Цели:
- На примере художественных образов, созданных Сергеем Козловым и Альбрехтом Дюрером, показать, что увидеть красоту в обычном, простом, что совсем рядом, проникнуть в тайны природы и разгадать секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.
- Учить детей внимательно перечитывать текст, находить нужные фрагменты; учить работе с источниками информации (включая учебник). Способствовать достижению понимания текста на уровне смысла (пониманию основной мысли).
- Развивать речь учащихся, память, мышление, воображение.
- Способствовать активизации деятельности учащихся через разнообразные виды работ;
Оборудование:
- учебники по Литературному чтению 1 часть, Хрестоматия, учебник по Русскому языку 2 часть;
- инструменты (лупа, рамка);
- тетрадь для самостоятельной работы;
- цветные карандаши;
- Толковый словарь;
- Презентация.
Ожидаемые результаты:
Обучающие научатся понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы, словарём, текстом и иллюстрацией к тексту).
В области познавательных общих учебных действий обучающие научатся ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию.
В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них. Понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
В процессе самостоятельной работы обучающиеся получат возможность научиться рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
Построен урок так, чтобы оно принесло чувство удовлетворения, лёгкости, радости, а также пробуждение желания прийти на следующий урок снова.
Предложенная разработка урока может быть использована учителями начальных классов работающих по УМК «Перспективная начальная школа»
ХОД УРОКА
Этапы |
Содержание |
Примечание |
I. Организационный момент. | Здравствуйте ребята! К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь на свои места. | На экране слайды с пейзажем зимы (Презентация) |
II. Проверка домашнего задания. | – Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить
ваше домашнее задание. Что было задано? (1 ученик пересказал сказку «Луна на ветке», 2 ученика рассказали о своих наблюдениях за птицами, показали рисунки к ним, 2 ученика рассказали о своих наблюдениях за небом, которое никогда не бывает одинаковым и показали на рисунках.) – Какие наблюдения проиллюстрировали в своих рисунках? |
Пересказ сказки. Наблюдения за птицами, небом и выставка рисунков |
III. Актуализация знаний. | – Давайте вспомним, какой раздел
учебника мы с вами изучаем? (Ученики открывают
Содержание учебника и начинают с ним работать).
– Какие произведения из этой главы мы изучили? – Чему учат нас эти произведения? – Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет подметить красоту в простом, что совсем рядом, проникнуть в тайны природы и разгадать секреты. Такой человек счастливый. |
|
IV. Сообщение темы. | – С каким произведением мы
познакомимся сегодня? (Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.) – С какими произведениями этого автора мы уже знакомы? (С. Козлов “Ёжик в тумане”, “Тёплым тихим утром посреди зимы”.) – Акак вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? (Мы продолжим беседовать о красоте природы, учиться подмечать, понимать, любить природу, всматриваться, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.) |
На экране название темы урока |
V. Объяснение нового материала. Доклад. Первичное восприятие текста.
Словарная работа
Проверка первичного восприятия.
Повторное чтение текста. Обобщение
Работа с иллюстрацией. |
– Прежде, чем начать знакомиться с
рассказом Аида познакомит вас с краткой
биографией Сергея Козлова. (Доклад ученицы на тему: “Жизнь и творчество С. Козлова”.) – Ребята, Сергей Григорьевич Козлов посвящал
свои рассказы красоте природы. Он считал, что
красоту можно увидеть во всём том, что находится
рядом: справа, слева, сверху, под ногами везде и
всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно
только увидеть их, услышать, почувствовать
сердцем. Среди героев нет явных злодеев, а есть
чуткие к красоте Медвежонок, Заяц которые жадно
впитывают впечатления, запоминают мельчайшие
подробности. Между ними царит дружба и
взаимопонимание. – Кого бы ты назвал поэтом в этой истории? (В этой истории я бы назвал поэтом Медвежонка, потому что он в обычной ветке увидел красоту. Он подметил: « Знаешь, как красиво!») – А ещё кого? (А ещё, Ёжика. Он тоже хотел поставить на окно и любоваться. Ёжик сказал: «Это – красота! Разве не видишь?») – Теперь ты понимаешь, что такое красота – в простом? Чтение текста по ролям – Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает? (Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, счастливому человеку.) – Можно ли героев назвать наблюдательными, умеющими подмечать красоту природу в самом простом? Можно ли их назвать поэтами? Докажите. (Медвежонок и Ёжик разгадали секрет. Счастливыми бывают те люди, которые умеют подмечать красоту даже в самом простом. Да, их можно назвать поэтами они умеют ценить красоту.) – Откройте с. 112-113. Рассмотрите картинки. – Кто изображен на них? (Медвежонок и
Ёжик)
|
Портрет Козлова на экране Слайд с названием рассказа и иллюстрацией из учебника
Слова для работы со Словарем |
VI. Физминутка | Несколько упражнений дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой. (Под музыку) | |
VII. Работа в тетради для самостоятельной работы. | – Чтение стихотворения Романа
Сефа «Хороший человек» (Чтение рассказа детьми
самостоятельно). –Работа по заданиям тетради (ответы на вопросы, выделение цветными карандашами) –Замечает ли герой стихотворения красоту природы? ( Замечает. Он радуется красоте природы) –Закрась жёлтым карандашом – Какая часть стихотворения рассказывает о герое как об обыкновенном человеке? (Первая часть) –Покажи голубым карандашом –А в какой части о герое говорится как о настоящем путешественнике? (Во второй части) – О чём мечтает герой стихотворения? (Вот был бы у меня дружок, мы плыли бы вдвоём) |
|
VI. Работа в “Музейном Доме”. | – Молодцы! А сейчас смотрим на
пиктограмму. – Какое задание предлагают нам авторы учебника? (Поход в “Музейный Дом”.) – Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые инструменты (лупа, рамка). – Какую картину найдём в “Музейном Доме”. (Картину Альбрехта Дюрера “Травы”) – Узнаёшь метёлку лугового мятлика? (Его мелкие цветочки прячутся в колосках.) – Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент? – А вырезной лист одуванчика замечаешь? (Его
трубочки-стебельки желтоватые, словно резиновые,
с тугими отцветшими головками. В трубочках
клейкое молочко.) – А узкие и длинные листья осоки, о которые
можно порезаться? |
Слайд с картиной из “Музейного Дома”
Картина Альбрехта Дюрера “Травы”
Картина Альбрехта Дюрера “Травы” (фрагмент) |
VII. Итог урока. | – С чем мы познакомились на нашем уроке? – Ребята, всем ли природа открывает свои секреты? – Какому же человеку она их раскрывает? – Какой секрет мы разгадали из рассказа С. Козлова и картины Альбрехта Дюрера? – Молодцы! Вы очень хорошо поработали! |
Слайд с названием картины и названием рассказа |
VIII. Домашнее задание. |
|