Пояснительная записка
Воспитывая всесторонне развитых детей – физически совершенных, духовно богатых, нравственных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию, формированию интереса к музыке. Проблема взаимосвязи музыкального развития с обучением – одна из проблем музыкальной педагогики. Особое значение имеет ее решение в условиях начального обучения. Во многих ДОУ стали организовываться студии дополнительного образования детей, кружки. Они создавались на основе запроса родителей, детских интересов и потребностей, возможностей дошкольного образовательного учреждения. Работа студий, кружков направлена на расширение и углубление знаний детей в той или иной области музыкального искусства. Работая преподавателем теории музыки и сольфеджио Детской школы искусств и музыкальным руководителем в Детском саду, я вижу, что в условиях перехода Детских школ искусств на новые ФГТ (Федеральные Государственные требования) желательно, чтобы дети приходили в ДШИ уже с определенным багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. Поэтому хочется поделиться опытом по непрерывному музыкальному развитию: Детский сад – Музыкальное отделение школы искусств. Из огромного разнообразия учебного материала свой выбор основы развивающего обучения, я остановила на Комплексной методике, состоящей из Творческой работы с использованием оздоравливающей «Дыхательной гимнастики Е.Стрельниковой», «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова в органичной связи с изучением нотной грамоты. Эту Комплексную методику я применяю на дополнительных музыкальных занятиях с детьми группы Детского сада (вокальный кружок, возраст 6 лет).
Какие задачи я ставлю в работе?
– Осуществление комплексного подхода к процессу музыкального обучения на основе синтеза музыкальной грамоты и пения.
– Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.
– Накопление в активной деятельности – пении, выразительной декламации, пластике, играх разнообразных музыкально – слуховые представлений.
– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, в певческой деятельности и играх – углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют выбор методов и методических приемов обучения. Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.
– Первым источником является сама музыка, поэтому часть времени обязательно должна отводиться слушанию музыки.
– Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.
– Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, поэтому вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике, проявиться инициатива и активность.
Для реализации этих задач, предлагаю применять три взаимосвязанных метода работы:
1. Наглядный (зрительная и слуховая наглядность).
2. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово).
3. Метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа
и т.д.).
В работе представлены разработки интегрированных занятий «Хор с элементами теории музыки» Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.
Почему Комплексная методика «Музыкальное развитие старших дошкольников в процессе обучения пению и музыкальной грамоте»
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни занимает большое место в общем, культурном развитии. Воспитывая всесторонне развитых детей – физически совершенных, духовно богатых, нравственных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию, формированию интереса к музыке. Проблема взаимосвязи музыкального развития с обучением – одна из проблем музыкальной педагогики. Особое значение имеет ее решение в условиях начального обучения. Во многих ДОУ стали организовываться студии дополнительного образования детей, кружки. Они создавались на основе запроса родителей, детских интересов и потребностей, возможностей дошкольного образовательного учреждения. Работа студий, кружков направлена на расширение и углубление знаний детей в той или иной области музыкального искусства. Работая преподавателем теории музыки и сольфеджио детской школы искусств и музыкальным руководителем в детском саду, я вижу, что в условиях перехода Детских школ искусств на новые ФГТ (Федеральные Государственные требования) желательно, чтобы дети приходили в ДШИ уже с определенным багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. Поэтому хочется поделиться опытом по непрерывному музыкальному развитию: Детский сад – Музыкальное отделение школы искусств.
Из огромного разнообразия учебного материала свой выбор основы развивающего обучения, я остановила на Комплексной методике, состоящей из Творческой работы с использованием оздоравливающей «Дыхательной гимнастики Е.Стрельниковой», «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова в органичной связи с изучением нотной грамоты. Эту Комплексную методику я применяю на дополнительных музыкальных занятиях с детьми группы Детского сада (вокальный кружок, возраст 6 лет).
Какие задачи я ставлю в работе?
– Осуществление комплексного подхода к процессу музыкального обучения на основе синтеза музыкальной грамоты и пения.
– Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.
– Накопление в активной деятельности – пении, выразительной декламации, пластике, играх разнообразных музыкально – слуховые представлений.
– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, в певческой деятельности и играх – углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют выбор методов и методических приемов обучения.
Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.
– Первым источником является сама музыка, поэтому часть времени обязательно должна отводиться слушанию музыки.
– Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.
– Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, поэтому вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике, проявиться инициатива и активность.
Для реализации этих задач, предлагаю применять три взаимосвязанных метода работы:
– наглядный (зрительная и слуховая наглядность);
– словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово);
– метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).
Остановлюсь на каждом методе отдельно.
Наглядный метод
Наглядный метод позволяет в конкретных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Наглядный метод включает следующие компоненты:
1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмичных движений.
2. Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.
3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой наглядностью. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в играх, упражнениях, показ картинок, предметов.
Словесный метод
Словесный метод обращен к сознанию ребенка. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:
1. Объяснение. Используется, когда предлагается новое произведение для слушания, разучивания, упражнения, игры. Оно может быть также обязательным рассказом перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением словесно музыкальных игр.
2. Пояснения. Они даются при показе упражнений, различных певческих приемов в ходе занятия. Например: чтобы потянуть длинную ноту в конце песни, говорю: «Давайте послушаем себя, споем протяжно, долго последний звук».
3. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Баба яга» П.И.Чайковского, читается стихотворение Е.Огневой «Баба-Яга»
«…В том глухом лесу жила
Баба страшная Яга,
Баба страшная Яга вместо носа кочерга…
Ходит-бродит здесь и там
По болотам, по лесам».
Это стихотворение мы еще разучиваем для выразительной декламации как речевое упражнение во время вокально-хоровой работы.
Иногда, перед слушанием новой песни, можно прочитать детям ее текст, для лучшего эмоционального настроя.
4. Беседа. В процессе беседы дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, дают оценку образам.
5. Вопросы. Это скорее составляющая беседы. Я задаю вопросы в связи с содержанием произведения, уточняя форму, характер, средства выразительности музыки. Или задаю вопросы перед каким-либо заданием. Например: Знаете ли вы …? Видели…? и т.д.
Метод практической деятельности
Это деятельность детей в виде систематических упражнений. В пении, и в музыкально-ритмических упражнениях, необходимо руководить детьми, чтобы они выполняли задания правильно и выразительно. Использование перечисленных методов обуславливает применение следующих видов музыкальной деятельности: слушание, пение, деятельность по формированию музыкального слуха, музыкально-ритмические движения.
Слушание
Слушание музыки является внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать выразительные средства, жанры (виды музыки), композицию произведений, что естественно углубляет эстетические чувства. В процессе необходимой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность. При помощи бесед, загадок, вопросов ребята учатся замечать сходства между произведениями, соотносить содержание произведений с окружающей жизнью, овладевают специальной музыкальной терминологией; так же формируется их произвольное внимание, волевые качества.
Для слушания желательно подбирать музыку с четко определенным жанром (песня, танец, марш), программную музыку (например: Э. Григ сюита «Пер Гюнт», П. Чайковский фортепианный цикл «Детский альбом», балет «Щелкунчик», Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада», М. Мусоргский фортепианный цикл «Картинки с выставки» и т.д.).
Стимулируют воображение и внимание музыкальные загадки, которые очень хорошо представлены в пособии Н.Н. Алпаровой (см. список литературы №1), очень любимый мной «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (см. список литературы №5) и др.
Пение
Пение следует рассматривать как развивающее и воспитывающее средство. Песня воздействует на чувства в яркой, образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей жизни. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма детей. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. На уроках я использую «Дыхательную гимнастику» Стрельниковой (см. список литературы №12) систему упражнений «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова. Звукообразующие движения при выполнении фонопедических упражнений игрового характера способствуют развитию эмоциональных, регистровых, звуковысотных, ладовых, метроритмических, музыкально-слуховых представлений детей, развитию певческого голоса и слуха детей.
Музыкально-ритмические движения
Известно, что при помощи движения, ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, песнях дети углубляют свои познания о действительности. Учитывая специфику возраста (6–7 лет) я веду обучение с применением игр пластического интонирования. В зависимости от прохождения материала по нотной грамоте прибавляются движения по изображению долей, ритмического рисунка музыки. Для развития чувства ритма, закрепления теоретических понятий я использую «Азбуку музыкально-творческого саморазвития» Е.Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству» (см. список литературы №22)
Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.
