Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации по данной теме средствами ИКТ технологий.
Задачи:
- Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова;
- повторение основных правил произношения гласных и согласных звуков, норм ударения в современном русском языке.
- Развивающие:
- развитие умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;
- совершенствование умений находить в слове основные звуковые процессы , выполнять фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствование навыков работы с различными видами словарей и умений извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации.
- Воспитательные:
- воспитание в детях чувства любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- учащиеся осознают смыслоразличительную роль звука и ударения в русском языке, понимают важность правильной грамотной устной и письменной речи в жизни человека.
- Метапредметные:
- учащиеся совершенствуют умения работать с разными источниками информации: текстами учебника, словарями, ресурсами Интернета.
- учащиеся умеют извлекать необходимую учебную информацию из различных ЭОРов, применять ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.
- Предметные:
- учащиеся видят в слове основные звуковые процессы , умеют производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.
Оборудование и учебные пособия к уроку:
- таблица «Гласные и согласные звуки русского языка»;
- раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы;
- задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013;
- у каждого учащегося на столе карточка-справочник «Особенности русского ударения и его роль в русском языке», индивидуальный лист самооценки знаний;
- орфоэпические и толковые словари;
- магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов;
- мультимедийная презентация, ЭОР.
Формы организации учебной деятельности:
- парная;
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора;
- оценочные листы;
- распечатанные задания для каждого ученика.
Эпиграф к уроку:
…Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…
Бестужев-Марлинский.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Форма работы |
Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) |
УУД |
1. Организационно-мотивационный Совместное определение темы урока. |
Коллективная | Приветствие. Создание
благоприятной эмоциональной атмосферы. –
Здравствуйте, ребята. Учитель: Наш сегодняшний урок по теме «Фонетика» носит повторительно-обобщающий характер. – Какие цели вы поставите перед собой? |
Регулятивные: умение понимать ход
работы, определять цели, ставить задачи,
развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). |
2. Исходная мотивация урока: актуализация прежних знаний, повторение теоретического материала и проверка домашнего задания. | Коллективная фронтальная работа с
таблицами Слайды 6-8 Слайды 9, 10 (анализ примеров) Работа по карточкам в парах и группах Анализ слайдов 11-15 Задание 1. Пары 1 группы (низкий уровень подготовки) Пары 2 группы (средний уровень подготовки) |
Разноуровневое домашнее задание: *Низкий уровень (В): подготовить вопросы для фонетической разминки. Слайд 5 *Средний уровень (А): подготовить фонетические задачи по типу: а) измените в словах один звук, чтобы получилось
новое слово; – Какая функция звуков речи лежит в основе данных заданий? (Смыслоразличительная) |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: умения работать в группе, в паре. |
3. Операционно-познавательный этап
урока (обобщение знаний, осмысление
полученных знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия») Самостоятельный выбор уровня заданий цели и задач урока, этапов и форм работы Работа по культуре речи. Отработка орфоэпических норм современного русского языка с элементами развития устной речи учащихся |
Задание 2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом по группам и в парах Слайд 16 Работа с различными видами словарей (орфографический, этимологический, толковый)
Занимательный материал
Задание 3. Работа в парах Слайд 17
Задание 4. Работа в группах. Слайд 18
Самоконтроль с помощью прослушивания звукозаписи текста. Самооценка работы. |
– Сегодня на уроке вы проверите свои
знания по фонетике: хорошо ли вы знаете
особенности звуков русского языка, соблюдаете ли
орфоэпические нормы современного русского
языка, умеете ли пользоваться различными видами
словарей и определять звуковой состав слова. 1) Записать фонетическую транскрипцию слов: равноправие, осадки, в течение. 2) Выполнить фонетический разбор слов: русский, орфоэпия. Словарно-орфоэпическая работа: используя карточку-справочник «Особенности ударения в русском языке» и при затруднении орфоэпический словарь, расставить в данных словах ударение. – Какие звуки обозначают выделенные буквы? а) взаимопроверка выполненных заданий; Учитель: В чем же заключается особенность ударения в русском языке? – Опираясь на различные виды словарей и на материал учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой стр. № 24-25, разграничьте понятия омонимы,омофоны. омографы. – Как превратить слово языковую в сочетании со словом колбасу в явление, происходящее в языке? (Языковая колбаса – языковое явление) – Как называется эта пара слов? (Омографы) – Подберите к данным словам: атлас, броня, пасти, замок, ледник, характерный омографы. Составьте с ними словосочетания, учитывая лексическое значение слов. а) взаимопроверка выполненных заданий; Упражнение «Говорите правильно по-русски»: а) 1 группа (низкий уровень подготовки) Используя данные в карточке ключевые слова составить рассказ на тему «А у нас сегодня гости!», правильно употребив слова с точки зрения ударения. б) 2 группа (средний уровень подготовки) Конкурс дикторов центрального телевидения. – Выразительно прочитайте данный текст,соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы современного русского языка, обращая особое внимание на выделенные слова. |
Познавательные: совершенствование
навыков работы с различными видами словарей и
справочной литературы, умений находить
необходимый учебный материал в различных
информационных источниках. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!) Регулятивные: знать алгоритм (порядок) фонетического разбора слова. Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера. Познавательные: умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера. Познавательные: умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках. Личностные: развитие у учащихся чувства любви к красоте, правильности и выразительности русского слова. Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля. |
4. Рефлексивно-оценочный этап урока. А) Контроль знаний учащихся в формате ЕГЭ.Тестирование . Б) Итоги урока В) Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности? |
Задание 5. Индивидуальное контрольное тестирование. Индивидуальное задание с использованием дополнительных источников информации. Слайды 19-20 |
Учитель предлагает проверить
учащимся знания, выполнив предложенный тест. Учащиеся выполняют предложенные учебные ресурсы. Тест.
Проблемный вопрос: нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения ученых и писателей Учитель: Вы привели яркие примеры, отвечая на проблемный вопрос. Чтобы овладеть правильным литературным произношением, необходимо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащее слово является основной формой существования языка. Анализ и оценка проделанной работы. Учитель выставляет оценки, комментирует их. Учащиеся оценивают свою деятельность и знания. – Выскажите свое отношение к уроку. |
Познавательные: стремление
научиться выполнять работу данного вида (хочу
всё знать!).Совершенствование навыков работать с
материалами ЕГЭ. Коммуникативные: составление устного связного монологического высказывания публицистического стиля. Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи учащихся. Регулятивные: осмысленное действие. Познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний и умений). Личностные: осознание значимости урока, смыслообразование, гармоничное развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию. |
5. Домашнее задание | Самостоятельный выбор уровня домашнего
задания Дифференцированные задания различного уровня Слайд 21 |
Учитель дает рекомендации по
выполнению д/задания. Учащиеся выбирают уровень задания, уточняют ход его выполнения. а) средний уровень: Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а, может быть, даже в рекламной кампании. Составить текст призыва в публицистическом стиле с призывом изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 100 слов). В рассуждении приведите 2 аргумента. б) низкий уровень: ответить на вопросы в учебнике на стр. 10-11, упр. 8 |
Коммуникативные составление
письменного связного монологического
высказывания публицистического стиля. Личностные выражение собственного отношения к проблемам сохранения чистоты и правильности русской речи. Регулятивные осмысленное действие. Познавательные анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. Коммуникативные контроль и оценка своих действий. Личностные осознание значимости урока, смыслообразование, способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. |