Формирование индивидуальных способов самообразования в системе работы с одаренными детьми

Разделы: Математика


Актуальность:

В современных условиях учитель, избавляясь от комплекса «главного звена» в передаче знаний, приходит к применению в своей деятельности принципа майевтики (творческой деятельности учащихся под руководством учителя, сотворчества педагога и школьников).
В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышленияученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить  и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.

Цель: формирование индивидуальных способов самообразования в рамках работы с одаренными детьми.

Задачи:

  • определить методологическую базу формирования индивидуальных способов самообразования детей: психологические как индивидуализированные особенности личности, социальные как адаптационные возможности личности, педагогические как принципы и методические подходы;
  • смоделировать педагогические ситуации формирования индивидуальных способов самообразования детей;
  • апробировать модель среды для формирования индивидуальных способов самообразования детей;
  • создать необходимые условия для выявления и поддержки одаренных детей;
  • привлечь возможно большее число учащихся в олимпиадное движение;
  • развивать у учащихся самостоятельность и склонность к самообразованию.

Мотивационная характеристика:

Выход на высокий уровень творческих компетенций – способность к творческому саморазвитию.

Развитие личности ученика

  • Определение уровня развития личности ученика при помощи психологического мониторинга и мониторинга обученности и деятельности по математике;
  • Выявление траектории развития личности ученика;
  • Составление индивидуального плана самообразования;
  • Создание ситуации успеха;
  • Индивидуальный прогресс ученика.

Используя структурно-логические схемы Айсмонтаса Б.Б., составленные в соответствии с требованиями Госстандарта мы попытались  выявить  индивидуальные траектории развития математических способностей отдельно взятых учащихся.

Учитель должен выявлять и развивать индивидуальные способы самообразования ребенка, при правильной самоорганизации которой, он  сможет добиться своего творческого развития.

Мы создали все условия для формирования индивидуальных способов самообразования детей в школе.

Кто же такой одаренный ребенок? И как надо выстроить работу с ним? В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения учителям требуется для создания условий эффективной работы с учащимися в своем классе тщательное изучение имеющихся теоретических и практических материалов по данной проблеме.
Возможным выходом столь важной и объемной работы может стать установление сотрудничества педагогов  нашего района в организации работы с одаренными детьми.

Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребенком является привитие вкуса к серьезной творческой работе.

Основной упор в работе с такими детьми  следует делать на самообразовании. Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленный на собственное развитие.

Тема самообразования учителей МО – формирование индивидуальных способов самообразования обучающихся: методы и методики.

Какие методы и методики применяются при формировании индивидуальных способов самообразования детей? Как и предполагали, у каждого ученика наблюдается индивидуальный способ самообразования. Исследования велись по 30 критериям.  Например, Таня Лукина – ученица 10 класса. Она  является отличником учебы. Самостоятельно без помощи взрослых ставит цели и задачи. Перспектива – поступление в высшее техническое учебное заведение (в центральный ВУЗ, архитектура). Имеется перспективный план на лето, на следующий год и на будущее. Уровень интеллектуального развития: темп интеллектуальной деятельности намного выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Тип одаренности – интеллектуальная.

А у Адамова Владика скрытая творческая одаренность. Мальчик очень начитанный. В 7 классе на региональном фестивале «Дьо5ур» в интеллектуальном марафоне занял 1-2 место. Захарова Зоя улучшает качество  самообразования путем улучшения мыслительных операций, решая логические задачи, типа судоку и т.д.

Неустроева Надя предпочитает исследовательскую работу. У Аммосовой Саины наблюдается высокая мотивация к учебе. Предпочитает опережающее обучение, хотя уровень интеллектуального развития средний. Знает свои недостатки. Работает над их устранением. Индивидуальный способ обучения подбирается и для слабоуспевающих учащихся. Например, у Лукина Юлиана наблюдается интерес к графопостроению. У братьев Окороковых ярко выраженная способность к моделированию. И на уроке математики можно развивать художественные способности учащихся. Так Тома Елисеева составила сборник задач для устного счета. По теме «Обыкновенные дроби» нарисовала коврики, применяет  и  аппликацию, которое развивает пространственное воображение.  Будем и дальше развивать художественную способность на уроках математики. У Борисова Долуна преобладает теоретический тип мышления и т.д.

