Цели урока: содействие гармоничному физическому развитию студентов; выработка у них умения использовать физические упражнения для формирования правильной осанки; формировать знания о значении правильной осанки для сохранения здоровья; формирование мышечного корсета у студентов; провести профилактику нарушений осанки; воспитывать эстетичность, красоту движений, чувство ритма при выполнении комплекса аэробики; развивать умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность через самостоятельные занятия.
Продолжительность урока: 45 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: музыкальный центр; компакт-диски с записанными на них специально подобранным музыкальным сопровождением; гимнастические коврики (по количеству студентов); средства мультимедийной презентации; секундомер; мешочки с песком — 20 шт.; гимнастические палки — 15 шт.; гимнастическая лента — 1 шт.; фитбол — 1шт.; выставка книг, самостоятельных работ студентов по теме: “Комплексы упражнений для формирования правильной осанки различными способами оздоровительной гимнастики”.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ — 10 мин.
- Построение. Проверка осанки.
- Сообщение целей урока. Обратить внимание студентов на осмысленное, осознанное выполнение заданий.
- Активизация мыслительной деятельности.
Учитель: “Тема данного урока актуальна, так как умение правильно держать свое тело в пространстве не только определяет внешний вид, но имеет большое значение для здоровья. Плохая осанка может привести к ряду неблагоприятных изменений в организме: грудная клетка сужается, углы лопаток отходят от позвоночника, живот выпячивается вперед, увеличивается нагрузка на сердце, внутренние органы сдавливаются, нарушается нормальная работа организма, что ведет к ухудшению здоровья человека. На уроке вы выполните комплексы упражнений для профилактики правильной осанки. <Рисунки 1-2>
Строевые приемы на месте. Ходьба. Выполнение упражнений на укрепление мышц спины и повышение общего мышечного тонуса в ходьбе под музыкальное сопровождение:
- на носках, руки вверх в “замок”, ладони наружу;
- в полуприседе на носках, руки в стороны;
- на носках, руки назад в “замок”.
Выполнение танцевальных шагов:
1. Шаги с подскоками (вперед, назад, с поворотом).
2. Шаги галопа (в сторону, вперед), а так же в сочетании с различными подскоками.
3. Полька, а также шаги польки в сочетании с различными подскоками.
4. Элементы русского танца (“ковырялочка”, “припадание”, чередование шагов на полупальцах и пятках и т.д.)
5. Хореографический бег на высоких полупальцах с различным положением рук.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 32 мин.
В данной части урока используется интервальный метод. За интервалом высокой интенсивности (упражнения аэробики) следует интервал низкой интенсивности(упражнения для развития силы, упражнения на осанку с мешочком на голове.)
Учитель: “Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. Интересно отметить, что нередко встречаются люди с очень мощной мускулатурой: грузчики, борцы, штангисты, но с плохой осанкой из-за чрезмерного развития мышц. Из учения физиолога И.П.Павлова осанку нужно рассматривать как приобретаемую в результате индивидуального развития и воспитания двигательную привычку (динамический стереотип). Таким образом, для формирования правильной осанки важны комплексы упражнений аэробики, комплексы упражнений силового характера, а также упражнения на гибкость.”
Комплекс аэробики.
Данные упражнения предназначены для развития всех групп мышц с комбинацией на один музыкальный квадрат в 32 счета.
Исходное положение — основная стойка.
Примерный комплекс упражнений:
1. V-step:
1 - правая вперед-врозь;
2 - левая вперед-врозь;
3 - правая назад в центр;
4 - левая назад в центр. Повторить 8-12 раз.
2. Toe tap:1 - правая в сторону на носок; 2- правая в исходное положение; 3-4 - тоже с левой ноги. Повторить 8-12 раз.
3. Комбинация упражнений 1 и 2: повторить 8 раз.
4. Grape wine:1 - шаг правой в сторону;2- шаг левой скрестно за правой; 3 - шаг правой в сторону; 4- приставить левую к правой.
Повторить 8 раз.
5. Step touch: 1 - шаг правой в сторону; 2 - приставить левую к правой; 3 - шаг левой в сторону; 4 - приставить правую к левой.
Повторить 8-12 раз.
6. Скомбинировать упражнения 1,2,3 с последующим уменьшением шагов до одного повторения, начиная от 8, последовательно.
7. Leg cure:1 - шаг правой в сторону; 2 - левую согнуть в коленном суставе, перенести массу тела на правую ногу;
3-4 - то же с другой ноги. Повторить 8-12 раз.
Выполнить упражнения 1-7, уменьшив повторения от 8 до 1 в каждом упражнении.
Комплекс упражнений на мышечные ощущения положения тела в пространстве.
Упражнения выполняются у стены с мешочками на голове.
- Исходное положение: стоя у стены в положении правильной осанки (касаясь стены затылком, лопатками, пятками), сделать 4 шага вперед, сохраняя правильное положение тела. Затем 4 шага назад. Проконтролировать свою осанку.
- Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперед, присесть и встать. Проконтролировать свою осанку.
