Обобщающий урок окружающего мира "Растительный и животный мир Челябинской области"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать представление о растительном и животном мире Челябинской области и Златоустовского района в частности;
  2. Расширять кругозор учащихся; развивать интерес и бережное отношение к природе;
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и ее обитателям.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с растительным и животным миром Челябинской области;
  2. Способствовать формированию умения вести систематическое наблюдение за окружающим миром (погодой);
  3. Способствовать развитию умения работать с дополнительной и энциклопедической литературой.

Оборудование:

  • Контуры Челябинской области;
  • Карта Челябинской области (географическая, природных зон, растительности, зоогеографическая);
  • Атласы Челябинской области;
  • Иллюстрации и слайды растений и животных Челябинской области (ЦОР “Природа, человек, общество”: фотовыставки растительного и животного мира);
  • Гербарии растений;
  • Динамическая таблица (карточки);
  • Плакат “Их нужно охранять”;
  • Материалы о растениях и животных Челябинской области;
  • Цветные карандаши.

Ход урока

1. Целевая установка.

– Сегодня мы совершим еще одно увлекательное путешествие по Южному Уралу, только сегодня объектом нашего внимания будут не почвы, не полезные ископаемые, не формы поверхности, а растения и животные. То есть сегодня мы глубже познакомимся с живой природой нашей области.

2. Минутка календаря.

Выставляется телевизионный экран..

– Но сначала мы отметим погоду дня и проведем наблюдения за осенними изменениями в природе.
Дежурный синоптик сообщает прогноз погоды.

Сегодня ноября…..года, ясно, осадки в виде снега, температура воздуха – 7°, ветер северо-западный, продолжительность дня 9 часов 04 мин.

За прошедшую неделю самая низкая t° воздуха наблюдалась во вторник, …ноября – 14°, а самая высокая в пятницу …числа – 5°. Преобладала переменная облачность; всю неделю наблюдались осадки в виде снега. Ветер преимущественно северо-западный. Продолжительность дня за неделю сократилась на …мин.

– Назовите осенние месяцы. Посмотрите в дневниках наблюдений в свои таблицы и скажите: как изменилась t° воздуха?
– Какой самый теплый осенний месяц? Самый холодный?
– Вспомните признаки ранней осени, как ее называют в народе? (Пестрая, золотая.)

Использование динамической таблицы:

– начинается листопад;
– первые заморозки;
– дни становятся короче;
– идет дождь;
– t° воздуха понизилась;
– исчезают насекомые;
– улетают птицы.

– Вы правильно заметили, что самый холодный осенний месяц, ноябрь. Недаром в народе говорят: “Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка”. Как надо понимать смысл этой пословицы? (Толкование пословицы учащимися.)
– Да осень как бы объявляет всему живому: готовьтесь, за мной идет зима.
– Как называется эта осень? (Поздняя осень.)
– Дайте характеристику поздней осени.

Использование динамической таблицы:

– дни стали еще короче;
– чаще стоит пасмурная, холодная погода;
– идет дождь, мокрый снег, небо низкое, тяжелое,
– водоемы покрылись тонкой корочкой льда;
– небо низкое тяжелое;
– на почве заморозки;
– деревья сбросили листву;
– исчезли насекомые;
– перелетные птицы покинули наши края;
– у зверей прошла линька;
– многие залегли в спячку).

– Нравится ли вам поздняя осень? (Чаще – нет.)
– А вот как о ней пишет А.С. Пушкин:

“Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…”

– Да, природа в такие дни находится как бы в задумчивости, она готовится к отдыху.
– Ребята, когда по-вашему, наступит зима? (В ноябре; декабре; когда выпадает снег; когда реки замерзают; когда установится постоянный снеговой покров.)
– 30 ноября по календарю заканчивается осень и наступает зима, а вот фенологи говорят, что нет в природе точного дня наступления зимы.
– Давайте вместе подумаем, и скажем, когда же на самом деле наступает зима? (Когда снег выпадет и больше не тает.)
– В чем же причина таких изменений в природе? (Низкое солнцестояние, наступает похолодание, оно оказывает влияние на неживую природу, а она воздействует на живую.)

3. Изучение нового материала.

– Итак, отправляемся с вами в путешествие по Челябинской области (работа с картой и атласами). Челябинская область расположена на Южном Урале. В пределах Челябинской области выделяют три природные зоны. Златоуст расположен в горно-лесной зоне. Эта зона расположена на северо-западе и занимает всю ее горную часть. Общая площадь этой зоны составляет 21,3 тыс.кв.км. В растительном покрове гор Южного Урала прослеживается вертикальная поясность.

На горных склонах преобладают елово-пихтовые, сосновые, мелколиственные леса. Наиболее распространенные деревья (иллюстрации): ель, сосна, дуб, береза, осина, ольха.

