Цель урока: Формировать уважения к культурному наследию православия.
Задачи урока:
- Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.
- Обсудить роль монастыря в православных людей.
- Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.
- Развивать умение работать учащихся с текстом.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе диалогического подхода.
Ход урока
1. Актуализация и мотивация знаний.
Учитель вывешивает на доску иллюстрации (либо видеоряд, с использованием мультимедийной установки) “семья”, “дом”, “монастырь”, “монах”, “светский человек”.
– В чем отличие в жизни в семье и в монастыре? А что является домом для монаха?
2. На доске записывает слово
Назовите ассоциации связанные со словом монастырь (галерея образов).
Следует записать на доске все ответы учащихся, даже неверные.
– А зачем нужны монастыри? (Работа парами.)
3. Информационно-аналитический этап.
Работа с текстом с комментированным чтением + анализ текста.
Обязательный разбор понятий данных в учебнике.
Группа детей экспертов работает с другими словарями (Ожегова и др.)
– Сравните понятия данные в учебнике с понятиями данными в словаре.
Учителем читается притча из учебника [1]:
“Жил в Индии царевич Иоасаф. Его отец так обставил жизнь сына, чтобы ничего не огорчало его. Даже прислуживали ему только красивые молодые люди. Но однажды в городе на Иоасафу попались слепец и инвалид. “Почему у них столь неприятный вид?” – воскликнул царевич, раньше никогда не видавший больных людей. Свита объяснила ему, что заболеть может каждый из нас… На следующей улице царевич увидел немощного старика. И снова для царевича стало новостью, что таким станет каждый и что в конце концов за старостью следует смерть. “В каком возрасте бывает это? Есть ли средство миновать ее?” – вопросил царевич. Когда же он узнал, что это неизбежный удел всех людей, он перестал радоваться беззаботной жизни своего дворца. Много дней он провел в горестных раздумьях. В конце концов он решил, что если тело все равно однажды разрушится, то надо попытаться спасти хотя бы душу. Он покинул дворец и стал монахом…”.
Работа по содержанию:
– Что значит спасти душу?
– Всегда ли значит спасти душу – поменяться, уйти в монастырь?
4. Опережающие обучение.
Сообщение учащихся о людях, служивших Отечеству (монахи в больнице).
Мини-проекты.
5. Рефлексия и оценка.
Возвращаемся к схеме (ассоциативному ряду). Корректируем понятия, добавляем новые.
– Вывод. Зачем нужны монастыри?
– Я понял…(в технике незаконченного предложения)
6. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: Есть ли монастыри у других народов, в других культурах?
Внеурочная деятельность.
Проекты “Знаменитые монахи”, “Монастыри нашего города”
Список литературы:
1. Основы православной культуры. 4–5 класс. Кураев А.В., изд. Просвещение 2010.