Занятие №1
Тема: Музыкальный звук
Ход:
I. Слушание. Теория.
Музыка – большое, замечательное королевство. Царствует в нем королева Мелодия. Она любит все красивое и благозвучное. В королевстве Мелодии все говорят на особом музыкальном языке и подчиняются специальным правилам.
– Представьте, что я читаю книжку:
… Зеленый дуб налево ходит,
У лукоморья говорит,
Золотая ночью песнь ученый
Направо кот на дубе том…
– Понятно, о чем стихи? Подвести разговор с детьми к тому, что музыка – это речь. В ней есть смысл, порядок и красота. Музыка говорит с нами звуками, а звуки поют или играют на музыкальных инструментах. (Постучать что-нибудь) – Это звуки? (Да)
– Эти звуки поют? – (Нет) – Они шумовые. Эти звуки мы слышим, а можем спеть? (Нет).
Записать: звуки
музыкальные
шумовые
Как не бывает одинаковых людей, так и не бывает одинаковых звуков. Звуки бывают высокие, средние и низкие.
Низкие звуки – толстые, важные, грубые. Они похожи на медведя (показать изображение и сыграть низкие звуки)
Мы поем и говорим средними звуками. Сыграть несколько звуков или мелодию. Какой зверь пляшет под такую музыку, кого музыка изображает? (Обычно говорят зайчик).
Высокие звуки – тоненькие, звонкие. Они поют как птички.
II. Игра
– А теперь я вам буду играть музыку, а вы угадывайте, о ком эта музыка, кого она изображает?
Сыграть пьесы Николаева «Медвежонок», «Птички», «Зайчик». Послушать ответы детей после каждой пьесы, выяснить, почему они дают тот или иной ответ.
III. Беседа
– Скажите, а какие истории о музыке вы знаете? (послушать ответы)
– Оказывается, музыка обладает волшебной силой…
Рассказ:
1) о музыканте, победившем крысиное войско
2) Легенда о Пане
– Слушание мелодии в исполнении флейты
VI. Рефлексия
– Ребята, о чем мы сегодня поговорили? (О музыке)
– С помощью чего музыка с нами разговаривает? (Звуки)
– Какие бывают звуки? (Музыкальные, шумовые, высокие, средние, низкие)
– Сегодня я вам рассказала сказки о музыке. А вы подумайте дома: где можно встретиться с музыкой в жизни?
– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.
Занятие №2
Тема: Музыка вокруг нас.
Ход:
I. Повторение «Беседа о музыке в жизни человека»
– Вспомнить рассказы о Музыке
– Напомнить о домашнем задании, послушать ответы детей о музыке в жизни
– Привести ответы в систему: музыка на праздниках, в концертных залах, в записи, по ТV, дома
– А труд людей музыка сопровождает? (рассказ о волжских бурлаках, тащивших барды с зерном; показ картины Репина «Бурлаки на Волге»)
– Слушание русской народной песни «Эх, ухнем»
II. Вокально-хоровая работа. Пение.
– Как звучала песня?
– Каких звуков в этой песне больше: высоких или низких?
– А вы хотите научиться петь?
– Давайте будем учиться вместе со зверушками.
А) Знакомство учащихся с упражнениями «Фонопедического Метода» (далее «ФМ») происходит на примере сказки «Как собрались звери петь», во время которой я предлагаю ребятам включиться в игру – подражание, активно используя мимические и голо сообразующие действия.
Преподаватель:
«…На опушке, там, где ели,
Собрались лесные звери
Научиться хором петь…
Вот мартышка – непоседа
Стукнула осла – соседа:
«Ослик только для тебя буду корчить рожи я»
По рассказу дети выполнят артикуляционную гимнастику:
– Сначала мелко «шинкуется» язык зубами от кончика до его основания с постепенными чередующимися движениями наружу и внутрь ротовой полости, затем боковые части языка, кончик которого закладывается между верхними и нижними рядами зубов поочередно с левой, а затем с правой стороны.