- Исходное положение: стоя у стены в положении правильной осанки. Счет: 1-2 - прогибание, руки и пятки не отрывать от стены; 3-4- исходное положение.
- Исходное положение: основная стойка. Счет: 1-2 - присед, руками коснуться пяток( туловище не наклонять); 3-4- исходное положение.
- Исходное положение: стойка скрестно правой. Счет: 1-2- поворот влево до положения: левая нога перед правой; 3-4- исходное положение.
- Исходное положение: основная стойка с мешочком на голове, на гимнастической скамейке,гимнастическая палка на пояснице. Ходьба обычная и приставными шагами.
Упражнения для развития силы различных мышечных групп.
Эти упражнения выполняются в течение 2 минут, с музыкальном темпом 132 уд/мин. Они чередуются с интервалами аэробной нагрузки.
Примерное распределение силовой нагрузки в интервалах таково.
Первый интервал силовой нагрузки. Упражнения: исходное положение- стоя ноги врозь; сгибание-разгибание рук с гантелями в стороны, колени слегка согнуты, локти согнуты вниз, находятся без движения. Повторить 8-10 раз.
Исходное положение: тоже; гантели в руках, поднимание предплечий вперед(локти точно в стороны,не двигать). Повторить 8-10 раз.
Второй интервал силовой нагрузки. Выполняются упражнения для развития силы: сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине, ноги на ширине стопы, согнуты в коленях, руки за головой, локти разведены в стороны. Повторить 10 раз.
Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги поднять и согнуть в коленях на угол 90 градусов; попеременное выпрямление ног с одновременным подниманием разноименной руки вперед и поворотом головы в сторону поднятой руки. Выполнить по 8 раз на левую и правую ногу.
Комплекс упражнений на осанку в парах.
Студенты распределяются по парам, примерно равным по физическому развитию и двигательной подготовленности. Для каждой пары устанавливается индивидуальная нагрузка.
Комплекс упражнений на осанку в парах.
Исходное положение — стоя спиной к друг другу, руками взяться за гимнастическую палку. Выпад правой, прогнуться, посмотреть вверх, вернуться в исходное положение. То же с другой ноги. <Рисунок 3 >
Выпады в стороны. Исходное положение - стоя лицом друг к другу,руки согнуты, кисти хватом за концы гимнастических палок. Одновременный выпад в одну сторону, руки вверх. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Выпад выполнять энергичнее, полнее, руки выпрямлять полностью. <Рисунок 4 >
Наклоны туловища вперед и назад. Исходное положение - сед ноги врозь лицом к друг другу, руками взяться за гимнастическую палку, первый партнер выполняет наклон вперед, второй- наклон назад. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. При наклоне ноги не сгибать, наклон выполнять как можно ниже. <Рисунок 5 >
Исходное положение — стоя на коленях, спиной друг к другу, руки вниз, сцеплены. Руки через стороны вверх, прогнуться,посмотреть вверх. Вернуться в исходное положение. <Рисунок 6 >
Исходное положение — сед спиной друг к другу, гимнастическая палка горизонтально вверху. Первый партнер — наклон вперед, второй лежит на спине партнера. Затем то же выполняет второй партнер. Наклон вперед с возможно большей амплитудой, ноги не сгибать. <Рисунок 7 >
Творческая мастерская.
Демонстрация домашнего задания — творческих проектов студентов по теме ”Правильная осанка- залог здоровья”.
1 проект- Упражнения с фитболом динамичны и эмоциональны, способствуют развитию осанки, эффективно влияют на развитие как психических процессов(внимание,память), так и физиологических( дыхание, усиливает кровообращение). Демонстрация студенткой комплекса упражнений на осанку с фитболом. <Рисунки 8-9 >
2 проект — с гимнастической лентой. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, для формирования правильной осанки следует включать упражнения художественной гимнастики, а так же танцевальные шаги. Демонстрация студенткой комплекса упражнений с гимнастической лентой. <Рисунки 10-11>
3 проект — Одним из средств формирования правильной осанки являются танцевальные упражнения. Популярность этих упражнений связана с высокоинтенсивной работой, одновременно это не травмоопасные движения. Танцевальные упражнения подготавливают к сложным движениям с минимальным стрессом для организма. Танцевальные упражнения вырабатывают не только правильную осанку, но и грациозность, и пластику движений, и красоту. Демонстрация студентками хореографической композиции с шарфами. <Рисунок 12>
Заключительная часть — 5 мин.
Построение в одну шеренгу. Уточнение заданий для самостоятельной подготовки комплекса ритмической гимнастики.
Игра на внимание “Какая лента длиннее?”
Из трех лент разного цвета и длины выложен на полу треугольник (синяя — 45 см, красная - 50 см, зеленая - 55 см).
Надо найти самый длинный отрезок из трех лежащих на полу лент и назвать его цвет.
Выставление оценок. Оцениваются:
- выполнение комплексов ритмической гимнастики;
- творческие проекты.
Завершение урока. Организованный выход из спортивного зала.