– Что вы знаете о ели и сосне? (Это хвойные деревья, вечно-зеленые; листочки – хвоинки, они опадают не все сразу, а постепенно, поэтому деревья круглый год стоят зеленые.)
– Рядом с елью и сосной непременно можно встретить березу. Почему? (Береза растет быстрее и под ее кроной сберегается от ветра и набирает сил ель или сосна. Березу ласково называют нянькой ели и сосны.)
– Как цветет береза? (Весной, до первых листочков на березе появляются длинные сережки – это и есть цветки, к концу лета в них созревают семена.)
– А вы помните, какое дерево самое избалованное? (Это дуб – он очень требователен к почве, теплу, влаге.)
– Какое дерево издает медвяный запах? (Это липа – она цветет в середине лета, своими запахами привлекает пчел, которые собирают с ее цветков целебный мед.)
– В Златоустовском районе преобладают смешанные березово-сосновые леса. Для них характерны – ярусность, что это такое? (Кроны деревьев создают как бы этажи – ярусы: самые светолюбивые растения – занимают самый верхний этаж; менее светолюбивые – ниже, еще ниже кустарники и трава.)
– Богат и животный мир горно-лесной зоны. Из хищных зверей следует отметить:

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза, пряча нос.
(Медведь.)

(Слайд.) Бурый медведь.

– Весит 1,5 – 2 ч. (до 300 кг);
– Прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям;
– Очень острые слух и обоняние;
– Своеобразно питается, в его рацион входят трава, орехи, ягоды, желуди, лось, кабан;
– Может съесть за сутки 20–30 кг. мяса;
– За осень сильно жиреет до 100 кг.;
– В феврале рождаются медвежата весом до 600 г.;
– В нашей стране живет 2/3 от числа этих животных на Земном шаре;
– В Дании и Англии медведей уже нет.
– А что интересного нам приготовил … о медведе мы сейчас узнаем.
– Ранней весной, когда медведи просыпаются от спячки и выходят из берлог, снег еще лежит на большей территории и медведице трудно найти сухую полянку. Когда медведица ведет детенышей она время от времени подает своеобразный негромкий, но четкий “чакающий” звук. Увидит, кто-то из малышей отстал, тут же подает сигнал. Медвежата тоже издают “фыркающие” и “чихающие” звуки, но которым мать узнает своих детей. Каждую весну медведи метят свою территорию. Если на пути встречается дерево – маркер, медведь непременно подойдет к нему и обнюхает. Затем, поднявшись на задние лапы, повернется к стволу спиной и энергично потрется об него холкой и головой – оставит свой запах. Эти деревья – маркеры медведи хорошо знают, они служат как бы пограничными столбами между территориями разных медведей.
– Каких еще хищных животных обитателей наших лесов вы знаете? (Волк, рысь, барсук, куница, хорек, выдра.) (Слайды и иллюстрации.)
– Из копытных можно назвать. (Лося, косулю, пятнистого оленя.) (Слайды и иллюстрации.)
Пятнистого оленя разводят в Ильменском государственном заповеднике.
Лось – самый большой зверь Челябинской области. Благодаря охране численность лосей возросла.
– В Златоустовском районе обитает 35 видов млекопитающих, из них 17 видов – промысловые: лиса, белка, норка, горностай, ласка, ондатра. (Слайды и иллюстрации.)
– Кого из животных мы с вами можем встретить? (Белку, зайца, бурундука, суслика, хомяка, лесных мышей.)
– Расскажите что-то интересное об этих животных.
– Белка: живет преимущественно в хвойном лесу, то есть семена ели и сосны главный корм белок. Питается белка орехами, желудями, ягодами, сухими грибами.
– Самое примечательное у белки – хвост. Он не просто красивый, пушистый, он помогает белке совершать красивые 8-метровые прыжки с дерева на дерево, но она еще прекрасно плавает, движения у нее стремительные и резкие.
– Белка ведет дневной образ жизни. Ранней весной и летом, когда у белки появляются маленькие бельчата, она часто выносит их на солнцепек для принятия “солнечных ванн”, ни в коем случае нельзя приносить домой бельчат, белка их не потеряла, она где-то рядом и внимательно следит за ними.
– Заяц
. Есть заяц – беляк, и заяц – русак. Основная защита зайцев от врагов – быстрый бег. Русак может развить скорость 40–50 км/ч.
– Кормятся зайцы по ночам, а днем отлеживаются. Сразу после рождения, зайчата, насосавшись жирного, питательного молока разбегаются и прячутся в укромных местах. Сама зайчиха оставляет зайчат, чтобы не привлечь внимания врагов. Зайчиха больше не возвращается к малышам, а кормит их любая другая зайчиха, которая их найдет. Последнее потомство (а их за лето бывает 2–3) зайчиха приносит осенью – их называют листопадничками.
– Из пресмыкающихся распространены (слайды и иллюстрации) ящерица живородящая, уж, медянка и гадюка обыкновенная. Вспомните, какое интересное свойство ящерицы нам раскрыл в своем рассказе “Первая охота” Виталий Бианки. (Ящерица может отбрасывать в случае опасности свой хвост.)
– Птицы, представлены такими крупными видами, как (слайды и иллюстрации) глухарь, серая куропатка (взята под защиту), рябчик, серый гусь, филин, сова, беркут, подорлик, дятел. Всего в Златоустовском районе насчитывается 110 видов птиц.