– Далее выполняются вращательные круговые движения языком во внутренней части ротовой полости: по часовой и против часовой стрелки, массирующие мышцы щек и губ.
– Следующим движением язык прокалывает как «шпага» поочередно левую и правую щеки, мышцы над верхней и под нижней губами.
– Следующие артикуляционные упражнения представляют собой активные движения лицевой мускулатуры:
– Поочередно шинкуется зубами нижней челюсти – верхняя губа и зубами верхней челюсти – нижняя губа.
– Губы «вытягиваются» вперед в «трубочку» и активно изменяют свое положение в «улыбку сомкнутыми губами».
Выполнив артикуляционную гимнастику, учитель продолжает повествование сказки:
«… А в траве среди цветов тихо молвила змея:
«Хоть я не умею петь, но могу вот так шипеть …»
После активного вдоха А, беззвучный выдох переводится в шипение горлом, при этом нижняя челюсть опущена до предела вниз, верхняя губа приподнята к кончику носа, верхний ряд зубов открыт.
Рассказ не завершен:
«… На опушку, там, где ели,
Собрались лесные звери
научиться хором петь…
Вдруг стремительно примчаласьБабушка Яга…
Сказку страшную сказала …»
Рассказываем страшную сказку:
При максимальном опущенной нижней челюсти (опускать выдвижением челюсти вперед, а затем вниз) речевым голосом при переходе из нефальцетного (низкого) в фальцетный (высокий) регистр произносится последовательность гласных: у, уо, уоа, уоаэ, уоаэы, ы, ыэ,ыэа, ыэао, ыэаоу.
Перевод гласных осуществляется за счет активной работы губ, которые на последовательность гласных уоа вытягиваются вперед, а на гласные ыэ приподнимаются вверх, обнажая зубы и десны.
Завершаем сказку словами «… А затем села в ступу и улетела…»
– Дети по моему показу речевой интонацией имитируют умчавшуюся ступу с Бабой Ягой на гласную «У» при переходе от низкого регистра в высокий, используя прием глиссандо и сопровождая регистровые изменения голоса движениями правой руки вверх:
У (высокий регистр)
(низкий регистр) У
Б) Разучивание попевок «Иду по лестнице», «Эхо».
III. Рефлексия.
– Давайте вспомним, где же мы встречаемся с музыкой в жизни?
– Какую народную песню слушали? Кто ее поет? (подсказать, показав картинку)
– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.
Занятие №3
Тема: Музыка – язык чувств.
Ход:
I. Слушание.
– Пою песни «Дождик» и «Солнышко» (см. список литературы №5)
– Сравнить характер песен с характером людей: смелый или нерешительный, грустный или веселый и т.д.
– Посмотреть на картинки в книге и дать названия картинкам, ответить на вопрос: «Какая из картинок соответствует песням «Дождик» и «Солнышко».
– А теперь музыкальные загадки. Я сыграю два музыкальных отрывка – один называется «Гроза», а другой «Мама», а вы скажете: какой отрывок я сыграла первым, а какой вторым, почему?
– После прослушивания и беседы о характере этих пьес соотнести музыку с цветом: розовый и серый. Играть еще раз, а ребята поднимают одну из цветовых карточек и объясняют свои действия.
II. Вокально-хоровая работа
1) закрепление упражнений комплекса «ФМ» в драматизации сказки «Как собрались звери петь»:
– артикуляционная гимнастика,
– интонацинно-фонетические упражнения,
– голосовые сигналы доречевой коммуникации.
2) Пение попевок.
3) Разучивание песни об осени по выбору преподавателя.
III. Рефлексия.
– Давайте вспомним, пьесы с каким названием и настроением слушали сегодня?
– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.
Занятие №4
Тема: Музыка – язык чувств.
Ход:
I. Слушание
Сыграть пьесу «Дождик»
– Что это за музыка? Как она называется?
– Какое у нее настроение? (Грустное). В музыке грустное настроение называют минор, а веселое настроение – мажор.
– Сейчас вы услышите музыку. Когда я закончу ее играть, скажите весело или грустно она звучала, и что вам хотелось под нее делать? М.Глинка «Полька»
– После прослушивания выяснить лад музыки, т.е. ее характер, ее настроение – веселая -мажор.
