Технологии личностно-орентированного обучения как фактор формирования познавательной самостоятельности учащихся

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Введение. Актуальность

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно актуально. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Глава 1. Личностно-ориентированный подход к обучению

Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно-ориентированный подход.

Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.

Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции школьников заключается также и в том, что работа над иноязычным высказыванием способствует формированию логики мышления.

Знание иностранного языка есть результат большого личного труда учащегося. Процесс изучения иностранного языка способствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настойчивость. Развиваются усидчивость, аккуратность, самостоятельность и другие черты характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности по иностранному языку: ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата, повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных упражнений, полная взаимозависимость всех этапов обучения, безусловная необходимость самостоятельной учебной работы. Изучение иностранного языка способствует периодической смене ведущей деятельности учащихся – важной характерной особенности возрастных периодов развития личности. В дошкольном возрасте занятия иностранным языком способствуют развитию игровых форм общения детей, что является важным этапом становления их познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте вместе с опорой на игровые формы организации урока создаются предпосылки для развития отвлеченного языкового мышления школьников: язык осознается как предмет изучения, учебная деятельность постепенно становится ведущей. Уже в этот период изучение иностранного языка способствует развитию специфической ведущей деятельности подросткового возраста – межличностного общения. Эта деятельность наиболее полно реализуется в среднем школьном возрасте. Овладевая межличностным общением, подростки одновременно знакомятся с культурными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале. Таким образом, готовится переход к ведущей деятельности юношеского возраста – социальному самоутверждению. В этот период учебная работа по иностранному языку может быть профессионально направленной, готовящей школьников к ведущей деятельности взрослого человека – профессиональному труду.

Изучение иностранного языка является важным средством подготовки учащихся к практической деятельности. Практическая направленность преподавания есть основное условие появления смысла учебной деятельности, понимаемого и принимаемого школьниками. Диапазон учебно-практических целей достаточно широк и необязательно связан с узкопрофессиональной подготовкой. Главное – научить школьников ориентироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей страны, в реалиях страны изучаемого языка, в специальной литературе по профессиональным интересам, в типичных профессиональных ситуациях, в произведениях искусства, в филологических явлениях. Ориентировочная деятельность с опорой на иностранную речь составляет главную цель практической подготовки учащихся по иностранному языку. Эта деятельность включает восприятие ситуации, осознание проблемы общения, выбор коммуникативной цели, поиск решения проблемы в общении, достижение коммуникативной цели и результата. Результат общения является основным показателем готовности учащихся к практической деятельности средствами иностранного языка.

Практическое овладение иностранным языком требует от учащихся постоянного расширения знаний слов, грамматических форм и конструкций, идиом изучаемого языка в ходе выполнения упражнений, учебных действий с усваиваемым материалом, осуществления коммуникативной деятельности при решении коммуникативных задач в определенных ситуациях общения:

  • понять вопрос и ответить на него;
  • что-то спросить у собеседника или о чем-либо сообщить ему;
  • прочитать текст, извлечь из него содержательно-смысловую информацию (факты, мысли) и комментировать ее;
  • пользоваться письмом для лучшего овладения учебным материалом, развития и совершенствования устной речи и чтения. Практическое овладение учащимся иностранным языком непременно сопряжено с преодолением многих трудностей, что требует от него затраты сил, приложения старания. Преодоление же трудностей оказывает благотворное влияние на формирование личности.

Удовлетворение результатами труда, затраченного на изучение иностранного языка, радость от того, что можешь пользоваться им в устной речи, чтении, способствует повышению мотивации в учении. Это обеспечивается также положительным подкреплением, постоянным фиксированием успехов ученика в овладении каждой порцией учебного материала. Подкрепление может выступать в разных формах. Это объективные способы контроля (тесты, контрольные работы); реагирующие реплики учителя на действия учащегося с учебным материалом; выполнение заданий и, наконец, одобрение товарищей. Желание трудиться, умение трудиться и радость от выполняемой работы составляют основу успешного учения, а учение – это труд, большой и серьезный труд, благодаря которому молодой человек может овладеть “...знанием всех тех богатств, которое выработало человечество”.

В чём же заключается технология личностно-ориентированного обучения? Каковы методические основы построения личностно-ориентированного урока?

Глава 2. Технология личностно-ориентированного обучения. Методические основы построения личностно-ориентированного урока

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия:

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно – ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

  1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.
  2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
  3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.
  4. Отношения " учитель — ученик“. Субъектно–субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки – задания, дидактические тесты, а также учебные и творческие проекты.

Метод проектов – одна из технологий, используемых мною в работе. Проекты мы выполняем с учащимися, начиная со 2-го класса по 11-ый. Ученики выполняют проекты как индивидуально, так и группами. Это и учебные проекты в рамках изучаемого материала школьной программы, и творческие проекты, и оформление газеты “Enjoy English” во время проведения недели английского языка, и даже стихи. Но, каждый ребёнок уникален, неповторим, индивидуален. И технология личностно-ориентированного обучения помогает сделать каждого ребёнка успешным, помочь ему справиться с заданиями. Дети по-разному выполняют проекты: кто-то в рамках заданного алгоритма задания, а кто-то более творчески, по-своему. Это всегда приветствуется.

Проекты – это только начало дальнейшего развития способностей творческих, одарённых учащихся. Такие ребята выделяются сразу. С их работами и проектами мы выступаем на Дне Науки и Творчества, который успешно проводится в нашем образовательном учреждении уже несколько лет. Я сама в течении 5 лет занимаюсь подготовкой участников Окружной научно– практической конференции учащихся старшей ступени образования. В этом году мы принимали участие в Окружной научно– практической конференции учащихся первой и второй ступени образования. Мои ребята получали поощрительные грамоты, занимали призовые места.

Кроме того, мы принимаем участие во всероссийских соревнованиях и фестивалях. Например, в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” с публикацией работы и получением диплома участника, во Всероссийском молодёжном чемпионате по английскому языку с получением сертификата участника. Таким образом, динамика результатов использования технологии личностно-ориентированного обучения очевидна: от школьных учебных и творческих проектов, публичных выступлений на Дне Науки и Творчества в школе до научно– исследовательских работ на Окружных научно– практических конференциях и далее до участия в чемпионатах, фестивалях и конкурсах всероссийского уровня.

Заключение

Рассмотрев данную методику обучения иностранному языку, я считаю, что личностно – ориентированный подход является немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку я считаю удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Список используемой литературы

  1. Пассов Е.И. “Коммуникативный метод обучения иностранному языку”, М. 1985.
  2. Рогова Г.В. “Методика обучения английскому языку”, Л., 1995.
  3. Пассов Е.И., Царьков В.Б. “Концепции коммуникативного обучения”, М., 1993.
  4. Зимняя И.А. “Психология обучения иностранным языкам в школе”, М., 1991.
  5. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. “Цели и содержание обучения говорению в начальной школе” ИЯШ, 1995.
  6. Тамбовкина Ю.В. Обучение личностно – ориентированному общению на основе текста. – “Иностранные языки в школе”, 2003, № 5.
  7. Гохлернер М.М. Проблемы повышения эффективности в обучении иностранному языку. – “Иностраные языки в школе”, 1983, № 3.
  8. Яшихин С.В. Проблемы обучения иностранным языкам.-“Иностраные языки в школе”, 1982, № 5.
  9. Ресурсы сети Интернет.