – выдох.
  4. Поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение утрированного звука УФ.
  5. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть в ладоши – вдох, опустить руки – на выдохе АХ, УХ, ОХ.
  6. Мяч подбросить вверх с произнесением слов УХ.
  7. Одновременно с поворотом головы отводится рука (можно с мячом) – вдох, в исходное положение – выдох. Поворот головы – руки (с мячом) – вдох – выдох.

Упражнения включают произнесение звуков или коротких стишков одновременно с движениями рук, что способствует более длительному выдоху.

Из всех перечисленных упражнений составляется комплекс упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста, состояния речевой и голосовой функции. Дыхательная гимнастика должна проводиться в течение всего курса логопедических занятий.

По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе дыхательной гимнастики происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса.

Таким образом, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции ребенка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность дыхательной гимнастики в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливается нервная регуляция процесса дыхания. Занимайтесь с удовольствием!

Список используемой литературы:

  1. Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Шевцова Е.Е. «Технологии формирования интонационной стороны речи». – М. АСТ: Астрель, 2009.
  3. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: 2004.
  4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи». – М.: АРКТИ, 2001.