Цели: Закреплять знания детей о том, что буква В на письме передает твердый и мягкий согласные звуки [В], [В’]; учить проводить прямые и округлые линии по образцу, печатая буквы; упражнять в согласовании местоимения с существительным, в выполнении творческих заданий; развивать умения сопоставлять, сравнивать, проводить звуковой и слоговой анализы слов; воспитывать самостоятельность и старательность в выполнении самостоятельных заданий, командный дух, коммуникативные умения, любовь к чтению.
Какие два звука живут в домике буквы В? Почему они выбрали этот домик? Расскажи о звуках [В], [В’].
“Твердыш – Мякиш”.
Цель: активизация словарного запаса, развитие звукового синтеза.
Дети делятся на две команды. Придумывают своим командам названия: первая – на [В], вторая – на [В’]. За большее количество версий получают по одному очку.
Педагог называет слог с определенным звуком; дети каждой команды по очереди додумывают слово до конца.
Например, ВА – вагон, ваза, ватрушка…
1. Повтори скороговорки, назови в них слова со звуками [В], [В’]. Нанеси на рисунке штриховку по образцу.
“Тараторщики”.
Цель: Развитие умения выделять звука из фраз, вырабатывать командный дух и четкость звукопроизношения.
Дети делятся на две команды.
Педагог читает скороговорку на заданный звук и просит детей определить звук, который чаще других встречается во фразе, и повторить каждого играющего скороговорку. Бал получает та команда, игроки которой безошибочно и четче произнесут скороговорку.
– Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.
– Проворонила ворона вороненка.
– Ваня в гостях у Вали, Валя в гостях у Вани.
2. Обведи по контуру и допиши букву В.
Определите, любит ли загорать буква В: поворачивается она к солнышку или отворачивается от него? Вывод: буква В не любит загорать. Давайте ей поможем и спрячем солнце за тучку. Нарисуйте справа от солнышка синюю тучку так, чтобы тучка оградила букву “В” от солнышка.
Для закрепления правильного написания буквы В предлагаем выучить стихотворение:
В – похожа на очки:
Справа палочки – крючки.
Перед выполнением данного задания рекомендую провести пальчиковую гимнастику.
быстро мыла:Сова мылом мыла лапку,
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила Большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно:
Самый грязный был, наверно.
Безымянный – терла пастой:
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик
Очень он боялся мыла.
3. Прочитай. Объясни, почему слова написаны с большой буквы? Придумай предложения с данными словами. Выполни звуковой и слоговой анализ слов, поставь ударение, придумай предложения.
Ваня, Вася, Витя, Вика, Вова, Савва – получили профессии: повар, воспитатель, проводник вагона, врач.
“Знаете ли вы?”
Цель: закрепление формы существительных винительного падежа.
Дети делятся на две команды, и им предлагают вспомнить, какие у людей могут быть профессии, а затем задать своим соперникам вопрос: “Что нужно людям данной профессии для работы?”. Соперники отвечают полными предложениями.
Например, что нужно Ване – парикмахеру для работы, используя слово “Знаете ли вы, что для работы Ване – парикмахеру нужны ножницы, расчески, фен…”
Аналогично придумываются профессии другим персонажам.
4. Игра “Любопытная Варвара”.
Цель: Развитие умения вспоминать слова на заданный звук.
Дети стоят по кругу. Педагог (впоследствии, ведущий или следующий играющий) бросает мяч и задает вопрос. Поймавший мяч, отвечает на вопросы словами, которые начинаются на заданный звук.
Например, В (В’).
– Как зовут твоих друзей?
– Вася (Витя)!
– Какая у Васи (Вити) фамилия?
– Волков (Веселкин).
– На какой улице живет Вася (Витя)?
– На улице Вахтангова (Веснина).
– Что любит есть?
– Творог (вишню).
– Какая у Васи любимая игрушка?
– Любимая игрушка Васи (Вити) – волчок (вертолет).
– Как Вася (Витя) назвал своего кота?
– Кота Вася (Витя) назвал Воронок (Ветерок).
– Какое животное понравилось ему в зоопарке?
– Волк (верблюд).
– Чей хвост понравился больше всех?
– Павлиний (коровий).
– Какие цветы любит рисовать.
– Василек (вьюнок).
– О жизни каких птиц любит читать Вася (Витя)?
– О вороне (о свиристели).
5. Разгадай ребусы.
“Дети капитана Врунгеля”.
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
Дети разгадывают ребусы и с каждым словом, используя слова “мой, моя, мое, мои”, по очереди придумывают предложения– небылицы, начиная их словами: “Представляете, однажды…” Например, “Представляете, однажды мой рукав сам убежал гулять на улицу”, “Представляете, однажды моя корова пела песню о лете”.
Отгадки: Вова, ива, витрина, рукав, восемь, ворота, воротник, клюква, провоз, раковина, корова.
6. Физкультминутка.
Топни правою ногой, вправо шаг, на месте строй!
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!
Повернись направо к другу, правую дай руку другу,
Повернись налево к другу, левую дай другу руку.
7. Переставь буквы, чтобы получилось слово, и напечатай его.
Асов – … (сова), аазв – .., твни – …, нзов …
8. Нарисуй картинки, в названии которых слышатся звуки [В], [В’].
“Поможем Золушке”.
Цель: Развитие умения выделять первый звук, дифференцировать понятия твердые и мягкие согласные.
Оборудование: две корзины, предметные картинки на звуки [В] и [В’].
“Злая мачеха дала Золушке задание: разложить одежду в шкафах, игрушки на полках и т.п.). В синий шкаф ту, названия, которых начинаются – на твердый согласный, в зеленый – на мягкий согласный. Давайте разделимся на две команды и поможем ей, иначе она не успеет на бал!”
Дети делятся на две команды, выполняют задание, и каждая команда по очереди объясняет свой выбор.
9. Подведение итогов занятия.
С какими звуками и буквой познакомились?