Открытый урок литературного чтения "Поэт видит красоту в обычных, простых вещах!" (С.Козлов "Красота"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • На примере художественных образов, созданных Сергеем Козловым и Альбрехтом Дюрером, показать, что увидеть красоту в обычном, простом, что совсем рядом, проникнуть в тайны природы и разгадать секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.
  • Учить детей внимательно перечитывать текст, находить нужные фрагменты; учить работе с источниками информации (включая учебник). Способствовать достижению понимания текста на уровне смысла (пониманию основной мысли).
  • Развивать речь учащихся, память, мышление, воображение.
  • Способствовать активизации деятельности учащихся через разнообразные виды работ;

Оборудование:

  • учебники по Литературному чтению 1 часть, Хрестоматия, учебник по Русскому языку 2 часть;
  • инструменты (лупа, рамка);
  • тетрадь для самостоятельной работы;
  • цветные карандаши;
  • Толковый словарь;
  • Презентация.

Ожидаемые результаты:

Обучающие научатся понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы, словарём, текстом и иллюстрацией к тексту).

В области познавательных общих учебных действий обучающие научатся ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию.

В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них. Понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся получат возможность научиться рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.

Построен урок так, чтобы оно принесло чувство удовлетворения, лёгкости, радости, а также пробуждение желания прийти на следующий урок снова.

Предложенная разработка урока может быть использована учителями начальных классов работающих по УМК «Перспективная начальная школа»

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Примечание

I. Организационный момент. Здравствуйте ребята! К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь на свои места. На экране слайды с пейзажем зимы (Презентация)
II. Проверка домашнего задания. – Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано?
(1 ученик пересказал сказку «Луна на ветке», 2 ученика рассказали о своих наблюдениях за птицами, показали рисунки к ним, 2 ученика рассказали о своих наблюдениях за небом, которое никогда не бывает одинаковым и показали на рисунках.)
Какие наблюдения проиллюстрировали в своих рисунках?
Пересказ сказки.

Наблюдения за птицами, небом и выставка рисунков

III. Актуализация знаний. – Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Ученики открывают Содержание учебника и начинают с ним работать).
– Какие произведения из этой главы мы изучили?
– Чему учат нас эти произведения?
– Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет подметить красоту в простом, что совсем рядом, проникнуть в тайны природы и разгадать секреты. Такой человек счастливый.
 
IV. Сообщение темы. – С каким произведением мы познакомимся сегодня?
(Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.)
– С какими произведениями этого автора мы уже знакомы? (С. Козлов “Ёжик в тумане”, “Тёплым тихим утром посреди зимы”.)
– Акак вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?
(Мы продолжим беседовать о красоте природы, учиться подмечать, понимать, любить природу, всматриваться, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.)
На экране название темы урока
V. Объяснение нового материала.

Доклад.

Первичное восприятие текста.

 

Словарная работа

 

 

Проверка первичного восприятия.

 

 

 

 

 

 

Повторное чтение текста.

Обобщение

 

 

Работа с иллюстрацией.

– Прежде, чем начать знакомиться с рассказом Аида познакомит вас с краткой биографией Сергея Козлова.

(Доклад ученицы на тему: “Жизнь и творчество С. Козлова”.)

– Ребята, Сергей Григорьевич Козлов посвящал свои рассказы красоте природы. Он считал, что красоту можно увидеть во всём том, что находится рядом: справа, слева, сверху, под ногами везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем. Среди героев нет явных злодеев, а есть чуткие к красоте Медвежонок, Заяц которые жадно впитывают впечатления, запоминают мельчайшие подробности. Между ними царит дружба и взаимопонимание.
– А сейчас, будем читать рассказ С. Козлова «Красота»
(Чтение рассказа детьми по цепочке).
– Какие сложные слова нам встретились? (Шалеют)
– С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо в Толковом словаре найти значение этого слова.)
– Где найдем значение слова “шалеют”?
Ребята найдут значения этих слов в словарях из учебника.
(Ученики работают со словарями, один из учеников читает значение слова вслух.)
– Начнем работать по заданию учебника!
(Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают, высказывают свои предположения. Доказывают свое мнение строчками из текста.)
– Как ты думаешь, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? (Увидеть красоту в голых прутиках сложнее, поэтому и не понравилось Зайцу, что Медвежонок и Ёжик несут домой прутики)

– Кого бы ты назвал поэтом в этой истории? (В этой истории я бы назвал поэтом Медвежонка, потому что он в обычной ветке увидел красоту. Он подметил: « Знаешь, как красиво!»)

