Пояснительная записка
Программа курса «Черчение» для учащихся 5-8 классов является продолжением программы «Основы графической грамотности» в начальной школе. На изучение отводится по 34 часа в учебный год (всего 136 часов за курс);
Данный курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по черчению. При работе с учащимися 5-х классов необходимо акцентировать внимание на развитие их абстрактного мышления, поэтому в работе с учащимися этого возрасти рекомендуется, использовать средства зрительной наглядности: плакаты, предметы (геометрические тела, детали), макеты, презентации. Наглядные средства обучения позволяют развивать у обучающихся логическое мышление и воображение.
Методические пособия для учителя:
- Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Преображенской., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2005
- рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской, -М:Вентана-Граф, 2011.
- Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.,
- Альхименок и др. – М.: Просвещение, 1999
- Карточки-задания по черчению, пособие для учителя, в 2-х частях, под ред. В.В. Степаковой, Москва « Просвещение», 2002
- Поурочные разработки по наглядной геометрии 1-4 классы, Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова, Москва «ВАКО», 2004
Учебно-методический комплект для учащихся:
- Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г.Преображенской., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2005
- Рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской, -М:Вентана-Граф, 2011.
- Содержание курса строится по принципу доступности, посильности обучения с учетом возрастных особенностей и познавательных потребностей школьников и предполагает формирование актуальных в настоящее время универсальных учебных действий.
Цель и задачи курса.
Цель обучения черчению – научить школьников читать и выполнять чертежи, приобщать их к графической культуре.
Задачи курса:
- формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требованиях ЕСКД;
- научить учащихся аккуратно и правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
- развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
- научить основным правилам и приемам построения графических изображений;
- формировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей, аксонометрических проекций;
- содействовать привитию школьникам графической культуры и грамотности;
- научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;
- развивать глазомер, умение на глаз определять размеры детали (геометрических тел);
- формировать познавательный интерес и потребность к творчеству;
- прививать культуру графического труда.
5-й класс
(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа – резервное время)
Основные темы:
Правила оформления чертежа, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических тел и фигур.
Анализ геометрической формы детали.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Расположение видов на чертеже. Выбор главного вида.
Построение комплексного чертежа детали.
Аксонометрические проекции. Построение геометрических фигур и тел в изометрической и диметрической проекциях.
Для контроля за уровнем обученности учащихся 5-х классов предусмотрено:
Графических работ – 24
Контрольных работ – 2 .
Основные вопросы курса:
- Какие бывают фигуры и геометрические тела?
- Какие существуют отличия между геометрическими телами и фигурами?
- Что изучает Черчение?
- Как пользоваться чертежными инструментами?
- Как наносить размеры на чертеже?
- Как оформить графическую работу?
- Зачем нужны правила оформления чертежей?
- Чем отличается параллельное проецирование от аксонометрических проекций?
- Какие бывают аксонометрические проекции?
- Какими приемы работы чертежными инструментами используются в аксонометрических проекциях?
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного (ортогонального) проецирования детали на три взаимно перпендикулярные плоскости;
- алгоритм построения комплексного чертежа;
- расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
- алгоритм построения изометрической проекции геометрических фигур и деталей.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- выполнять построения комплексного чертежа детали (геометрических тел);
- выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
- анализировать геометрическую форму предметов;
- выполнять построения геометрических фигур и изображений деталей в аксонометрических проекциях.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся 5 –х классов по черчению.
За устные ответы и графические работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе.
При устной проверке знаний
Оценка «5» ставится, если учащийся
- овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
- умеет самостоятельно анализировать и описывать геометрическую форму детали;
- даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
- ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся
- овладел программным материалом, но допуская незначительные ошибки, вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображений видов и нанесения размеров;
- самостоятельно анализирует и описывает геометрическую форму детали, допуская незначительные ошибки;
- даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
- допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство программного материала усвоил;
- ответ даёт неполный, не последовательный, но общее представление о программном материале имеет;
- анализирует геометрическую форму детали неуверенно, требуется постоянная помощь учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
- ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
За графическую работу
Оценка «5» ставится, если учащийся
- самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет графическую работу;
- самостоятельно и правильно наносит размеры на чертеже;
- самостоятельно выполняет основную надпись;
- при необходимости умеет пользоваться справочным материалом;
- ошибок в изображениях не делает.
Оценка «4» ставится, если учащийся
- самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет графическую работу;
- самостоятельно наносит размеры, допуская незначительные шибки;
- самостоятельно выполняет основную надпись, но с использованием справочных материалов;
- при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- графические работы выполняет неуверенно, с подсказкой учителя, но основные правила оформления соблюдает;
- справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём только с помощью учителя;
- при выполнении графических работ допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся
- не выполнил обязательную графическую работу;
- графическую работу выполняет только с помощью учителя, систематически допуская существенные ошибки.
Приложение 1. Календарно-тематическое
планирование 5 класс
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 6 класс
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 7 класс
Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 8 класс
Список используемой литературы:
- Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Преображенской. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.
- рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А., Альхименок и др. – М.: Просвещение, 1999.
- Карточки-задания по черчению, пособие для учителя, в 2-х частях, под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2002.
- Поурочные разработки по наглядной геометрии 1-4 классы, Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. – М.: «ВАКО», 2004.
- Учебник Черчение, А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 1999.
- Учебное пособие «Учимся чертить и рисовать», И.О. Лепарская. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.