Задачи:
- Наблюдение за грамматическими признаками слов на основании смыслового вопроса.
- Повторение изученного во 2-м классе.
- Знакомство с понятием “Части речи”.
- Знакомство учащихся с общими признаками выделения частей речи.
- Учить выделять общие и различительные признаки между самостоятельными и служебными частями речи.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Организационный момент |
|||
Ситуация успеха | Задание: Никита выполнял в тетради задание учителя и сделал такую запись: | ||
Признак предмета | Что делать? Что сделать? | Имя существительное | |
Название предмета | Кто? Что? | Глагол | |
Действие предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? | Имя прилагательное | |
– Как вы думаете, какое задание выполнял Никита? | – Никита должен был вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. | ||
– Правильно ли он его выполнил? | – Задание выполнено неверно, нужно исправить. | ||
Работа на доске | Ученики восстанавливают правильное соотношение значения, вопросов и названия изученных частей речи. | ||
Ситуация сбоя | Давайте выполним такое
задание: даны группы слов, которые вы запишите в нужный столбик:
настоящий, иметь, друг |
Три ученика работают на доске, остальные в тетрадях. | |
– Какой вывод вы можете сделать? | – Не все слова можно записать в
таблицу. Есть слова, которые не подходят ни в один столбик, потому что
они являются другими частями речи, которые здесь не указаны.
Это слова: у, в, и, на. |
||
– Можно ли назвать словами то, что вы не выписали? Почему? | – Это тоже слова, потому что без них нельзя составить предложения. | ||
– Зачем нам нужны такие слова? | – Для связи слов в предложении. | ||
– Давайте из каждой группы слов составим предложения и запишем их в тетради. | Дети пытаются составить предложения, работая в группах по 3 – 4 человека. | ||
– Давайте проверим, что у вас получилось. | – Каждая группа выдвигает свои предположения. | ||
– Что не получилось? Почему? | – Не хватает слов. | ||
– Давайте попробуем добавить по одному слову в каждое предложение. | – Получились предложения: Хорошо
иметь настоящего друга. |
||
– Можем ли мы при составлении предложений обойтись без этих слов, (например, в последнем предложении)? | – И да, и нет. | ||
– Зачем нам нужны эти слова? | – Чтобы сделать речь более выразительной. | ||
Введение понятия “Части речи” | – Какие части речи вы
знаете? Давайте прочитаем информацию в учебнике (стр. 145 внизу). |
– Дети перечисляют части речи, с
которыми они уже знакомы. – Дети читают правило о том, какие бывают части речи. |
|
Работа с Дидактическим рисунком | Знакомство с системой
частей речи русского языка. Работа по учебнику стр. 146–147 выполняется фронтально устно. |
||
– Рассмотрите рисунок торта. | |||
– Сколько всего частей речи
в русском языке?
– Сколько самостоятельных частей речи? |
– 10 | ||
– Сколько служебных частей речи? | – 6 | ||
– Давайте рассмотрим слои нашего торта. | – 4 | ||
– Догадайтесь, что “спрятано” в первом слое торта? | – Общее значение слов, относящихся к данной части речи. | ||
– Что спрятано во “втором” слое торта? | – Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи. | ||
– Что спрятано во “третьем” слое торта? | – Грамматические признаки каждой части речи. | ||
– Что спрятано во “четвёртом” слое торта? | – Какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи. | ||
Дидактическая игра | – Глядя на рисунок, догадайтесь, какую
часть речи я задумала: слова этой части речи обозначают количество или
порядок при счёте, отвечают на вопросы – сколько? Какой? Какая?, можно
определить, оно количественное или порядковое, а в предложении бывают
подлежащим, дополнением или определением. – А теперь, давайте, кто-то из вас загадает часть речи всему классу |
– Это числительное. | |
– Посмотрите на второй и четвёртый слой служебных частей речи. | – Дети по очереди загадывают классу части речи, а все отгадывают. | ||
– Подумайте, чем различаются самостоятельные и служебные части речи? | – Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. | ||
* Дополнительное задание (если останется время) | Письменное выполнение
упражнения 4 на стр. 148 самостоятельно (выписать из стихотворения любые
5 разные части речи). Пр.: Я (кто?) – местоимение |
||
Итог урока | – Что такое части речи? – По каким признакам они определяются? – На какие две большие группы делятся? – Чем различаются части речи между собой? |
||
Домашнее задание | Пользуясь рисунком “Торт” придумать и записать 3 предложения, определить в них все части речи. | ||
Оценивание работы учащихся на уроке. |