Части речи

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Наблюдение за грамматическими признаками слов на основании смыслового вопроса.
  • Повторение изученного во 2-м классе.
  • Знакомство с понятием “Части речи”.
  • Знакомство учащихся с общими признаками выделения частей речи.
  • Учить выделять общие и различительные признаки между самостоятельными и служебными частями речи.

Приложение 1

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников

Организационный момент

Ситуация успеха Задание: Никита выполнял в тетради задание учителя и сделал такую запись:  
Признак предмета Что делать? Что сделать? Имя существительное
Название предмета Кто? Что? Глагол
Действие предмета Какой? Какая? Какое? Какие? Имя прилагательное
  – Как вы думаете, какое задание выполнял Никита? – Никита должен был вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
– Правильно ли он его выполнил? – Задание выполнено неверно, нужно исправить.
Работа на доске Ученики восстанавливают правильное соотношение значения, вопросов и названия изученных частей речи.
Ситуация сбоя Давайте выполним такое задание: даны группы слов, которые вы запишите в нужный столбик:

настоящий, иметь, друг
у, морской, краб, нога
ходил, зоопарк, в, видел, и медведь, белый
на, небо, светить, солнце

Три ученика работают на доске, остальные в тетрадях.
– Какой вывод вы можете сделать? – Не все слова можно записать в таблицу. Есть слова, которые не подходят ни в один столбик, потому что они являются другими частями речи, которые здесь не указаны.

Это слова: у, в, и, на.

– Можно ли назвать словами то, что вы не выписали? Почему? – Это тоже слова, потому что без них нельзя составить предложения.
– Зачем нам нужны такие слова? – Для связи слов в предложении.
– Давайте из каждой группы слов составим предложения и запишем их в тетради. Дети пытаются составить предложения, работая в группах по 3 – 4 человека.
– Давайте проверим, что у вас получилось. – Каждая группа выдвигает свои предположения.
– Что не получилось? Почему? – Не хватает слов.
– Давайте попробуем добавить по одному слову в каждое предложение. – Получились предложения:

Хорошо иметь настоящего друга.
У морского краба десять ног.
Я ходил в зоопарк и видел белого медведя.
На небе светило солнце.

– Можем ли мы при составлении предложений обойтись без этих слов, (например, в последнем предложении)? – И да, и нет.
– Зачем нам нужны эти слова? – Чтобы сделать речь более выразительной.
Введение понятия “Части речи” – Какие части речи вы знаете?

Давайте прочитаем информацию в учебнике (стр. 145 внизу).

– Дети перечисляют части речи, с которыми они уже знакомы.

– Дети читают правило о том, какие бывают части речи.

Работа с Дидактическим рисунком Знакомство с системой частей речи русского языка.
Работа по учебнику стр. 146–147 выполняется фронтально устно.
– Рассмотрите рисунок торта.  
– Сколько всего частей речи в русском языке?

– Сколько самостоятельных частей речи?

– 10
– Сколько служебных частей речи? – 6
– Давайте рассмотрим слои нашего торта. – 4
– Догадайтесь, что “спрятано” в первом слое торта? – Общее значение слов, относящихся к данной части речи.
– Что спрятано во “втором” слое торта? – Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи.
– Что спрятано во “третьем” слое торта? – Грамматические признаки каждой части речи.
– Что спрятано во “четвёртом” слое торта? – Какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи.
Дидактическая игра – Глядя на рисунок, догадайтесь, какую часть речи я задумала: слова этой части речи обозначают количество или порядок при счёте, отвечают на вопросы – сколько? Какой? Какая?, можно определить, оно количественное или порядковое, а в предложении бывают подлежащим, дополнением или определением.

– А теперь, давайте, кто-то из вас загадает часть речи всему классу

– Это числительное.
– Посмотрите на второй и четвёртый слой служебных частей речи. – Дети по очереди загадывают классу части речи, а все отгадывают.
– Подумайте, чем различаются самостоятельные и служебные части речи? – Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.
* Дополнительное задание (если останется время) Письменное выполнение упражнения 4 на стр. 148 самостоятельно (выписать из стихотворения любые 5 разные части речи).

Пр.: Я (кто?) – местоимение

Итог урока – Что такое части речи?
– По каким признакам они определяются?
– На какие две большие группы делятся?
– Чем различаются части речи между собой?
Домашнее задание Пользуясь рисунком “Торт” придумать и записать 3 предложения, определить в них все части речи.
Оценивание работы учащихся на уроке.