– А ещё кого? (А ещё, Ёжика. Он тоже хотел поставить на окно и любоваться. Ёжик сказал: «Это – красота! Разве не видишь?»)

– Теперь ты понимаешь, что такое красота – в простом?

Чтение текста по ролям

Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает? (Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, счастливому человеку.)

Можно ли героев назвать наблюдательными, умеющими подмечать красоту природу в самом простом? Можно ли их назвать поэтами? Докажите. (Медвежонок и Ёжик разгадали секрет. Счастливыми бывают те люди, которые умеют подмечать красоту даже в самом простом. Да, их можно назвать поэтами они умеют ценить красоту.)

Откройте с. 112-113. Рассмотрите картинки.

– Кто изображен на них? (Медвежонок и Ёжик)
– Где они? Что они делают? (Они любуются веточками, которые принесли из леса и поставили на окно. На некоторых один или два листика. Знаешь, как красиво!)
– Какое высказывание, по твоему мнению, точнее передаёт смысл этой сказки?

  • Красота в природе заметна тогда, когда ею кто-то любуется.
  • Наслаждаться красотой природы лучше вместе с друзьями, чем одному.
Портрет Козлова на экране

Слайд с названием рассказа и иллюстрацией из учебника

 

Слова для работы со Словарем

VI. Физминутка Несколько упражнений дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой. (Под музыку)  
VII. Работа в тетради для самостоятельной работы. Чтение стихотворения Романа Сефа «Хороший человек» (Чтение рассказа детьми самостоятельно).
Работа по заданиям тетради (ответы на вопросы, выделение цветными карандашами)
Замечает ли герой стихотворения красоту природы? ( Замечает. Он радуется красоте природы)
Закрась жёлтым карандашом
Какая часть стихотворения рассказывает о герое как об обыкновенном человеке? (Первая часть)
Покажи голубым карандашом
А в какой части о герое говорится как о настоящем путешественнике? (Во второй части)
О чём мечтает герой стихотворения? (Вот был бы у меня дружок, мы плыли бы вдвоём)
 
VI. Работа в “Музейном Доме”. – Молодцы! А сейчас смотрим на пиктограмму.
– Какое задание предлагают нам авторы учебника? (Поход в “Музейный Дом”.)
– Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые инструменты (лупа, рамка).
Какую картину найдём в “Музейном Доме”. (Картину Альбрехта Дюрера “Травы”)
– Узнаёшь метёлку лугового мятлика? (Его мелкие цветочки прячутся в колосках.)
– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент?

– А вырезной лист одуванчика замечаешь? (Его трубочки-стебельки желтоватые, словно резиновые, с тугими отцветшими головками. В трубочках клейкое молочко.)
– Рассмотрите их с помощью лупы.
– А мясистые листья подорожника тебе знакомы? (Листья подорожника я знаю, наша соседка всегда прикладывает на рану. Подорожник ещё возле нашего дома растёт)
– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент?

– А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться?
(Узнала я, такое было, что я летом резала свои пальцы )
– Рассмотрите их с помощью лупы.
– А запахи? Запахи разнотравья середины лета представляете?
– Хотите рассмотреть травы поближе – обратите внимание на фрагмент картины!
– Чем же привлекли внимание художника эти травы?
– Ведь этот кусочек природы скорее невзрачный, чем привлекательный?
– Молодцы!

Слайд с картиной из “Музейного Дома”

 

 

Картина Альбрехта Дюрера “Травы”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина Альбрехта Дюрера “Травы” (фрагмент)

VII. Итог урока. – С чем мы познакомились на нашем уроке?
– Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?
– Какому же человеку она их раскрывает?
– Какой секрет мы разгадали из рассказа С. Козлова и картины Альбрехта Дюрера?
– Молодцы! Вы очень хорошо поработали!
Слайд с названием картины и названием рассказа
VIII. Домашнее задание.
  1. Выразительное чтение и пересказ рассказа С. Козлова «Красота»
  2. Нарисовать рисунок