Из этого можно выделить, что являются предпосылками, основой и способами для работы над собственным самообразованием.

Предпосылки для начала работы над самообразованием:

  • Тематические вопросники;
  •  Уровневые, долгосрочные задания  большого объема;
  •  Творческие задания;
  •  Недовольство уровнем развития мышления;
  •  Выбор метода обучения и т.д.

Основа:

  • наличие комфортных условий в школе и дома;
  • оценка и осмысленность результатов своих действий;
  • развитость мыслительных операций;
  • владение техникой восприятия информации;
  • соблюдение режима дня;
  • заинтересованность и требовательность родителей;
  • личная или домашняя библиотечка;
  • наличие компьютерной техники и интернета и т.д.

Умения – это освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков (Схема «Универсальные учебные действия»). Знания и навыки являются первичными. Опираясь на них приобретаются общеучебные умения и навыки. К ним можно отнести такие блоки как планирование учебной деятельности, организация своей учебной деятельности, восприятие информации, мыслительная деятельность, оценка и осмысление результатов своих действий. Опираясь на общеучебные умения и навыки, приобретаются универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, включая организацию учебного процесса.

В первый год экспериментальной работы проблемой МО была – формирование индивидуальных способов самообразования детей посредством приобщения к научно-исследовательской работе.
Во второй год – поиск и внедрение индивидуальных способов самообразования детей по предмету обучения.

И каждый педагог МО работает над своей проблемой. Моя проблема как учителя математики –  формирование индивидуальных способов самообразования детей по математике в системе работы с одаренными детьми. Для  решения этой проблемы составлен проект «Моделирование математической образовательной среды, формирующей индивидуальные способы самообразования в рамках системы работы с одаренными детьми».
За последние 10 лет, работая по проекту «Моделирование образовательной среды, развивающей индивидуальные способности учащихся», наблюдаю положительную динамику развития в системе работы с одаренными детьми.
Учитель должен создать все условия для развития индивидуальных способностей учащихся. А учащиеся по способности или по желанию выбирают тот или иной вид деятельности. Ученик и учитель являются двумя субъектами одного процесса. Поэтому уместно тесное сотрудничество «Ученик – учитель».

Выводы:

  • Составлен мониторинг по определению уровня обученности и деятельности по предмету обучения;
  • Выявлены траектории развития отдельно взятых учащихся;
  • Созданы комфортные условия для работы самообразованием в кабинете математики и ситуации успеха;
  • Составлены схемы плана самообразования, индивидуальной учебной программы, индивидуального контроля знаний (тематические);
  • Ведется прослеживание за развитием  индивидуальных способов самообразвания детей.

Рекомендации:

  • Изучить соответствующую литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
  • Изучить личность ученика;
  • Подобрать индивидуальный метод обучения;
  • Проследить за развитием индивидуальных способов самообразования;
  • Стремиться к тому, чтобы самообразование стало потребностью для саморазвития.
  • Помнить, что главный результат работы учителя это –  ученики, умеющие учиться самостоятельно.

Использованная литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова.– М.; Просвещение, 2008.
  2. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике. Официальные документы. – Математика, №15/ 2010
  3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  4. Материалы из Интернета

Приложения:

  1. Схема «Общеучебные универсальные действия» (Приложение 1)
  2. Схема «Развитие личности» (Приложение 2)
  3. Формирование индивидуальных способов самообразования: методы и методики (Приложение 3)
  4. Мониторинг обученности и деятельности по математике (Приложение 4)
  5. Презентация «Формирование индивидуальных способов самообразования по математике» (Приложение 5)