– Под музыку хотелось двигаться – танцевать – это танец «Полька»
– Дать понятие Танец – музыка для движений.
– А каких звуков: высоких, средних или низких было в «Польке» больше?
II. Игра в регистры.
«Птички, зайки, мышки» с помощью рук. Высокие звуки – руки наверху, средние – на столе, низкие – под столом.
III. Вокально-хоровая работа.
К упражнениям комплекса «ФМ» добавить упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой, повторять попевки, разучивать новые песни по выбору преподавателя.
Занятие №5
Тема: Музыка – язык чувств.
Ход:
I. Слушание.
Отгадайте загадку? Знакома ли вам музыка? Какой у нее характер?
– «Полька» Глинка – это музыка веселая, быстрая, под нее хочется танцевать.
– А сегодня новая музыка: сыграть «Болезнь куклы» П.Чайковского
Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какая грустная мелодия, изображает вдохи и плач куклы. Эта пьеса называется «Болезнь куклы», написал ее композитор Петр Ильич Чайковский (портрет). Композитор – это человек, который сочиняет музыку. Дети разобрали на части куклу, а собрать не могли, бедняжка сломалась…
II. Игра «Зайцы и медведь».
Учить различать регистры, развивать слуховое внимание, выполнять легкие прыжки зайцев и тяжелую поступь медведей.
Сначала слушать отдельно музыку «Зайцев» и «Медведя» В беседе с детьми раскрыть образы героев. Затем можно рассказать сказку: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только они распрыгаются, а он идет – переваливается. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, спрятались в норки. Сидят тихо, не шевелятся. Ушел медведь, и снова весело запрыгали зайки по полянке». Затем выбрать медведя и сыграть в игру под музыку.
III. Вокально-хоровая работа:
– Впевание попевок «Эхо», «Иду по лестнице».
– Дать понятие длинных и коротких звуков. На флонереграфе выложить полоски разной длинны, в соответствии с ритмом попевок.
– Работа над песней по выбору.
IV. Рефлексия .
Какую новую музыку сегодня слушали? Кто ее автор? Какой характер у музыки?
Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.
Занятие №6
Тема: Музыка вокруг нас.
Ход:
I. Музыкальное восприятие.
– Какую пьесу мы слушали на прошлом уроке? О ком она? («Болезнь куклы»)
– А кто ее сочинил? (П.И.Чайковский)
– Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
– Сыграть еще раз эту пьесу
Задание для слушания: прослушайте еще раз пьесу «Болезнь куклы» и скажите, каким новым словом вы определите характер музыки (на доске вывесить или написать подсказку: мажор, минор)
II. Игра «Синоптики».
– Ребята, скажите, а с помощью чего музыка с нами разговаривает? (с помощью звуков)
– А какие бывают звуки? (Высокие, средние и низкие)
– Сыграть примеры высоких, средних, низких звуков разными штрихами (Стаккато, легато, нон легато)
– Одинаково я играла? (нет) А как? (открыто, плавно, не очень плавно сверху, будто шагала).
В музыке такие способы игры называют остро, как дождик – стаккато … плавно – легато , шагом, не плавно – нон легато ----------.
Сейчас мы поиграем в синоптиков. Это люди, которые погоду определяют. Раздать карточки с изображением дождя, града, снега. Сыграть три вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде», и определить какая музыка рисует дождь, град, снег, выяснить что: дождь – стаккато, град – нон легато, снег – легато. Играть музыку, дети поднимают карточки с рисунками дождя, града, снега, в зависимости от музыки. Можно варьировать по – разному правила этой игры (делить на команды или группировать детей вокруг одной картинки)
III. Вокально-хоровая работа.
К упражнениям предыдущих уроков прибавить пение гласной о на стаккато (. ), легато (----), нон легато (– – – ). Для удобства вывесить или нарисовать на доске таблицу:
IV. Рефлексия.
Ребята мы сегодня узнали, что музыка может разговаривать с нами не только разными звуками по высоте – высокими, средними, низкими, но еще разными по исполнению.
Музыка звучит плавно – это? (Легато)
остро – это? (Стаккато)
грозно, тяжело играет – это? (Нон легато)
Занятие №7
Тема: Музыка – язык чувств.