4. Работа с картой.

– Отметим на картах границу горно-лесной зоны: на севере области найдите оз. Синара, западнее оз. Иртяш, оз. Увильды, Аргазинского водохранилища, по реке Миасс.
– А сейчас мысленно перенесемся на юг нашей области. На холмистую равнину, пониженную на востоке и приподнятую на западе. Мы попадаем в природную зону степи.
Самое лучшее время в степи – это весна. После зимних холодов и метелей, заставляющих затихнуть всю природу, наступает тепло, снег быстро стаивает и черная парующая земля начинает покрываться изумрудной травой. Вскоре появляются многочисленные растения: желтые и красные тюльпаны, снежно-белые птицемлечники, беленькие крокусы и другие. В май степь преображается: зацветают пунцовые маки, низкорослые ирисы с фиолетовыми и желтыми цветами, которые перемешиваются с ярко-золотыми адонисами, бледно-фиолетовыми фиалками.
Июнь – время полного расцвета степной растительности: пышно развиваются злаковые, особенно, ковыль. Степь в это время представляет собой роскошный цветной ковер.
– В августе число цветущих растений сильно падает. Степь отливает золотисто-стальным оттенком. В это время расцветает степная астра, полынь, одуванчик. Отлично описаны степи южного приуралья замечательным русским писателем С.Т. Аксаковым:
– “… Осенью ковыльные степи снова совершенно меняются и получают свой самобытный, ни с чем не схожий чудный вид: выросшие во всю свою длину и вполне распустившись перлово-сизые волокна ковыля, при легком дуновении ветерка уже колеблются и струятся мелкой, слегка серебристой зыбью. НО сильный ветер, безгранично властвуя степью, склоняет до пожелтевших корней, слабые гибкие кисти ковыля, треплет их, хлещет рассыпая направо и налево, бьет от увядшую землю, несет по своему направлению, и сразу представляется необозримое пространство, все волнующиеся и все как будто текущее в одну сторону; никакое течение воды на него не похоже; но скоро своим однообразием оно утомляет зрение…
Наконец, наступает первозимье: снег покрывает землю, ложится пороша, испещряется степь русачьими, волчьими следами и следами мелких зверей – степных хорьков, ласки, горностая…
”.

– Большая часть целинных степей распахана и превращена в поле совхозов и колхозов.
– Животный мир помимо обычно встречающихся волка, лисицы, барсука, широко представлен отрядом грызунов (слайды и иллюстрации): сурки, суслики, полевые мыши); водятся тушканчики.
– Из птиц можно встретить (иллюстрации и слайды): серого журавля, серую цаплю, дрофу, стрепета, степных орлов и коршунов.
– Широко распространены различные насекомые, приносящие вред сельскому хозяйству.

5. Работа с картой.

– Отметим на картах границу степной зоны: степная зона занимает весь южный выступ области, граница проходит по течению реки Уй.
– У нас остались еще одна природная зона, я дам вам характеристику этой зоны, а вы попробуйте сами дать ей название:
– В северной части зоны в растительном покрове чередуются между собой сосновые (иногда с лиственными), елово-сосновые, березово-сосновые леса с участками луговой степи. Южная часть – луговые и разнотравно-злаковые степи чередуются с сосновыми борами, сосново-березовыми рощами, березовыми колками.

(Слайды.) Животный мир этой зоны схож с животным миром горно-лесной зоны. Здесь также нередки лось, косуля, лисица, волк, заяц, белка. Из птиц наряду с глухарями часто встречается тетерев, который имеет большое промысловое значение.

В озерах водится много рыбы: рипус, плотва, сазан, карп, окунь, судак, ерш, щука, налим; в реках – форель. Главными промысловыми рыбами в нашей области являются карась и плотва (чебак).

6. Работа с термином.

– Эта зона расположена между лесной и степной и является как – бы переходной (лесостепная).

Работа с картой.

– Границы этой зоны уже отмечены. Она занимает всю оставшуюся территорию области.
– Природа является постоянным и необходимым условием жизни человека. Неразрывно с природой и жизнью человека связана жизнь растений и животных, вспомните цепи питания, если выходит из строя одно звено, то непременно изменяются и остальные звенья, и приводит к необратимым последствиям. Чтобы избежать губительных изменений, необходимо бережно с заботой относиться как к неживой, так и к живой природе.

7. Итог:

– В каких природных зонах лежит Челябинская область?
– Назовите наиболее распространенные в нашей области растения?
– Кого из животных мы можем встретить в лесу?

Плакат.

– Кто занесен в Красную книгу? Почему? (Медведь, сурок, ласка, выдра, бобр, пятнистый олень, лось, косуля, белая куропатка, серая куропатка, дрофа, стрепет. Находятся на грани исчезновения, численность мала.)
– Если вы хотите подробно узнать о жизни того или иного животного, вы можете воспользоваться вашими сочинениями, выставку которых мы сейчас оформим.