Два правила я бы дал для воспитания:
самому не только жить хорошо,
но работать над собой, постоянно
совершенствуясь, и ничего не
скрывать из своей жизни от детей….
Л.Н. Толстой
Работа профилактического характера с родителями учащихся становится все более востребованной и школой, и самими родителями. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем, сколько о повышении психологической компетентности родителей. Только тогда, когда данная работа проводится регулярно, и она носит систематический характер, тогда она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.
Тематические выступления педагогов, психологов на встречах с родителями являются интересной формой профилактической и развивающей работы с родителями. Выступления могут быть короткими и являться частью общего собрания, а могут стать содержанием отдельной встречи, на которую родители придут специально. В любом случае с точки зрения налаживания конструктивного взаимодействия это полезно.
Чтобы взаимодействие с родителями принесло реальную пользу, важно строить его на основе субъект-субъектных отношений. Педагоги и психологи могут способствовать развитию психологической культуры родителей, если будут удерживаться на позиции доброжелательного отношения к ним, уважения к их родительскому опыту.
Когда педагог или психолог обращает внимание родителей на некоторые возрастные особенности детей, это позволяет им по-новому взглянуть на развитие своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону. Педагоги или психолог, занимающиеся практической деятельность, во многом являются переводчиками психологических знаний с научного языка, доступного немногим, на язык понятный, обыденный, свойственный повседневной жизни. Важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавлять в них дополнительные грани восприятия. Важно, чтобы произошла встреча родительского жизненного опыта и психолого-педагогических знаний. “Родительская школа” – это не противостояние и противодействие, а диалог и возникновение контакта. Чаще всего часть родителей проявляют интерес, находят что-то полезное для себя в обсуждаемой теме, хотят и могут еще раз прийти на подобные встречи, а это и есть результат данной формы работы. Родители, ученики и педагоги не отмахиваются от школьного психолога, а продолжают обращаться за советом, консультируются и предлагают темы следующих встреч.
Главное, что было нами понято, после долгих лет ведения “Родительской школы” (более десяти лет), что педагоги-психологи не должны перевоспитывать семью, но они могут содействовать становлению ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Поэтому составной частью такого взаимодействия будет являться информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе.
Основная масса родителей не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители через практическую совместную работу вместе пытаются найти эффективные способы решения разных проблем.
Основанием взаимодействия является уважение к родителям. При проведении бесед с родителями, где бы они ни проходили (в частной, неофициальной обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании), рекомендуется:
– уметь войти в положение родителей, не обвинять их в плохом поведении и
учебе ребенка, не требовать улучшения положения (родитель порой не знает, как
это положение исправить); давать педагогические советы и рекомендации, причем
делать это очень убедительно;
– избегать негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители
часто воспринимают это как критику в свой адрес;
– уметь выслушать критические замечания родителей, правильно взвешивать их
обоснованность;
– начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким
образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
Предложенная на “Родительской школе” игра “Маленькие секреты воспитания” (Приложение) позволяет научиться сохранять теплоту и открытость отношений в семье, так как в непринужденной форме сами родители могут поработать с предложенными карточками, которые помогают им ответить на вопрос: “Что необходимо для того, чтобы вырастить неудачника? Что необходимо для того, чтобы вырастить счастливого человека?” У каждого из родителей есть выбор. Затем каждый желающий может высказаться и, в итоге, получить правильный совет.
И, конечно же, нельзя допускать, чтобы педагог или психолог бесцеремонно вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее внутреннего мира, появляясь в качестве судьи семейных отношений.
Ян Амос Каменский рассуждал: “Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости”. А в “мудрости” важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – “умение осторожно и разумно управлять самим собой”.
Литература:
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика семьи и свободы / Ю.П. Азаров. – М., 1993.
- Гребенников И.В. Школа и семья / И.В. Гребенников. – М., 1985.
- Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 1996.
- Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С.Н. Дубинин //СПО. – 2009 – № 5 – с.29–31.
- Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.
- Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1995.
- Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей / В.Н. Соколова. – М., 1991.
- Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Л., 1991.