Ход:
I .Слушание.
А. – Прослушать марш (например, Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Что хочется делать под эту музыку? (Шагать)
– Это марш
– Где встречаемся с такой музыкой? Побеседовать о марше, привести к выводу, что это один из видов музыки.
– Марш – «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Звуки марша сами командуют движением. Движения четкие.
– Давайте устроим парад. Из рук сделаем человечка. Будем слушать музыку, шагать четко.
– По любой марш дети «шагают» руками по столу
– Скажите, а как музыка исполнялась? На легато, стаккато, нон легато? (Нон легато)
Б. – А вот эта музыка как звучит? Весело или грустно, плавно или остро?
– В.А.Моцарт «Колокольчики звонят» (Весело – мажор и остро – стаккато)
II. Игра «Музыкальный ежик» (речевая, ритмическая)
– Не приходилось вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот поэту Григорию Виеру приходилось.
Прочитать стихотворение:
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули…
Бум-бум-бум!
– Сейчас мы устроим интересную игру
– Скажите, какие слова все время повторялись? (Бум)
– Сколько ударов барабана изображают эти слова? (Три)
– А теперь вы будете играть на воображаемом барабане на повторяющихся словах, а я буду читать стихи.
– Затем выбрать «Барабанщика (ов)» (дать ребенку, нескольким детям барабаны) и прочитать стихи снова.
III. Вокально-хоровая работа.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Упражнения «ФМ» на примере сказки «Как собрались звери петь
Повторение попевок и песен.
IV. Рефлексия.
– Звучит «Марш деревянных солдатиков». Что это за музыка? (марш)
– А кто шагает? (Солдатики)
– Написал этот марш уже известный вами композитор Петр Ильич Чайковский (показать портрет)
– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.
Дети выходят из класса под музыку марша.
Занятие №8
Тема: Виды музыки (марш, танец).
Ход:
I. Музыкальное восприятие. Повторение изученного материала.
– Дети входят в класс под музыку Марша
– Вы вошли в класс под музыку. Что это за музыка, какой ее вид? (марш)
– Какой характер у музыки?
– А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую музыку; можно ли ее назвать маршем? (слушание «Полька» М.Глинки)
– Беседа о различии танца и марша. Дать понятие еще одного вида музыки танца – музыка для движений (не для шествия)
II. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни Блага «Танец»
После прослушивания
– Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем поется в песне? (выслушать ответы детей)
– А о каком виде музыки эта песня? (О танце)
– Эта песня и называется «Танец»
– Но прежде чем ее разучить, мы должны подготовить горло
– Далее следуют упражнения предыдущих уроков
III. Речевые упражнения в драматизации стихотворения «Два шута»
Белый шут и рыжий шут разговор такой ведут:
– «Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?»
– «Вот невежливый вопрос! Это – собственный мой нос!»
Чтение стихотворения по ролям, изменяя интонацию: весело, грустно, завистливо, задиристо и т.д.
IV.Слушание. Итог урока.
– Сейчас я сыграю вам пьесу, а вы внимательно послушайте и определите какой это вид (жанр) музыки: марш или танец
– Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.Чайковского (Выслушать ответы детей)
– Это танец – Вальс. Музыка вальса легкая, нежная, похожа на кружение снежинок в воздухе.
– Еще какой вид музыки вы знаете? (Марш)
– А какая по характеру музыка у марша?
Выход из класса под музыку марша.
Занятие №9
Тема: Виды музыки.
Ход:
I. Слушание. Музыкальная игра.
– «Вальс Чайковского (из «Детского альбома»), вспомнить музыку, название, характер.
– «Полька» Глинки, сравнить с «Вальсом». Игра «Снеговики и снежинки» (учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии)
– Можно всем классом, можно на две группы.
Под музыку «Польки» – дети хлопают в ладоши под музыку «Вальса» – плавно вращают кистями рук. Или под «Польку» двигаются шагом польки, а под «Вальс» – кружатся и легко бегают.
II. Ритмические упражнения.
А) «Игра в имена»
– Поделить имя каждого ребенка на части (слоги – доли)
На – та – ша – 3 удара – 3 доли
– Дома: поделить имена родственников на доли-части и прохлопать, если дети умеют писать, то все записать, отметив каждую часть палочкой.
Б) «Музыкальный ежик»
Изменить задание. В месте, где «…Ночью яблоки срывались… и до конца слова Бум-бум-бум» – заменять не хлопками, а тихими ударами.
III. Вокально-хоровая работа.
1) упражнения «дыхательной гимнастики»,
2) артикуляционная гимнастика (урок №2),
3) интонационно-фонетические упражнения (урок №2),
4) голосовые сигналы доречевой коммуникации (урок №2),
5) пение попевок и работа над песней «Танец».
На занятии вводится упражнение «вопросы – ответы» (интонационно-фонетическое), которое используется в драматизации сказки «Как собрались звери петь».
После выполнения упражнения «Страшная сказка», продолжаю повествование «…Удивленно вопрошала…», и затем исполняю вопросно-ответные интонации в следующей последовательности гласных: уу, уо, оа, аэ, эы, ыы.
Приемом подражания дети вторят преподавателю . Имитации вопросно-ответных интонаций гласных звуков исполняются в двух регистрах (низком и высоком) с использованием приема глиссандо, с передачей в мимику двух различных состояний (удивления и утверждения). Пример:
При выполнении этого упражнения, учитель обращает внимание детей на то, чтобы нижняя челюсть имела опущенное положение, мышцы щеки были не напряжены, а пальцы обеих рук контрольным движением смыкали между собой. По окончании сказки, я задаю вопросы детям:
– Скажите, что происходило с лицом, когда мы изображали проказы обезьянки, вопросы Бабы-Яги? (они становились подвижными, чувствовали, как они работают).
– Высоко или низко звучал наш голос, когда мы изображали вопросы Бабы-Яги? (Сначала голос звучал низко, а потом высоко).
Занятие №10
Тема: Виды (Жанры) музыки.
Ход:
I. Слушание.
– Ребята, какие жанры (виды) музыки вы знаете? (песня, танец, марш)
– Какие марши мы с вами слушали? (вспомнить)
– Какие танцы?
– А песни вы знаете?
– Что такое песня? Из самого слова ясно, что песню поют.
– А где поют песни? (на эстраде, дома, в школе и т. д.)
– А о чем поют? (о том, что любят, как не любят со слезами и смехом)
– А почему нам песня всегда очень понятна? (есть слова)
– Давайте споем песни, которые уже знаем.
II. Вокально-хоровая работа.
1) Повторение упражнений «ФМ»
2) Пение песен
3) Разучивание «Песни козлят» из оперы М. Коваля («Музыка» 1 класс средних общеобразовательных школ)
Учитель поет песню и старается четко показать сочетание трех жанров в песне:
Начало-марш, середина-танец, конец-песня.
Выяснить: о чем песня, характер музыки, в беседе привести к тому, что под эту песню хочется шагать и танцевать. Значит, все жанры музыки, могут сочетаться друг с другом, могут звучать вместе.
Разучивание «Песни козлят».
III. Ритмические упражнения.
1) Проверка домашнего задания: имена-доли.
2) «Ритмический диктант»
Белым-бело
Белым-бело
Всю землю снегом замело
Нарядным стало все село
Белым-бело.
Отмечать слоги палочками, т.е.
IV. Слушание.
– Прослушайте пьесу П.И. Чайковского и определите, что это: песня, танец, марш? («Мазурка» из «Детского альбома»)
– Это танец
– Да, этот танец называется мазурка, это польский народный танец.
– Побеседовать о характере музыки.
V. Домашнее задание.
Определять жанр слушаемой музыки.
Занятие №11
Тема: Маскарад (жанры музыки – обобщение)
Ход:
I. Слушание.
– Сегодня у нас будет маскарад. Вы услышите музыку, с которой уже знакомы и услышите новые пьесы (показать маски или картинки). За масками будет скрываться музыка, а вы будете ее угадывать.
Итак, маскарад начинается. А это – подсказка (открыть «Детский альбом» П.И. Чайковского). Чайковский написал много музыки для детей, и в этом альбоме мы найдем ответы на музыкальные загадки.
Прослушать «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Вальс», «Болезнь куклы» (дети должны дать название и определить жанр музыки).
– Звучит «Камаринская» (из «Детского альбома»)
– Знаете эту музыку?
– Какой вид (жанр) музыки? (танец)
– Это русская пляска «Камаринская» (показать изображение русской пляски)
– Беседа о характере музыки (веселая, громкая, удалая, так и хочется прыгать, притоптывать). Музыка эта появилась очень давно. А как же ей удалось прожить столько лет? (прослушать ответы детей)
Музыка прозвучала, звуки исчезли, а в памяти людей остались. Так и передавалась музыка от дедов к сыновьям, и уже никто не помнит авторов, и музыка стала народной. А композиторы часто используют народные песни и танцы в своих сочинениях. Они ездили по деревням, слушали, записывали. Так вот П.Чайковский уложил пляску «Камаринская» в детскую пьеску. Он ее изменил – обработал, сделал ярче, интереснее, чтобы она понравилась нам.
– Слушание еще раз и сразу включить «Камаринскую» М.И.Глинки.
– И что же произошло? Похожа эта музыка на «Камаринскую» Чайковского? (да)
– Композитор М.И. Глинка «пропел» «Камаринскую» голосами разных инструментов. Одна пляска – а как по-разному звучит. И получилось превращение народной музыки в новую музыку композиторов.
– А кто такие композиторы? (люди, которые сочиняют музыку)
– А сейчас вы услышите незнакомую музыку, послушайте и скажите что это: песня, танец, марш? (звучит «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского, более подробно речь об этом танце пойдет в теме « Куда ведет нас танец», а сейчас это только забегание вперед)
– После прослушивания выяснить жанр и характер музыки
II. Вокально-хоровая работа.
А сейчас узнаем, какие песни пришли на наш маскарад?
А) Повторение упражнений предыдущих уроков
Б) Ознакомление с новым упражнением (голосовые сигналы доречевой коммуникации).
– Задание детям перед выполнением упражнения: ознакомиться с последовательностью выполнения упражнения и придумать ему название.
– Упражнение: Вытянув губы «трубочкой» максимально вперед, как для губного свиста, вдувать воздух, при этом используется контрольное движение – поставить ладонь перед губами на расстоянии 10-15 см., контролируя тем самым интенсивность и равномерность выдоха. Затем повторное выдувание совмещаем со звуком «у», сохраняя интенсивность воздушной струи.
По окончании показа, упражнение выполняется вместе с детьми. Выполнив упражнение, ребята называют придуманные ими образы («задувает ветер», «вьюга» и т. д.)
В) Скороговорка на «р.» – профилактика дисфонии, активизирует тонус голосовых связок.
Красный краб в крапинку
И рыжий краб в царапинку
По календарю по графику
Встречали пароход.
Красный краб в крапинку
Нашел у пирса вафельку,
А рыжий краб в царапинку –
Целый бутерброд.
Г) Работа над песнями.
III. Обобщение:
– Какие новые музыкальные произведения вы сегодня услышали?
(«Камаринская», «Танец маленьких лебедей»)
– Кто сочинил эту музыку? (М.Глинка, П.Чайковский)
– В каком жанре написаны эти произведения? (танец).
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Куда ведут нас песня, танец, марш?
В этой четверти происходит знакомство с крупными жанрами жанрами:
– Балет. На примере балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
– Симфония и инструменты симфонического оркестра (симфония №4 Чайковского – песня «Во поле береза стояла», симфония №1 Прокофьева – танцы менуэт, гавот. Инструменты – симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева)
– Опера «Семеро козлят» М.Коваля.
Путешествие в Звукляндию
Знакомство с нотной грамотой:
– Нотный стан, музыкальные ключи, расположение нот на нотном стане.
– Настроение музыки обозначить ладами – мажор, минор.
– Пульс музыки, сильная и слабая доли, ритмическая пирамида, размер.
– Скорость звучания музыки– темпы.
– Динамические оттенки.
– Клавиатура фортепиано: клавиши, тон, полутон, сложение тонов в пределах октавы.
– Знаки альтерации.
– Средства музыкальной выразительности.
Литература:
- Алпарова Н.Н